УИД 47RS0008-01-2023-001859-19
Дело № 12-16/2024
РЕШЕНИЕ
02 мая 2024 года г. Кириши
Ленинградской области
Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление военного комиссара Волховского и Киришского районов Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ,
установил:
постановлением военного комиссара Волховского и Киришского районов Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
ФИО1 в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок обратился в суд с жалобой на данное постановление, в обоснование доводов жалобы ссылается, на то, что является военнообязанным, состоит на учете в военном комиссариате Волховского и Киришского районов Ленинградской области по месту жительства. ФИО1 была получена повестка о необходимости явиться в военный комиссариат к 08 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ, однако, явиться в указанную дату ФИО1 не мог по причине болезни, о чем сообщил сотруднику военного комиссариата по телефону заранее. Факт временной нетрудоспособности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается электронным листом нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ, затем больничный был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается электронным листом нетрудоспособности № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 явился в военный комиссариат Волховского и Киришского районов Ленинградской области и передал данные медицинские документы, однако в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 21.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
На основании изложенного, просит постановление отменить и производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Заявитель ФИО1 после разъяснения ему прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 25.1, 24.4 КоАП РФ, а также положений ст. 51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявлял, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, не явилось на рассмотрение жалобы, но было уведомлено о времени и месте ее рассмотрения.
Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, в связи с отсутствием обязанности должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дела об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении жалобы, суд, в соответствии с положениями пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, считает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ в порядке производства по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В этих целях должностное лицо, административный орган должны соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в пределах объема вмененного лицу, в отношении которого ведется производство по такому делу, административного правонарушения, решение которого недопустимо и ухудшает положение этого лица.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены часть 2 ст. 28 КоАП РФ. В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в числе прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Из представленных материалов дела следует, что основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении по ст. 21.5 КоАП РФ явились следующие обстоятельства: неявка по повестке без уважительной причины.
Посчитав указанные обстоятельства установленными, военный комиссар Волховского и Киришского районов Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Вместе с тем событие вмененного ФИО1. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано, поскольку не содержит сведений об обстоятельствах, при которых совершено административное правонарушение, указания на срок, в который возложенная законом обязанность должна была быть исполнена ФИО1, а также не указана дата, время и место совершения правонарушения, а также соответствующая часть ст. 25.1 КоАП РФ.
Несоблюдение требований, предъявляемых ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения является существенным недостатком протокола об административном правонарушении и может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность оспариваемого постановления.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в 3 пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Поскольку существенные нарушения процессуальных норм при составлении протокола об административном правонарушении влекут признание данного протокола недопустимым доказательством, указанный процессуальный документ не мог быть использован в качестве доказательства, подтверждающего вину ФИО1 во вменяемом административном правонарушении.
На стадии обжалования постановления о назначении административного наказания такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, должны быть указаны и в постановлении по делу об административном правонарушении.
Вынесенное в отношении ФИО1 постановление по делу об административном правонарушении не содержит сведений об обстоятельствах, при которых совершено административное правонарушение, указания на срок, в который возложенная законом обязанность должна была быть исполнена ФИО1, а также не указана дата, время и место совершения правонарушения, а также соответствующая статья КоАП РФ.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, поскольку не позволяют проверить в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, состава вменяемого правонарушения, то есть не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление военного комиссара Волховского и Киришского районов Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу ФИО1 на постановление военного комиссара Волховского и Киришского районов Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление военного комиссара Волховского и Киришского районов Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 21.5 КоАП РФ, отменить, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить в связи недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии судебного решения.
Судья