Дело № 2-41/2024
УИД 56RS0033-01-2023-002500-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2024 года г.Орск
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Васильева А.И.,
при секретаре Кичигиной Н.А.,
с участием истца Евитченко Н.И., представителя истца Баранова Е.Н., представителя ответчика Шуваевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евитченко Н.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Оренбургской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,
установил:
Евитченко Н.И. обратился в суд с вышеназванным иском указав, что 22 марта 2022 года обратился в клиентский отдел ОПФР в г. Орске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением от 24 июня 2022 года ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В стаж работы не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера термообрубного участка цеха № 20 точного стального литья <данные изъяты> Республики Казахстан. Впоследствии решением ОСФР по Оренбургской области от 16 января 2024 года из его страхового стажа исключены период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в <данные изъяты> в должности мастера термообрубного участка цеха №20 точного стального литья и период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик указал, что его трудовая деятельность не подтверждена справкой компетентного органа Республики Казахстан, подтверждающей учет его работы при назначении пенсии на льготных основаниях по законодательству Республики Казахстан. Также сослался на то, что занимаемая им должность не соответствует Спискам №1, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 и постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г., утверждающим профессии, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту.
С учетом измененных требований, просит признать незаконным решение ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера термообрубного цеха № 20 точного стального литья <данные изъяты> Республики Казахстан. Обязать ОСФР Российской Федерации назначить ему страховую пенсию по старости с 22 марта 2022 года. Взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 40 000 руб., расходы за составление доверенности в размере 2 500 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец Евитченко Н.И. в судебном заседании поддержал исковые требования. Пояснил, что в спорные периоды работал в должности мастера термообрубного цеха №20 точного стального литья <данные изъяты> Республики Казахстан. Трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии подтверждается трудовой книжкой и архивной справкой, в которой указано, что его работа в <данные изъяты> относится к профессиям и работам, с особо вредными и тяжелыми условиями труда. Считает, что решением ОСФР нарушены его права на назначение льготной пенсии по старости, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель истца Баранов Е.Н., действующий на основании устного заявления, в судебном заседании поддержал исковые требования. Полагал, что трудовая деятельность Евитченко Н.И. в должности мастера термообрубного цеха №20 точного стального литья <данные изъяты> Республики Казахстан в соответствии со Списками № 1 от 1956 и 1991 года дает ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. С учетом работы, предусмотренной Списком № 1 в льготный стаж должна быть зачтена служба Евитченко Н.И. в рядах Советской армии. Также указал, что отношения в сфере пенсионного обеспечения, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Из положений Соглашения следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения и за страж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает, что льготный характер трудовой деятельности Евитченко Н.И. подтверждается архивной справкой, выданной Дирекцией государственного архива Актюбинской области.
Представитель ответчика Шуваева М.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что Евитченко Н.И. обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы, поскольку наименование занимаемой им должности в Списках № 1 от 1956 и 1991 года не предусмотрено. Кроме того, льготный характер его трудовой деятельности в <данные изъяты> не подтвержден справкой компетентного органа Республики Казахстан, подтверждающей, что его работа должна быть учтена при назначении пенсии на льготных условиях по законодательству Казахстан. Просила истцу в иске отказать.
Заслушав пояснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 22 марта 2022 года Евитченко Н.И. обратился в клиентскую службу (на правах отдела) в г. Орске Отделения Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области от 24 июня 2022 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Во изменение решения от 24 июня 2022 года ОСФР по Оренбургской области 16 января 2024 года вынесено новое решение, которым истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не засчитаны периоды прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности мастера термообрубного участка цеха № 20 точного стального литья <данные изъяты> Республики Казахстан.
По представленным документам, отсутствует продолжительность стажа, дающего право на страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ. Продолжительность страхового стажа составила 33 года 08 месяцев 29 дней (требуется 20 лет).
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение ЕАСЭС, членами которого являются том числе Республика Казахстан и Российская Федерация.
Статьей 12 Соглашения ЕАЭС предусмотрены переходные положения, согласно которым за стаж работы, приобретенный до вступления в законную силу Соглашения пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением СНГ.
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от 13 марта 1992 года).
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение №1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионной обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В силу части 2 статьи 30 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 1производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года, в соответствие с которым право на льготное обеспечение принадлежат работникам плавильных, заливочных (разливочных), кокильно-заливочных, термообработки литья и обрубных отделений, пролетов и участков литейного производства: мастерам, старшим мастерам, помощникам мастеров;
Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10, в соответствие с которым право на льготное пенсионное обеспечение принадлежит «мастерам участков, старшим мастерам участков плавильных, заливочных (разливочных), кокильнозаливочных, термообработки литья и обрубных отделений, пролетов и участков литейного производства» (раздел XI «Металлообработка», подраздел 1 «Литейное производство», позиция 1110100б-23428).
