РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 апреля 2016 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Щербакова Л.В.,
при секретаре: Приговоровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-123/16 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Авдеевой А.А. об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами,
УСТАНОВИЛ:
Комитета лесного хозяйства Московской области, с учетом уточнения заявленных требований, обратился в суд с иском к Авдеевой А.А. об истребовании из чужого незаконного владения Авдеевой А.А. земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>
Свои требования истец мотивирует тем, что земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, расположенные по адресу: <адрес>, находятся в собственности Авдеевой А.А. Однако данные земельные участки фактически находятся на землях лесного фонда: квартала <номер> Виноградовского сельского участкового лесничества и квартала <номер> Томилинского участкового лесничества, являются собственностью Российской Федерации. Площадь наложения составила 12153 кв.м. Земли государственного лесного фонда, на котором расположены спорные земельные участки не были в установленном порядке выделены из земель, собственником которых является Российская Федерация, что свидетельствует о незаконности формирования участков, постановки их на кадастровый учет, установлении категории земель отличной от земель лесного фонда и дальнейшей передачи участков в собственность граждан (т. 1 л.. 2- 7, т. 2 л.д. 66-71).
В судебном заседании представитель истца по доверенности (т.2 л.д. 65) Малахова Ю.Б. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Фролов И.Г. (т. 2 л.д. 8-9) иск не признал, поддержал представленные письменные возражения, приобщенные к материалам дела. В обоснование возражений указали, что с учетом заключения землеустроительной экспертизы, наложений спорных земельных участков на земли лесного фонда не установлено, истцом не представлены относимые и допустимые доказательства факта наложения земельных участков ответчика на земли государственного лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества или Томилинского участкового лесничества, в связи с чем, нарушения прав истца действиями ответчика по постановке своих земельных участков на кадастровый учет не установлено. Надлежащих и достаточных доказательств вхождения спорных земельных участков в состав земель лесного фонда Российской Федерации истцом не представлено. Заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Третье лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области, представитель по доверенности Киселева С.А. просила в иске отказать по доводам, указанным в возражениях ответчика.
Третьи лица Администрация Раменского муниципального района Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Пугачев А.А., Булаевскаяч Н.Н., Каширский В.Н., Давыдова В.Н., Зверева С.Н., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, уважительности причин неявки в суд не представили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписок из ЕГРП земельные участки с кадастровыми номерами: <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес> - принадлежат на праве собственности Авдеевой А.А. (т. 2 л.д. 163 – 167).
Формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами <номер> произведена на основании постановления главы администрации <...> Сельсовета Раменского района Московской области от <дата> <номер> «О закреплении земельных участков в собственность» (т. 2 л.д. 112-113).
Сведения о признании указанного постановления от <дата> <номер>, на основании которого произведено выделение земель гражданам из состава земель населенных пунктов, недействительным - отсутствуют. Лесоустроительной документации, подтверждающей вхождение территории выделенных земельных участков гражданам по состоянию на <дата> или ранее истцом не представлено.
Земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, относящиеся к землям населённых пунктов, поставлены на государственный кадастровый учет <дата> в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, что подтверждается кадастровыми выпискамми о земельных участках (т.1 л.д. 16-34).
По всем принадлежащим ответчику земельным участкам проведено межевание, и эти участки поставлены на государственный кадастровый учет. Местоположение участков ответчика отражено в дежурной-кадастровой карте. Категория спорных участков (населенных пунктов) с момента формирования не изменялась. Границы указанных земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из постановления главы администрации <...> Сельсовета Раменского района Московской области от <дата> <номер> «О закреплении земельных участков в собственность», следует, что изначально земельные участки <адрес> принадлежали гражданам Каширскому В.Н., Зверевой С.Н., Давыдовой В.Н., Пугачеву А.А. и Булаевской Н.Н.
Земельные участки выделены администрации <...> Сельсовета Раменского района Московской области первоначальным собственникам для ведения личного подсобного хозяйства из земельРаменского района и в границах <адрес> - населенного пункта сельского поселения <...>.
