Дело № 2-1138/2023
УИД 33RS0008-01-2023-001792-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2023 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Е.Е., при секретаре судебного заседания Панфиловой О.Б., с участием прокурора Голубевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ ВО «Курловская районная больница» об обязании организовать деятельность по продаже лекарственных препаратов,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ ВО «Курловская районная больница» об обязании организовать в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес> розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, в ходе которой установлено, что несмотря на наличие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничной торговли лекарственными препаратами) у ГБУЗ ВО «Курловская районная больница», в фельдшерско-акушерском пункте по адресу: <адрес> являющемуся структурным подразделением больницы, аптечный пункт отсутствует, розничная торговля лекарственными препаратами для населения не ведется. Ближайшая аптека расположена в 7 км от д. <адрес> в <адрес>. Количество постоянно проживающих жителей в д. <адрес> 843 человек, в 2 км от деревни в <адрес> проживает 74 человека, в 8 км – в д. <адрес> – 25 человек. Таким образом, до настоящего времени не обеспечено проживающим в указанных населенных пунктах гражданам предоставление фармацевтических услуг, что является нарушением прав на доступность приобретения лекарственных препаратов и качественное оказание медицинской помощи.
Прокурор Голубева Е.В. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям, просила их удовлетворить, настаивала на сроке для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Курловская районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просили установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Федоровцева О.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, возражала в удовлетворении исковых требований, поясняла, что для организации в ФАПах реализации лекарственных препаратов необходимы денежные средства по приносящей доход деятельности, которые в настоящее время в учреждении отсутствуют, в случае выделения финансирования в необходимом объеме, розничная торговля лекарственными препаратами будет осуществляться и в <адрес> ФАПе.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства здравоохранения Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В телефонограмме ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение оставили на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ст. 4, 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 323- ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п. 5 ст. 19 Закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 69 Закона № 323-Ф3 право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста; лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Статьей 79 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ст. 55 указанного закона).
Перечень работ и услуг, которые включены в фармацевтическую деятельность, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 N 547 (ред. от 29.11.2022).
Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н утверждены Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с п.п. «б» п. 7 Правил, руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает определение политики и целей деятельности, направленных на удовлетворение спроса покупателей в товарах аптечного ассортимента, минимизацию рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок, а также эффективное взаимодействие медицинского работника, фармацевтического работника и покупателя. В целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента руководитель субъекта розничной торговли организует обеспечение системы закупок, предотвращающей распространение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента; оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск (п.п. «а», «б» п. 8 Правил).
Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 24.11.2021 №1093н. утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Согласно п.1 указанных Правил, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, без рецепта и (или) по рецепту на лекарственный препарат, оформленному медицинскими работниками, а также по требованию медицинской организации для аптечной организации.
Судом установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Указанное исковое заявление подано в защиту прав неопределенного круга лиц - населения д. <адрес>, <адрес> и д. <адрес> <адрес>, на доступность приобретения лекарственных препаратов и качественное оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями, установленными в Российской Федерации.
Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении. В ходе которой было установлено, что в структуру ГБУЗ ВО «Курловская районная больница» входит, в том числе, фельдшерско-акушерский пункт (далее – ФАП), расположенный по адресу: <адрес>
Целью деятельности медицинского учреждения является реализация прав человека и гражданина в области здравоохранения, обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, для достижения уставных целей учреждение осуществляет также фармацевтическую деятельность.
Данный факт сторонами не оспаривается, поэтому в силу ч.2 ст.68 ГПК РФ, дальнейшее доказывание этих обстоятельств не требуется.
Из Устава (л.д. 76-89) следует, что основным видом деятельности ГБУЗ ВО «Курловская районная больница» является медицинская деятельность, в том числе фармацевтическая.
ГБУЗ ВО «Курловская районная больница» имеет действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Министерством здравоохранения администрации Владимирской области (л.д. 7-8).
На основании данной лицензии, местом осуществления указанного лицензируемого вида деятельности является, в том числе, фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный ФАП входит в перечень обособленных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, осуществляющие розничную продажу лекарственных препаратов, что подтверждается Приложением № к Распоряжению Департамента здравоохранения Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11-30).
Согласно п.2 Распоряжения №, руководителям медицинских учреждений, отраженных в Приложении № к Распоряжения № поручено организовать в обособленных подразделениях, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, розничную продажу лекарственных препаратов.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: <адрес>, не осуществляется.
Данный факт подтверждается также сообщением администрации МО Краснооктябрьское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, согласно которым на территории д. <адрес> <адрес> аптеки, аптечного киоска, аптечного пункта нет. Ближайшая аптека от д. <адрес> находится в <адрес> (удаленность 7 км). Количество жителей, постоянно проживающих в <адрес>, составляет 843 человека. Кроме того, вблизи расположены следующие населенные пункты: <адрес> и д. <адрес> (л.д. 10).
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что граждане, проживающие в указанных населенных пунктах, фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.
Из ответа ГБУЗ ВО «Курловская районная больница» на требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в <адрес> аптечных пунктов не имеется (л.д. 8).
Доказательств того, что ответчиком предпринимались все возможные меры для достижения той цели деятельности учреждения, для которой оно создано, в части реализации прав и гарантий граждан в надлежащем обеспечении лекарственными препаратами, суду не представлено. Трудности, связанные с организацией и финансированием данной деятельности, не освобождают ответчика от исполнения основных задач деятельности ФАП.
Сложившаяся ситуация существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечет возникновение значительных неудобств, временных и материальных затрат, связанных с возможностью приобретения гражданами лекарственных средств только в отдаленном населенном пункте, что создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения, а также неопределенного круга лиц, оказавшегося на его территории.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, указанный срок является разумным и реальным для исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 3327102172) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 3314003110) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░