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку №1, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, а работа в период до 01 января 1992 года может также засчитываться в специальный стаж по Списку №1, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
Спорным периодом работы по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ на дату рассмотрения настоящего гражданского дела являются период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом спорного периода, оценка пенсионных прав может производиться по Списку №1 от 1991 года. По Списку №1 от 1956 года до 01 января 1992 года.
Статьей 12 Соглашения предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Следовательно, в данном случае применению подлежит Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в отношении стажа работы до 03 апреля 1995 года.
Согласно статье 10 Соглашения компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 №258н, в подтверждение характера и условий труда, при которых досрочно назначается пенсия по старости, за периоды работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования принимаются уточняющие справки, выдаваемые организациями на основании документов того периода, когда производились работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с указанием на каких конкретно работах был занят работник. В случае ликвидации работодателя во внимание могут быть приняты справки о периодах работы, выданные либо его правопреемником, либо соответствующими государственными (муниципальными) органами, например, архивным учреждением.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из представленной трудовой книжки истца усматривается, что Евитченко Н.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Советской армии; ДД.ММ.ГГГГ зачислен в цех № 20 точного стального литья мастером термообрубного участка в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
В материалы дела представлены сведения из Государственного архива Актюбинской области о производственной деятельности предприятия «<данные изъяты>, из которых усматривается, что на предприятии производится технологический процесс – литье по выплавляемым моделям, имеется металлургический корпус точного стального литья мощностью 4,5 тонн литья в год, предметом деятельности является выпуск стальных отливков для сельскохозяйственной техники по кооперации.
Из архивной справки, выданной дирекцией государственного архива Актюбинской области, по документам Актюбинского завода «Актюбинсксельмаш» следует, что Евитченко Н.И. зачислен в цех № 20 точного стального литья мастером термообрубного участка с ДД.ММ.ГГГГ с доплатой к окладу 8 % за вредные условия труда, уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. При этом из указанной справки усматривается, что должность мастера в цехе точного стального литья, входит в перечень профессий и работ, оплачиваемых по горячей и вредной сетке и на работах с вредными и тяжелыми условиями по заводу «Актюбинсксельмаш».
Указанные сведения подтверждаются представленным из государственного архива Актюбинской области приказом по личному составу завода «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Евитченко Н.И. принят в цех № 20 точного стального литья мастером термообрубного участка с доплатой к окладу 8% за вредные условия труда, приказом № уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, справкой о начислении ему заработной платы за периоды с марта 1992 года по апрель 1995 года в качестве мастера.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что указанная в трудовой книжке Евитченко Н.И. должность мастера термообрубного участка цеха № 20 точного стального литья <данные изъяты> Республики Казахстан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствуют наименованию профессии прямо предусмотренной Списками N1, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 и Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Довод ответчика, что должность мастера термообрубного литья Списками № 1 не предусмотрена, подлежит отклонению, поскольку в трудовой книжке истца и архивной справке содержится конкретное указание на должность Евитченко Н.И., как мастера термообрубного участка цеха точного стального литья, которая согласуется со Списками № 1, дающими право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, работникам плавильных, заливочных (разливочных), кокильно-заливочных, термообработки литья и обрубных отделений, пролетов и участков литейного производства: мастерам, старшим мастерам, помощникам мастеров (список 1956 года); мастерам участков, старшим мастерам участков плавильных, заливочных (разливочных), кокильнозаливочных, термообработки литья и обрубных отделений, пролетов и участков литейного производства» (раздел XI «Металлообработка», подраздел 1 «Литейное производство», позиция 1110100б-23428) (список 1991 года).
Таким образом, особый характер работы, выполнявшейся Евитченко Н.И. в спорные периоды подтвержден трудовой книжкой, а также архивной справкой, выданной дирекцией государственного архива Актюбинской области на основании документов Актюбинского завода «<данные изъяты>, что соответствует требованиям, установленным пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца по Списку №1 периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера термообрубного участка цеха № 20 точного стального литья в ПО «Актюбинсксельмаш».
Истцом также заявлено требование о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665, принятого в целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с введением нового правового регулирования в области досрочного пенсионного обеспечения, предусмотрена возможность применения пункта № 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 950 к периодам работы по Спискам № 1 и 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1177 без каких-либо ограничений.
В абзаце 7 пункта 14 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно-полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к").
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 года №590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, данной нормой императивно установлено ограничение по определению продолжительности периода другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях. Продолжительность такой деятельности не должна превышать продолжительности работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Спискам N 1 и N 2 от 1956 года.