Так, постановлением главы администрации <...> Сельсовета Раменского района Московской области от <дата> <номер> «О закреплении земельных участков в собственность» за Каширским В.Н. закреплен в собственность земельный участок <адрес>, площадью 2325 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, за Зверевой С.Н. закреплен в собственность земельный участок <адрес>, площадью 2501 кв.м, за Давыдовой В.Н. закреплен в собственность земельный участок <адрес>, площадью 2501 кв.м, за Пугачевым А.А. закреплен в собственность земельный участок <адрес>, площадью 2326 кв.м, за Булаевской Н.Н. закреплен в собственность земельный участок <адрес> площадью 2500 кв.м.
Право собственности на указанные участки зарегистрировано за первоначальными правообладателями спорных земельных участков Каширским В.Н., Зверевой С.Н., Давыдовой В.Н., Пугачевым А.А. и Булаевской Н.Н. в <дата>.
Судом установлено, что спорные земельные участки на основании договоров купли-продажи приобретены ФИО1 у первоначальных правообладателей. В последующем земельные участки ФИО1 проданы ФИО2 на основании договоров купли-продажи. В последующем спорные участки у ФИО2 приобретены на основании договоров купли-продажи ФИО3 Переходы права собственности на участки зарегистрированы в установленном порядке.
На основании договора дарения земельных участков право собственности на спорные участки зарегистрировано <дата> за ответчиком Авдеевой А.А. Данными участками ответчик владеет на основании договора дарения земельных участков от <дата>, заключенного в установленном законом порядке. Переход права собственности на земельные участки зарегистрирован в Раменском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, что подтверждается представленными выписками из ЕГРП (т. 2 л.д. 163 – 167).
Судом установлено, что право собственности ответчика на спорные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке.
На момент заключения договора дарения спорные земельные участки уже были сформирован как объекты недвижимости, и стояли на государственном кадастровом учете <дата>., процедура предоставления данных земельных участков и их постановки на кадастровый учет была в установленном законом порядке соблюдена, что подтверждается материалами землеустроительных дел (т.1 л.д. 69-259). При постановки спорных участков на кадастровый учет фактов пересечения (наложения) границ участков с землями лесного фонда не имелось и не выявлялось. При формировании спорных земельных участков, оснований для приостановления проведения государственного кадастрового или отказа в проведении такого учета органом земельного кадастра выявлено не было (наложений границ спорного земельного участка на земли лесного фонда установлено не было). Сведения о площадях спорных земельных участков соответствуют материалам межевания.
Администрацией Раменского муниципального района Московской области подтверждено выделение указанных земельных участков первоначальным собственникам, подтверждена выдача в <дата> администрацией <...> Сельсовета Раменского района Московской области указанного постановления главы администрации <...> Сельсовета Раменского района Московской области от <дата> <номер> «О закреплении земельных участков в собственность», предоставлена архивная копия указанного постановления от <дата> <номер> (т.2 л.д. 111).
Правоустанавливающий документ, представленный при постановке земельного участка на кадастровый учет и регистрации права собственности, выдавался уполномоченным органом местного самоуправления Раменского района Московской области. Уполномоченный орган местного самоуправления в <дата> принял решение о предоставлении земельных участков Каширскому В.Н., Зверевой С.Н., Давыдовой В.Н., Пугачеву А.А. и Булаевской Н.Н., выдал правоустанавливающий документ на земельные участки категории земель: земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенные <адрес>
Таким образом, на момент выделения органами местного самоуправления Раменского района земельных участков <адрес> гражданам Каширскому В.Н., Зверевой С.Н., Давыдовой В.Н., Пугачеву А.А. и Булаевской Н.Н., т.е. в <дата>, эти участки находились на территории и в границах земель поселений – населенных пунктов Раменского района Московской области, а не на территории земель лесного фонда.
