Дело № 2-1227/2023
74RS0019-01-2023-002081-35
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г.Касли 04 декабря 2023 года
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Янковской С.Р.,
при секретаре Карташовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышёвой ГМ к администрации Каслинского городского поселения об обязании разместить на сайте специальную версию (функцию) для слабовидящих, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Чернышёва Г.М. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом поданного уточнения, к администрации Каслинского городского поселения об обязании разместить на сайте специальную версию (функцию) для слабовидящих, компенсации морального вреда. Свое требование мотивировала тем, что является инвалидом второй группы с детства. Инвалидность установлена Чернышёвой Г.М. бессрочно. В связи с возрастом у пожилых людей неизбежно возникают расстройства здоровья, потеря психологической гибкости и способности к адаптации (снижение концентрации внимания, ухудшение зрения, слуха, трудности в осмыслении услышанного, увиденного). Инвалидность истца влияет на её возрастные изменения, а возрастные изменения - на её инвалидность, усиливая друг друга. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Технологии инклюзии (специальные версии сайтов) создаются для обеспечения пожилым людям, инвалидам равных прав на включение в социальные, образовательные и трудовые отношения. Умение, при исполнении служебных обязанностей ответчиком взаимодействовать с пожилыми людьми, людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством сети «Интернет» приобретает статус особой значимости и признается важным структурным компонентом, определяющим развитие гражданского общества. Достаточным для признания нарушения ответчиком закона, правил и как следствие прав истца, является сам факт отсутствия специальной версии сайта, которой неограниченно наравне со всеми может использовать и истец пожилого возраста с инвалидностью. Требования об инклюзивности сайта определены правилами, изданными на основании Закона. Специальная версия сайта создается для неопределенного круга лиц, к которым относится и истец. Право пользования специальной инклюзивной версией сайта не предусматривает ограничений.
Истцу причинен моральный вред, который он оценивает в 30 000 рублей. Моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Соответственно, действия (бездействие) органов власти, нарушающие требования Закона, не только лишают истцу самой возможности получить информацию, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права истца, причиняя ему тем самым моральный вред (нравственные страдания). Компенсация морального вреда является частью установленного законом механизма восстановления нарушенного права гражданина на доступ к информации органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами. При нарушении гарантированных конституционных прав граждан органами публичной власти и их субъектами наличие морального вреда и вины причинителя презюмируются.
Со ссылкой на статью 10 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статью 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О техническом регулировании», ГОСТ Р 70186-2022 «Требования доступности для людей с инвалидностью и иных лиц с ограничениями жизнедеятельности», приказ Минэкономразвития от 15 ноября 2022 года № 624 «Об утверждении требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций», просит обязать ответчика разместить на сайте htpp://www.gorod-kasli.ru специальную версию (функцию) для пользователей с ограничениями жизнедеятельности, включая людей с инвалидностью, временной потерей трудоспособности и пожилых людей, соответствующую ГОСТ Р70186-2022, в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать компенсацию морального вреда в размере тридцать тысяч рублей.
В судебное заседание истец Чернышёва Г.М. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Каслинского городского поселения Конюхов М.Н., действующий на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями, с учетом поданного уточненного иска, не согласился. Пояснил, что сайт администрации Каслинского городского поселения отвечает установленным стандартам, на сегодняшний день имеется возможность пользования сайтом администрации Каслинского городского поселения для слабовидящих лиц. Указал, что сама по себе ссылка для слабовидящих не является необходимостью, поскольку все устройства с выходом в Интернет обладают функцией «увеличение текста», обеспечиваемого браузером. Кроме того, в прошлом году сайт администрации Каслинского городского поселения был зарегистрирован в СМИ в Роскомнадзоре, что подтверждает прохождение государственной проверки. Полагал, что исковое заявление подано с целью злоупотребления правом и получения материальных благ, кроме того, истец не предоставил информацию о том, что ему действительно необходимо пользоваться данным сайтом.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав все материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно п.6 ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.2 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.14 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В частности, в силу пп.5 и 6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В силу Приказа Минцифры России от 12 декабря 2022 года № 931 «Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - органы государственной власти, органы местного самоуправления) и подведомственные им организации должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - версия для инвалидов по зрению, официальные сайты соответственно), переход к которым должен осуществляться с главной страницы официального сайта в случае, если официальный сайт не соответствует требованиям пункта 3 настоящего Порядка.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные им организации должны определить визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления четким, контрастным текстом.
