УИД 51RS0021-01-2023-000253-71
Дело №2-431/2023
Принято в окончательной форме:
18.04.2023.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без рассмотрения
11 апреля 2023 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Столяровой О.П.,
с участием прокурора Скворцовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Североморска в интересах неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,
УСТАНОВИЛ:
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования.
Прокурор г.Североморска обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь – объект недвижимого имущества – ливневую канализацию, кадастровый номер ***, протяженностью 19 653 м, расположенный по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой г. Североморска проведен анализ состояния бесхозяйных объектов, расположенных на территории ЗАТО г. Североморск и подлежащих принятию в муниципальную собственность, по результатам которого установлено наличие бесхозяйного объекта, подлежащего принятию в муниципальную собственность.
Установлено, что на территории ЗАТО г. Североморск имеется бесхозяйный объект недвижимого имущества – ливневая канализация, кадастровый номер *** (дата постановки на кадастровый учёт 10.11.2020), протяженностью 19 653 м, расположенный по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск (далее – Объект).
Согласно уведомлению Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КИО) от 17.01.2023 Объект в реестре муниципальной собственности не числится.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.11.2022, 10.11.2020 за номером записи *** Объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, что подтверждается выпиской; по истечении года со дня постановки на учет указанного Объекта права на него не зарегистрированы.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п.п. 1, 3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 9 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Законом вопросов местного значения.
Согласно п.п. 1 п. 47.6 ст. 47 Устава муниципального образования ЗАТО г. Североморск, принятого решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 13.12.2011 № 218, полномочия по владению, пользованию муниципальной собственностью возложены на администрацию ЗАТО г. Североморск.
Также в силу п.п. 4 п. 1 ст. 12 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск 10.04.2012 № 256, муниципальная собственность формируется в том числе путем включения в состав муниципальной собственности имущества, признанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке бесхозяйным на территории муниципального образования.
Во исполнение возложенных функций на органы местного самоуправления, в целях обеспечения нормальной и безопасной технической эксплуатации объектов и повышения эффективности использования имущества решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 27.10.2020 № 17 утверждено Положения об организации деятельности органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск по выявлению бесхозяйных недвижимых вещей и принятию их в муниципальную собственность (далее – Положение).
Осуществление действий по выявлению бесхозяйных недвижимых вещей и установлению их собственников, постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей и принятию их в муниципальную собственность муниципального образования осуществляет Уполномоченный орган администрации ЗАТО г. Североморск - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (п. 3 Положения).
Пунктом 11 Положения установлено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет в органе регистрации прав уполномоченный орган вправе принять решение об обращении в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная ливневая канализация является системой, предназначенной для организованного и быстрого отвода выпавших на территории города атмосферных осадков или талых вод, в связи с чем относится как к объектам благоустройства, так и к инженерным сетям в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Бесхозяйность указанного объекта может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание и содержание объекта водоснабжения, функционирование объектов жилищно-коммунального комплекса, что нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоотведение на территории г. Североморск.
Отсутствие права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций.
Просит суд признать право собственности городского округа ЗАТО г. Североморск на объект недвижимого имущества – ливневую канализацию, кадастровый номер ***, протяженностью 19 653 м, расположенный по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск. Указать, что данное решение суда является основанием для регистрации права собственности городского округа ЗАТО г. Североморск на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Североморска Скворцова О.С. заявление поддержала, указав, что оснований для оставления иска без рассмотрения не имеется, поскольку в течение года никто из собственников земельных участков прав на линейный объект – ливневую канализацию – не заявил. Акт осмотра ливневой канализации на предмет ее целостности и протяженности расположения на каждом из занимаемых земельных участков произвести не представляется возможным по причине наличия снежного покрова.
Представитель заинтересованных лиц – КИО, Администрации ЗАТО г.Североморск Ватлина А.А. в судебное заседание не явилась, извещена. Представила письменные возражения и дополнения к ним, в которых указано, что согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. Руководствуясь пунктом 2 статьи 1 граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора), пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами), частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления), следовательно, у муниципального образования имеется право, а не обязанность инициировать вопрос о признании права муниципальной собственности на спорное имущество. В связи с тем, что указанный объект – ливневая канализация, фактически состоит из нескольких объектов (ливневых канализаций), не связанных между собой технологически, и фактически располагаются на различных земельных участках, в том числе и на придомовых территориях, и на территориях, на которых отсутствует беспрепятственный допуск (объекты Министерства обороны РФ), то постановка на кадастровый учет должна осуществляться в отношении отдельного участка объекта ливневой канализации исходя из его назначения и расположения.
Для принятия в муниципальную собственность объектов указанных выше, необходимо обоснование, что такие объекты обеспечивают реализацию вопросов местного значения. Безоговорочное принятие имущественных объектов, не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, повлекут для муниципального образования дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствует реализации конституционных функций местного самоуправления.