Права ответчика и его провопредшественников на спорные земельные участки подтверждены правоустанавливающими документами. При этом суд учитывает, что права на земельные участки <адрес> возникли на законных основаниях у правопредшественников ответчика еще в <дата>. Органы местного самоуправления распорядились территорией, на которой расположены спорные земельные участки в <дата> на законных основаниях, при том что спорная земля являлась территорией населенного пунка Раменского района Московской области, а не территорией земель лесного фонда.
Для правильного разрешения по существу данного спора, судом по делу была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертизы, согласно выводов которой:
1) в результате сопоставлении сведений ГКН земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, поставленного на кадастровый учет <дата>, и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами <номер>, поставленных на кадастровый учет <дата>, выявлено отсутствие каких либо наложений или пересечений границ участков. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, не накладывается на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами <номер>
Поскольку границы участка лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества в установленном законом порядке определены не были, а по представленным документам определить местоположение указанного лесного участка и сопоставление границ участка лесного фонда и спорных земельных участков невозможно, установить наложение (пересечение) границ земельного участка квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами <номер>, не представляется возможным.
2) Факт расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами <номер> (частично или полностью) на землях лесного фонда Российской Федерации, представленными на изучение материалами гражданского дела не установлен.
3) Опираясь на геоданные из Закона Московской области от 25 февраля 2005 г. № 55/2005-0З «О статусе и границах Раменского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» (принят постановлением Московской областной Думы от 02 февраля 2005 г. № 9/127-П), и анализе графического материала, полученного в результате сопоставления и обработки координат поворотных точек границ сельского поселения <...> Раменского района Московской области, указанных в Законе Московской области от 25 февраля 2005 г. № 55/2005-0З, земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами <номер> - входят в границы сельского поселения <...> Раменского района Московской области.
В ходе проведения экспертного исследования установлено, что земельный участок с кадастровымномером <номер>, площадью406065 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям лесного фонда.
В подтверждение границ участка лесного фонда с кадастровымномером <номер> суду представлены кадастровое дело в отношении земельного участка с кадастровымномером <номер>, содержащее межевой план участка, сведения о характерных точках границ земельного участка, карту-схему расположения и границы лесного участка, координаты поворотных точек границ лесного участка (т. 2, л.д. 27-59), выписка из таксационного описания <номер> квартала Томилинского лесопарка спецлесхоза «Юго-восточный» <дата> по состоянию на <дата> (т. 2, л.д.73-87), схемы наложения земельных участков на земли лесного фонда, выполненные Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1, л.д. 35-39).
Согласно материалам кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровымномером <номер>, межевание участка, его постановка на кадастровый учет и определение границ участка произведены на основании выписки из государственного лесного реестра от <дата> (т. 2 л.д. 48), выписки из лесохозяйственного регламента Подольского лесничества от <дата>, утвержденного приказом Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва от <дата> <номер> (т. 2 л.д. 50-51).
Сведения об указанном земельном участке Томилинского участкового лесничества Подольского лесничества (<адрес>) внесены в государственный кадастр недвижимости <дата>, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка (т. 2 л.д.№ 57-59).
При постановке участка лесного фонда на кадастровый учет в ГКН определены и установлены местоположения границ земельного участка, координаты поворотных точек границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <номер>.
В подтверждение границ земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами <номер>, суду представлены кадастровые выписки о земельных участках (т.1 л.д. 16-34), землеустроительные дела по установлению границ земельных участков (т.1, л.д. 69-259).
Из предоставленных документов следует, что данные земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, относящиеся к землям населённых пунктов, поставлены на государственный кадастровый учет <дата>. В ГКН определены и установлены местоположения границ земельных участков, координаты поворотных точек границ участков населенных пунктов.
Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером <номер> установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения ГКН о поворотных точках границ указанного земельного участка представлены и позволяют однозначно определить наличие или отсутствие пересечений границ лесного участка с границами спорных земельных участков.
В результате сопоставлении сведений ГКН земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, поставленного на кадастровый учет <дата>, и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами <номер>, поставленных на кадастровый учет <дата>, экспертом выявлено отсутствие каких либо наложений или пересечений границ данных участков.