Для обеспечения условий доступности версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:
нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версии для инвалидов по зрению в виде описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только в целях украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций;
графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, должны отображаться в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
посетитель официальных сайтов органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций должен иметь возможность увеличения размеров текстовой информации до 200%, увеличения интервала между буквами, а также изменения шрифта и цветовой схемы.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, истец Чернышёва Г.М. является инвалидом второй группы, что подтверждается, представленным в материалы дела, федеральным реестром инвалидов.
Истец Черныщёва Г.М. проживает в <адрес>, о чем она указала сама в исковом заявлении.
Установлено, что истец обратилась за информацией к официальному сайту администрации Каслинского городского поселения httр://www.gorod-kаsli.ru, и обнаружила отсутствие функции сайта для слабовидящих.
В ходе рассмотрения дела судом установлено несоответствие сайта httр://www.gorod-kаsli.ru требованиям ст.10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Приказа Минцифры России от 12 декабря 2022 года № 931 «Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не обеспечен доступ лиц, имеющих ограничения по зрению: версия для слабовидящих не установлена, гиперссылка на нее отсутствует.
При этом доказательства соответствия интернет-сайта требованиям доступности для лиц, имеющих ограничения по зрению, стороной ответчика не представлено.
Сочетание клавиш и кнопки манипулятора «мышь», позволяющие увеличить изображение на экране на конкретном устройстве (персональный компьютер, ноутбук, планшет и т.д.), вопреки доводам представителя ответчика, версией сайта для слабовидящих не является, размещение на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта Администрации Каслинского городского поселения для слабовидящих не заменяет.
С учетом изложенного, и при установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу об обязании администрации Каслинского городского поселения разместить на сайте httр://www.gorod-kаsli.ru специальную версию (функцию) для пользователей, имеющих ограничения по зрению путем предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с Приказом Минцифры России от 12 декабря 2022 года № 931 «Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В то же время, суд полагает, что нет необходимости указывать конкретные меры приведения сайта ответчика в соответствии с ГОСТ Р 70186-2022, поскольку орган местного самоуправления вправе руководствоваться и иными нормативными актами, актуальными на момент исполнения судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что для реального исполнения решения суда в организации специальной версии (функции) для пользователей, имеющих ограничения по зрению путем предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствие с Приказом Минцифры России от 12 декабря 2022 года № 931 "Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» требуется значительный промежуток времени, исходя из целесообразности и разумности, суд считает необходимым определить ответчику срок для исполнения удовлетворенных исковых требований в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Рассматривая требования истца Чернышёвой Г.М. о взыскании морального вреда в размере 30 000 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, основываясь на совокупности имеющихся в деле документов, исходя из требований разумности и справедливости, и того, что судом установлена вина ответчика, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем решение о распределении судебных расходов судом не принимается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Чернышёвой ГМ к администрации Каслинского городского поселения об обязании разместить на сайте специальную версию (функцию) для слабовидящих, взыскании морального вреда удовлетворить частично.
Обязать администрацию Каслинского городского поселения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу разместить на сайте httр://www.gorod-kаsli.ru специальную версию (функцию) для пользователей, имеющих ограничения по зрению путем предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих) в соответствии с Приказом Минцифры России от 12 декабря 2022 года № 931 «Об установлении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Взыскать с администрации Каслинского городского поселения в пользу Чернышёвой ГМ компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья Янковская С.Р.