По настоящему делу имеется спор о праве на Объект, так как заявитель полагает Объект подлежащим принятию в муниципальную собственность, администрация ЗАТО г. Североморск и Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск возражает против такого принятия. Просит в удовлетворении заявления отказать или оставить заявление без рассмотрения.
Заинтересованное лицо МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в судебное заседание не направило.
Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в судебное заседание не направило. Согласно отзыву, объект недвижимого имущества – ливневая канализация, кадастровый номер ***, протяженностью 19 653 м, в реестре государственного имущества Мурманской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Положением об учете государственного имущества Мурманской области, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 11.06.2010 №266-ПП «О совершенствовании учёта государственного имущества Мурманской области», не учитывается. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заинтересованные лица ООО «Северная ЖКХ», ООО «УК «Авиагородок», ООО «УК «Корабельная», ООО «УК «Прогресс», ООО «Ленинское ЖЭУ № 9» о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителей в судебное заседание не направили, мнения по заявлению не представили.
ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор) о времени и месте рассмотрения дела извещено, направило информацию, что автомобильная дорога «Автоподъезд к городу Североморску» является собственностью Мурманской области, находится в оперативном управлении Мурманскавтодор. Данный линейный объект является двухполосной автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Мурманской области, протяженностью 7,044 км; на отдельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги имеются локально расположенные участки системы водоотведения – ливневой канализации. Ливневая канализация как объект имущества на праве оперативного управления за учреждением не закреплена, на балансе не состоит, соответственно, Мурманскавтодор не наделен какими-либо полномочиями по владению, распоряжению данным имуществом и не несёт бремя его содержания, работы по обслуживанию ливневой канализации не организуются.
Заинтересованное лицо АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в судебное заседание не направило, в ответ запрос указало, что на основании договора аренды земельного участка использует земельный участок с кадастровым номером ***, по указанному участку проходит ливневая канализация, по которой, силами района электрических сетей «Североморский» филиала «Север-Западный» АО «Оборонэнерго» в целях предотвращения подтопления территории, ежесезонно проводятся работы по очистке от загрязнения.
ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителя в судебное заседание не о мнения по заявлению не представило.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела в порядке особого производства.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 262 ГПК Российской Федерации дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются в порядке особого производства.
В силу части 1 статьи 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
Указанный способ приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества возможен в случае отсутствия правопритязаний на объекты со стороны других лиц и фактического владения данным имуществом этими лицами.
Как следует из статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности соответствующего города федерального значения на эту вещь.
В силу части 3 статьи 263 ГПК Российской Федерации, если при подаче заявления или при рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу приведенных положений закона отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. Право собственности на бесхозяйную вещь устанавливается в особом производстве, когда нет необходимости разрешать спор о самом субъективном праве. Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам – правилам искового производства.
Как установлено в судебном заседании объект ливневая канализация располагается на территории ЗАТО г.Североморск. Так, земельные участки с кадастровыми номерами 51:06:0030110:45, 51:06:0030202:29, 51:06:0030107:104, 51:06:0030106:67, 51:06:0030104:93, 51:06:0030202:15 используются для эксплуатации жилых домов многоэтажной застройки; правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами 51:06:0030106:3, 51:06:0030202:25, 51:06:0030109:14, 51:06:0020301:4 является Российская Федерация, земельные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ; правообладателем земельного участка с кадастровым номером 51:06:0020301:2 является Российская Федерация, земельный участок передан в аренду до 2050 года ОАО «Воентелеком»; правообладателем земельного участка с кадастровым номером 51:06:0030104:13 является Российская Федерация, земельный участок передан в аренду ООО «Баррикада»; правообладателем земельного участка с кадастровым номером 51:06:0030106:4 является Российская Федерация, земельный участок передан в аренду АО «Оборонэнерго»; правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 51:06:0030201:31, 51:06:0030202:36 является Российская Федерация, земельные участки переданы в аренду ОАО «Российские железные дороги»; правообладателем земельного участка с кадастровым номером 51:06:0000000:7 является ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области на праве постоянного бессрочного пользования.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
В данном случае суд усматривает спор о праве на спорное недвижимое имущество, при разрешении которого подлежат установлению иные юридически значимые обстоятельства по делу, чем при рассмотрении дела в особом порядке.
Заявитель не утрачивает возможности в ином порядке и иным способом защищать права и интересы неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 224, 225, 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявление прокурора г. Североморска в интересах неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь – объект недвижимого имущества – ливневую канализацию, кадастровый номер ***, протяженностью 19 653 м, расположенный по адресу: Мурманская область, городской округ ЗАТО г. Североморск, – оставить без рассмотрения.
Рекомендовать заявителю обратиться в суд с иском для возможности разрешения спора в порядке искового производства, с соблюдением правил подсудности и требований, предусмотренных статьями 131, 132, абзаца 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На определение может быть подана частная жалоба в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области, в течение пятнадцати дней.
Судья Т.А. Мохова