Спорные земельные участки при постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, уже находились в собственности граждан, как земельные участки населенных пунктов Раменского района Московской области.
В подтверждение границ лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь – 4046 га, адрес объекта: <адрес>, суду представлены выписка из таксиционного описания Виноградовского сельского участкового лесничества <дата>., по состоянию на <дата> (т. 1, л.д. 8-13), выкопировка из плана лесных участков Раменского района Московской области в отношении Виноградовского сельского участкового лесничества устройства <дата>. (т. 1, л.д. 14-15), схемы наложения земельных участков на земли лесного фонда, выполненные Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1, л.д. 35-39), проектная документация для регистрации права собственности РФ на участки в составе земель лесного фонда (т. 1, л.д. 50-52), информация о лесном участке от <дата> (т. 1, л.д. 53).
Исходя из представленных документов, в отношении земельного участка Виноградовского сельского участкового лесничества государственный кадастровый учет не осуществлялся, межевые работы по выносу в натуре поворотных точек границ лесного участка не проводились.
Границы данного земельного участка лесного фонда в установленном законом порядке определены не были, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Определить, имеет ли место наложение границ или расположение спорных земельных участков в границах лесного участка Виноградовского сельского участкового лесничества, не представляется возможным, поскольку отсутсвуют и не представлены необходимые материалы лесоустройства, проектная документация о границах, сведения о закреплении границ земель лесного фонда на местности и об иных количественных и качественных характеристиках земельного участка квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества, равно как и публичные данных в ГКН. В фрагменте представленной Комитетом лесного хозяйства Московской области выкопировки из плана лесных участков Раменского района Московской области в отношении Виноградовского сельского участкового лесничества (карты лесного участка), нет точек, по которым можно определить координаты на местности. Для того, чтобы соотнести картографическую основу с координатами земельных участков населенных пунктов, необходимы определенные точки координат.
Установить месторасположение границ земель лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества на основании представленных документов не представляется возможным.
В результате исследования предоставленной документации установить границы лесного участка Виноградовского сельского участкового лесничества на основании представленных документов не представляется возможным в связи с отсутствием координат границ участка, геодезических данных, опорных точек на картографическом материале, текстового описания границ.
Поскольку границы участка лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества в установленном законом порядке определены не были, а по представленным документам определить местоположение лесного участка и сопоставление границ участка лесного фонда и спорных земельных участков невозможно, установить наложение (пересечение) границ лесного участка, адрес объекта: <адрес>, и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами <номер>, не представляется возможным.
В ходе проведения экспертного исследования установлено, что по состоянию на <дата> (момент постановки спорных земельных участков на кадастровый учет) уже существовало кадастровое деление территорий, в котором были определены кварталы — земли поселений (земли населенных пунктов) предназначенные для индивидуальной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства и иных видов разрешенного использования.
Земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, постановлением главы администрации <...> Сельсовета Раменского района Московской области от <дата> <номер> «О закреплении земельных участков в собственность» изначально выделялись на землях квартала <номер> – относящегося к землям населенных пунктов.
Кроме того, по состоянию на сегодняшний день земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами <номер> включены в генеральный план сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области в земли населенных пунктов в качестве проекта под многоквартирную жилую застройку.
Доказательства, свидетельствующие о месторасположении спорных земельных участков с кадастровыми номерами <номер> на землях лесного фонда Российской Федерации по представленным планово-картографическим материалам лесоустройства не имеется.
В материалах, представленных истцом, отсутствуют доказательства того, что по состоянию на <дата>, земельные участки с кадастровыми номерами: <номер>, относились к землям лесного фонда.
Доказательств вхождения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> с кадастровыми номерами <номер>, в состав земель лесного фонда Российской Федерации истцом не представлено.