Как следует из материалов дела и подтверждено военным билетом, Евитченко Н.И. проходил службу в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
После службы в армии у Евитченко Н.И. следовала работа, предусмотренная Списком №1 от 1956 года в должности мастера термообрубного участка цеха № 20 точного стального литья в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, период службы Евитченко Н.И. в армии подлежит зачету в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в размере 02 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом заявлено требование о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с 22 марта 2022 года.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Из материалов дела усматривается, что решением ОСФР по Оренбургской области от 16 января 2024 года продолжительность стажа Евитченко Н.И., дающего право на досрочную страховую пенсию по старости не установлена, тогда как в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ требуется 06 лет. Продолжительность страхового стажа истца составила 33 года 08 месяцев 29 дней, требуется 20 лет.
Настоящим решением суда подлежат включению по Списку №1 периоды прохождения военной службы продолжительностью 02 года, периоды работы продолжительностью 05 лет 05 месяцев 13 дней. То есть, на момент обращения в пенсионный орган 22 марта 2022 года, стаж по Списку №1 у истца составил 07 лет 05 месяцев 13 дней, страховой стаж истца - более 20 лет, что является достаточным для назначения пенсии.
Поскольку на день обращения Евитченко Н.И с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости – 22 марта 2022 года он достиг необходимого возраста, имел достаточный с учетом включения вышеуказанных периодов стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд приходит к выводу об обязании ответчика назначить пенсию Евитченко Н.И. с вышеуказанной даты.
Статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены: расходы на оплату услуг представителей; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; почтовые расходы, понесенные сторонами в связи с рассмотрением дела; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования подлежат частичному удовлетворению, с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Евитченко Н.И. следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В материалы дела представлен договор на оказание юридических услуг от 07 ноября 2023 года, по условиям которого индивидуальный предприниматель Белинская С.Ю. приняла на себя обязанность оказать юридические услуги Евитченко Н.И. при рассмотрении иска к ОСФР по Оренбургской области, а именно составить исковое заявление, представлять его интересы в суде.
Из п.4.1 условий договора следует, что стоимость услуг определена сторонами в общей сумме 40 000 руб., из которых 5 000 руб. – за составление искового заявления, 35 000 руб. – за участие в судебном заседании.
В соответствии с 7.3 условий договора, исполнение обязательств поручается Белинскому С.А. и Овчаренко Д.В.
Сведения о заключении соглашения с Барановым Е.Н. в материалах дела отсутствуют.
Факт получения денежных средств Белинской С.Ю. от Евитченко Н.И. в сумме 5 000 руб. подтверждается чеком от 08 ноября 2023 года, в сумме 35 000 руб. – чеком от 04 декабря 2023 года.
Из материалов дела усматривается, что представитель истца Овчаренко Д.В. принимал участие в двух судебных заседаниях.
Таким образом, требование Евитченко Н.И. о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг юриста и составлением доверенности, соответствует требованиям закона и является обоснованным.
При этом, как указано в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст.2, 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Таким образом, значимыми критериями оценки (при решении вопроса о судебных расходах) выступают объем и сложность выполненных работ (услуг) по подготовке процессуальных документов, представлению доказательств, участию в судебных заседаниях с учетом предмета и основания иска.
В свою очередь, разумность пределов расходов подразумевает, что этот объем работ (услуг) с учетом сложности дела должен отвечать требованиям необходимости и достаточности. Для установления разумности расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание юридической помощи, характеру услуг, оказанных по договору, а равно принимает во внимание доказательства, представленные другой стороной и свидетельствующие о чрезмерности заявленных расходов.
С учетом сложности рассматриваемого дела, двух судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца Овчаренко Д.В., объема оказанных услуг, суд считает разумным и справедливым возместить истцу за счёт ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб. Суд считает, что расходы Евитченко Н.И. по оплате услуг представителя подлежат взысканию с ответчика в части, поскольку критерием при этом является разумность понесенных расходов, а также то, что эта сумма должна быть меньше объема защищаемого права и блага. Так как сумма 40 000 руб. является чрезмерной по отношению к объему выполненных работ, суд находит возможным удовлетворить заявление Евитченко Н.И. о возмещении расходов на оплату услуг представителя в пределах 15 000 руб.
Согласно п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
В материалы дела представлен оригинал доверенности, удостоверенной нотариусом А.Т.А. с правом представления Белинскому С.А., Овчаренко Д.В. интересов Евитченко Н.И. при рассмотрении дела по его иску к ОСФР по Оренбургской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Справкой, выданной нотариусом г. Орска А.Т.А. подтверждается, что стоимость доверенности составила 2500 руб.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика 2 500 руб. в счет возмещения расходов по оформлению доверенности подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» № 400-░░ ░░ 28.12.2013 ░░░░:
-░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░;
-░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №20 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░. 1 ░░. 30 ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 28.12.2013 № 400-░░ ░ 22 ░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 300 ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 15000 ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, 2500 ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░