47RS0014-01-2023-000325-35
Дело № 2-691/2023 31 мая 2023 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Матросовой О.Е.,
при секретаре Буквич А.А.
с участием истца в лице помощника Приозерского городского прокурора Гаджиева Т.-М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерский городской прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области об обязании устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране прав инвалидов,
установил:
Приозерский городской прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области об обязании устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране прав инвалидов.
В обоснование иска указано, что Приозерской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты инвалидов администрацией муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области. При проведении проверки выявлены нарушения в части несоблюдения требований законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа в здание инвалидов и иных маломобильных групп населения: вход осуществляется по ступеням, не оборудованным пандусами и другими средствами подъема, а также поручнями. На основании вышеуказанного просил обязать администрацию муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и иных маломобильных групп населения в здание администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области, расположенное по адресу: **, оборудовав вход в здание специальным пандусом и поручнями.
В судебном заседании представитель истца – помощник Приозерского городского прокурора Гаджиев Т.-М.Н. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, мотивированные тем, что здание администрации, расположенное по адресу: ** 1950 года постройки.Из-за конструктивных особенностей здания для выполнения требований прокурора необходимо проводить реконструкцию здания, это мероприятие финансово затратное и продолжительное по времени исполнения и данные расходы в смету расходов администрации на 2023 год не заложены ( л.д. 24).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчика, извещенного надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Приказом Минстроя России от 14.11.2016 года № 798/пр утвержден Свод правил 59.13330.2016, согласно которому установлены следующие требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения:
- в соответствии с п.п. 6.1.1,6.1.2 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. При перепаде высот входные площадки, кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
На основании Свода правил 136.13330.2012 « Здания и сооружения. Общие положения проектирования» с учетом доступности для маломобильных групп населения на входе в здание оборудуется кнопка вызова сопровождающего.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Приозерской городской прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
В ходе проверки выявлены нарушения в части несоблюдения требований законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа в здание инвалидов и иных маломобильных групп населения: вход в здание администрации, расположенное по адресу: ** осуществляется по ступеням, не оборудованным пандусами и другими средствами подъема, а также поручнями.
05.10.2022 г. Приозерской городской прокуратурой в адрес Главы администрации направлено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства об охране прав инвалидов ( л.д. 7-9).
Во исполнение указанного представления ответчиком проведено собрание, к дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечена Глава администрации Матреничева О.А. ( л.д. 12-13).
Однако, до настоящего времени требования прокурора в полном объеме не выполнены, что подтверждается Актом осмотра ( л.д. 14 ) и фототаблицей ( л.д. 15-19).
Доводы ответчика об конструктивных особенностях здания администрации и необходимых финансовых затратах, суд считает не обоснованными.
При таких обстоятельствах дела, суд находит требования Приозерского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд обязан установить срок, в течение которого настоящее решение суда, при условии вступления его законную силу, должно быть исполнено ответчиками.
Суд считает возможным с учетом конкретных обстоятельств дела установить для ответчика срок для исполнения требований об обязании оборудовать вход в здание специальным пандусом и поручнями в соответствии со СП 59.133330 «СниП 35-01-2002 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр. - в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Приозерского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области об обязании устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране прав инвалидов удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и иных маломобильных групп населения в здание администрации муниципального образования Запорожское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области, расположенное по адресу: **, оборудовав вход в здание специальным пандусом и поручнями в соответствии со СП 59.133330 «СНиП 35-01-2002 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) представление в течение месяца в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд.
Судья О.Е. Матросова
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2023 года