Суд считает, что представленное экспертное заключение выполнено грамотно, технически обосновано. Выводы экспертов основаны как на материалах дела, так и на исследованиях, выполненных в ходе проведения экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Данное заключение принято судом в качестве доказательства по делу. Выводы эксперта не опровергнуты представителем истца, в связи с чем, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта. Сторонами экспертное заключение не оспорено, ходатайств о проведении дополнительной или повторной экспертизы не поступило.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Учитывая расположение земельных участков с кадастровыми номерами <номер> в границах кадастрового квартала <номер>, суд при принятии решения учитывает выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Московской области от <дата>, вступившем в законную силу оставленным без изменения постановлением десятого арбитражного апелляционного суда от <дата>, постановлении арбитражного суда Московского округа от <дата> по делу <номер> (т. 2 л.д 125-146), по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области об истребовании из незаконного владения земельных участков, расположенных по мнению истца на землях лесного фонда Виноградовского сельского участкового лесничества, так как предметом указанного арбитражного дела первоначально являлись именно земельные участки, принадлежащие ответчику по настоящему иску, а впоследствии земельные участки, расположенные в границах указанного кадастрового квартала, в непосредственной близости от земельных участков с кадастровыми номерами <номер>. Исходя их представленных решений арбитражным судом установлено, что доказательств вхождения спорных земельных участков в состав лесного фонда не имеется, действительное нахождение земельных участков на участке лесного фонда, а также доказательств того, что спорные участки являются землями лесного фонда, не имеется. Кроме того, Арбитражным судом сделан вывод, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим Истцом по настоящему спору, истцом пропущен срок исковой давности по иску об истребовании участков из незаконного владения (т. 2 л.д 125-146).
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Вышего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В соответствии со ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в Федеральной собственности. В соответствии с Положением об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденным Приказом Рослесхоза от16.02.2011г. №o 27, полномочия Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва распространяются в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории Московской области и г. Москва. Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. №o 863/22 в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации. Согласно пункту 14.5 указанного положения, истец имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Истец - Комитет лесного хозяйства, не обосновал наличие у него права на обращение в суд с настоящим иском.
Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим Истцом по настоящему спору. Указанная правовая позиция также подтверждена в решении Арбитражного суда Московской области от <дата>, вступившим в законную силу и оставленным без изменения постановлением десятого арбитражного апелляционного суда от <дата>, постановлением арбитражного суда Московского округа от <дата> по делу <номер>.
Иск заявлен ненадлежащим лицом, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требованиях.
Заявленные истцом требования об истребовании из незаконого владения спорных земельных участков, обоснованы вхождением данных участков в состав земель лесного квартала <номер> Виноградовского сельского участкового лесничества и квартала <номер> Томилинского участкового лесничества.
Приказ Рослесхоза от 12.01.2009 № 1 «Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ» в соответствии со статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что на территории Московской области земли лесного фонда состоят из 19 лесничеств. Указанным приказом установлены границы каждого лесничества Московской области. Согласно указанного приказа Рослесхоза от 12.01.2009 № 1: Виноградовское сельское участковое лесничество относится к Виноградарскому лесничеству, в то время как Томилинское участковое лесничество входит в состав Подольского лесничества. Подольское и Виноградовское лесничества имеют самостоятельное обособленное местоположение участков лесного фонда, определенные самостоятельные границы. Местонахождение и границы лесничеств определены по материалам лесоустройства в отношении конкретного лесничества.
Таким образом, довод о вхождении спорных земельных участков населенных пунктов в состав земель и Виноградовского сельского участкового лесничества и Томилинского участкового лесничества – суд считает необоснованным и противоречащим требованиям лесного и земельного законодательства РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к выводу, что исковые требования Комитета лесного хозяйстваМосковской областине подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 11, 12 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.
Юридически значимым обстоятельством для данного дела является не только законность выделения земельных участков ответчикомАвдеевой А.А., но и факт нарушения при этом прав и законных интересов истца.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, именно истец должен представить суду доказательства, подтверждающие факт нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 67-69 Лесного кодекса РФ границы лесного участка устанавливаются в процессе лесоустройства, проводимого на землях лесного фонда и иных землях, местоположения, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Таким образом, по смыслу указанной нормы закона, земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Кроме того, в силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со ст. 4.2. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом РФ порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно ст.6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии со ст. 93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 32 Постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.10 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Пунктом 36 данного Постановления указано, что в соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии со ст. ст. 83 и 84 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Располагая представленными сторонами доказательствами, объяснениями сторон, оценивая их в совокупности с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку истцом не представлено достоверных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что спорные земельные участки, принадлежащие в настоящее время ответчикуАвдеевой А.А.,располагаются на землях лесного фонда.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Комитет лесного хозяйства Московской области не представил суду доказательств действительного нахождения спорных земельных участков на ранее учтенных участках лесного фонда, а также что спорные земельные участки являются участком лесного фонда и находится в федеральной собственности.
Исходя из принципа допустимости доказательств, такие документы как выписка из таксационного описания 48 квартала Томилинского лесопарка спецлесхоза «Юго-восточный» <дата>. по состоянию (т. 2 л.д.73-87), схема наложения земельных участков на земли лесного фонда, выполненные Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1 л.д. 35-39), выписка из таксиционного описания Виноградовского сельского участкового лесничества <дата>., по состоянию на <дата> (т. 1 л.д. 8-13), выкопировка из плана лесных участков Раменского района Московской области в отношении Виноградовского сельского участкового лесничества устройства <дата>. (т. 1 л.д. 14-15), проектная документация для регистрации права собственности РФ на участки в составе земель лесного фонда (т. 1 л.д. 50-52), информация о лесном участке от <дата> (т. 1 л.д. 53) не могут с достоверностью подтвердить обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Представленные документы не подтверждают объективные границы территории лесного фонда и наложение на спорную территорию земельных участков ответчика.
Согласно копий схем наложения земельных участков на земли лесного фонда, выполненные Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1 л.д. 35-39), спорные земельные участки с кадастровыми номерами <номер> накладываются на земли лесного фонда: квартал <номер> Томилинского участкового лесничества и квартал <номер> Виноградовского сельского участкового лесничества.
Представленные истцом копии схем наложения земельных участков на земли лесного фонда, выполненные Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1 л.д. 35-39), не содержат сведений, позволяющих однозначно идентифицировать земельный участок лесного фонда со спорными земельными участками, принадлежащими ответчику и сделать вывод о том, что спорные земельные участки располагаются на землях лесного фонда. Выводы, изложенные в указанных схемах не подкреплены обоснованными данными.
Представленные истцом иные документы, не содержат сведений, позволяющих однозначно идентифицировать земельные участки лесного фонда со спорными земельными участками, принадлежащими ответчику и сделать вывод о том, что спорные земельные участки располагаются на землях лесного фонда. Указанные выводы подкреплены заключением проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы.
При этом суд учитывает, что Комитетом лесного хозяйства Московской области не был представлен каталог координат характерных точек границ земель лесного фонда квартала 11 Виноградовского сельского участкового лесничества. Составленные Комитетом лесного хозяйства Московской области схемы наложения земельных участков на земли лесного фонда (т. 1 л.д. 35-39) с каталогами координат характерных точек, вычисленных картометрическим способом, суд не может принять во внимание, так как истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено суду бесспорных и достаточных доказательства о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами <номер>, входит в состав земель лесного фонда. Указанные координаты вычислены картометрическим способом, а также, поскольку указанные сведения представлены по состоянию на <дата>, то есть к тому моменту, когда земельные участки ответчика уже были сформированы и поставлены на кадастровый учет. Кроме того, указанный документ не является правоустанавливающим. При таких обстоятельствах сведения в схемах наложения не могут подтверждать или опровергать фактическое закрепление границ лесфонда на местности, а поэтому не являются доказательством нарушения прав истца. Недопустимо учитывать представленные истцом координаты), поскольку отсутствуют доказательства, что они соответствуют данным планшетов, координаты не являются правоустанавливающим документом.
Документы, имеющиеся в материалах дела, касающиеся границ земель лесного фонда не содержат сведений о площади, линейных размерах и координатах поворотных точек границ земель лесного фонда (квартал <номер> Виноградовского сельского участкового лесничества). Таким образом, не представляется возможным установить местоположение границ земельного лесного фонда и определить наличие либо отсутствие наложения границ обследованного земельного участка с землями лесного фонда – квартал <номер> Виноградовского сельского участкового лесничества.
Истец в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил бесспорные и достаточные доказательства прав Комитета лесного хозяйства на спорные земельные участки. Документы, имеющиеся в материалах дела не содержат сведений о границах земель лесного фонда в системе координат. Суд приходит к выводу о недостаточности доказательств в подтверждение заявленных истцом требований.
Границы земельных участков ответчика налагаются на земли населенного пункта и располагаются внутри границ населенного пункта. Таким образом, спорные земельные участки, входят в состав земель населенного пункта: сельского поселения <...> Раменского района, согласно описанным границам данного сельского поселения. На основании Закона Московской области от 25 февраля 2005 г. № 55/2005-0З «О статусе и границах Раменского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» (принят постановлением Московской областной Думы от 02 февраля 2005 г. № 9/127-П) были установлены и утверждены границы сельского поселения <...> Раменского муниципального района, согласно которым спорные земельные участки вошли в границы населенного пункта.
Межевание спорных земельных участков проведено в соответствии с Земельным Кодексом РФ и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данных о нарушении порядка межевания и формирования земельных участков, а также данных о нарушениях при предоставлении земельных участков в собственность граждан не имеется и суду не представлено.
Спорные земельные участки более двадцати лет в фактическом владении истца не находятся, так как в течение указанного времени спорные объекты недвижимости находился во владении, пользовании и распоряжении иных лиц.
Иных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований стороной истца представлено не было. Согласно выводам проведенной по делу экспертизы, факта наложения земельных участков, принадлежащихАвдеевой А.А.на земли лесного фонда не установлено.
На основании изложенного, учитывая заключение эксперта, пояснения ответчика, суд приходит к выводу, что границы земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, установлены в соответствии с действующим законодательством и располагаются в границах населенного пунктасельское поселение <...> Раменского района Московской области, не пересекаются с границами лесного фонда.
Суд установлено и это не оспаривалось участвующими в деле лицами, что межевание выделов квартала <номер> Виноградовского сельского участкового лесничества ГКУ МО «Мособллес» на местности не проводилось.
Представленные суду выписка из таксиционного описания Виноградовского сельского участкового лесничества <дата>., по состоянию на <дата> (т. 1 л.д. 8-13), выкопировка из плана лесных участков Раменского района Московской области в отношении Виноградовского сельского участкового лесничества устройства <дата>. (т. 1 л.д. 14-15), схемы наложения земельных участков на земли лесного фонда, выполненные Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1 л.д. 35-39), проектная документация для регистрации права собственности РФ на участки в составе земель лесного фонда (т. 1 л.д. 50-52), информация о лесном участке от <дата> (т. 1 л.д. 53), по мнению суда, не могут с достоверностью свидетельствовать о нахождении земельных участков ответчика на землях лесного фонда. Иные документы суду не представлены.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для истребования из владенияАвдеевой А.А.земельных участков с кадастровыми номерами <номер>, расположенные по адресу: <адрес>
Как разъяснено в п. 36 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Поскольку представленными в материалах дела доказательствами подтверждается, что права собственности ответчика на истребуемые земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке, основания возникновения права собственности истца на участки не оспаривается, достоверных доказательств того, что указанные участки располагаются на землях лесного фонда материалы дела не содержат, суд полагает, что имеющиеся в материалах дела документы, не могут служить основанием для восстановления нарушенных прав истца по предмету настоящего спора, поскольку доказательств их нарушения судом не установлено.
С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела суд находит исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 209, 218 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области об истребовании из чужого незаконного владения Авдеевой А.А. земельных участков с кадастровыми номерами: <номер>, расположенного по адресу: <адрес> <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес>; <номер>, расположенного по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2016 года