Дело № 2-1154/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2016 года с. Смоленское
Мировой судья судебного участка Смоленского района Алтайского края Седойкина А.В.,
при секретаре судебного заседания Лапенковой Н.С.,
с участием помощника прокурора Смоленского района, Алтайского края, Гудковой А.П.,
представителя Управления социальной защиты населения по Смоленскому району Порошиной Т.М., действующей на основании доверенности от 23.07.2014 года,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленского района Алтайскогокрая в интересах <ФИО1> к Управлению социальной защиты населения по Смоленскому району о взыскании суммы затраченной на доставку твердого топлива
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленского района, Алтайского края обратился к мировому судье в интересах <ФИО1> с иском к ответчику Управлению социальной защиты населения по Смоленскому району о взыскании суммы затраченной на доставку твердого топлива.
В обосновании исковых требований указали, что в прокуратуру района поступило обращение <ФИО1> о нарушении её социальных прав, при предоставлении льгот как педагогическому работнику, на бесплатную жилую площадь с отоплением. <ФИО1> в Управление социальной защиты населения по Смоленскому району были предоставлены следующие платежные документы: в 2014 году договор купли-продажи от <ДАТА3>, согласно которого заявительница приобрела уголь 5 т на сумму 13385 рублей, сумма доставки доставила 1000 рублей. В 2015 году договор купли-продажи от <ДАТА4>, согласно которого заявительница приобрела уголь 5 т на сумму 13385 рублей, сумма доставки доставила 1000 рублей.
Заявителю была произведена компенсация за приобретение твердого топлива, вместе с тем, в компенсации расходов на погрузке и доставке твердого топлива было отказано.
Поэтому прокурор <АДРЕС> района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах <ФИО1> и просит взыскать с Управления социальной защиты населения по Смоленскому району в ее пользу понесенные расходы по доставке твердого топлива до места жительства по адресу: ул. <АДРЕС>, 16 кв. 2 с. <АДРЕС> района в сумме 2000 рублей.
Материальный истец <ФИО1> в зал судебного заседания не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в установленном законом порядке.
В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора <АДРЕС> района Гудкова А.П. исковые требования в интересах <ФИО1> поддержала, просила взыскать с Управления социальной защиты населения по Смоленскому району в пользу <ФИО1> понесенные расходы по доставке твердого топлива до места жительства по адресу: ул. <АДРЕС>, 16 кв. 2 с. <АДРЕС> в сумме 2000 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика - Управления по социальной защите населения по Смоленскому району Порошина Т.М., действующая на основании доверенности, с иском прокурора не согласилась, суду пояснила, что компенсация по твердому топливу предоставляется истице как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА5> <НОМЕР> «Об образовании». Статьей 55 Закона <НОМЕР> установлено, что сельские педагоги, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Закон <АДРЕС> края от <ДАТА6> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, дают право на предоставление компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам. Транспортные услуги по доставке твердого топлива не относятся к жилищным или коммунальным услугам, отдельно Законом <НОМЕР> и Правилами <НОМЕР> также не предусмотрено компенсирование транспортных услуг по доставке топлива. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от <ДАТА7> <НОМЕР> в статью 154 Жилищного кодекса РФ (вступившими в силу с <ДАТА8>), установлен подлежащий оплате перечень коммунальных услуг. Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Следовательно, доставка, а также погрузка и разгрузка твердого топлива, не являются коммунальной услугой и расходы на их оплату не подлежат компенсации. Согласно пункту 48 Правил от <ДАТА9> <НОМЕР> (в ред. до <ДАТА10>) плата за доставку твердого топлива к месту, указанному потребителем, не входит в стоимость твердого топлива. Согласно пункту 113 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА9> <НОМЕР>, в компетенцию регулирующего органа входит определение цен на топливо с учетом его погрузки, но без учета затрат по доставке до покупателя. Поэтому решениями регулирующего органа - управления <АДРЕС> края по государственному регулированию цен тарифов, предельные максимальные цены на твердое топливо установлены без учета затрат по доставке до покупателя. Из содержания изложенных норм следует, что расходы на погрузку твердого топлива уже включены в цену твердого топлива, урегулированную органом исполнительной власти в решении от <ДАТА11> <НОМЕР> «О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям» (далее - Решение <НОМЕР>). Таким образом, расходы на погрузку не могут компенсироваться дополнительно, в связи с чем, требование прокурора в интересах <ФИО1> является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Представитель третьего лица - Главалтайсоцзащиты, в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом, в установленном законом порядке, о причинах не явки представителя суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
Представитель третьего лица - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации <АДРЕС> края в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом, в установленном законом порядке, о причинах не явки представителя суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при данной явке в судебное заседание.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В судебном заседании установлено, что <ФИО1> является педагогическим работником.
В 2014 году <ФИО1> было приобретено твердое топливо: согласно договора от <ДАТА3>, согласно которого заявительница приобрела уголь 5 т на сумму 13385 рублей, сумма доставки доставила 1000 рублей.
В 2015 году <ФИО1> было приобретено твердое топливо: согласно договора от <ДАТА4>, согласно которого заявительница приобрела уголь 5 т на сумму 13385 рублей, сумма доставки доставила 1000 рублей.
<ФИО1> произведена компенсация за приобретение твердого топлива, вместе с тем, в компенсации расходов по погрузке и доставки твердого топлива в 2015 году в размере 1500 рублей, было отказано.
В соответствии с п. 8 ст. 47 Закона РФ от <ДАТА12> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА13>) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА6> года <НОМЕР> «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения (в ред. Законов <АДРЕС> края от <ДАТА15> N 159-ЗС, от <ДАТА16> N 64-ЗС)
Согласно ст. 3 Закона <НОМЕР> расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, являются расходными обязательствами <АДРЕС> края и носят целевой характер.
Средства на реализацию настоящего Закона предусматриваются в законе <АДРЕС> края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения.
Пунктом 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городской типа) <АДРЕС> края" утвержденных постановлением Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА17> N 99 предусмотрено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках, включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4).
Денежный эквивалент оплаты отопления жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади снимаемого жилого помещения, утвержденных тарифов на отопление и цен на твердое топливо. Денежный эквивалент оплаты отопления твердым топливом может определяться уполномоченным органом на основании предоставленных педагогическим работником платежных документов организации, реализовавшей ему топливо, или договоров купли продажи. В соответствии с решением Управления<АДРЕС> края по государственному регулированию цен и тарифов от <ДАТА18> N 169 "О регулировании цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированные потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворение потребностей граждан в жилье" установлены предельные максимальные цены на топливо печное бытовое.
При этом в п. 2 указано, что цены установлены без учета доставки до потребителя. При условии обеспечения раскола, доставки дров продавцов покупателю оплата данных услуг производиться в размере, определенное соглашением покупателя и продавца.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ (в редакции ФЗ от <ДАТА7> N 176-ФЗ) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (в редакции закона действовавшем на момент приобретения твердого топлива <ФИО1>).
Таким образом, доставка твердого топлива включается в понятие платы за коммунальные услуги, расходы по которым должны компенсироваться заявительнице.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а силу ч.2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из системного толкования вышеуказанных нормативных актов следует, что как Закон РФ «Об образовании», так и Закон <АДРЕС> края <НОМЕР>, не содержат каких-либо ограничений в предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате расходов приобретенного твердого топлива.
В соответствии с Правилами от <ДАТА19> <НОМЕР> (в редакции действовавшей в 2010 году) уполномоченным органом по выплате компенсаций выступал Комитет по образованию.
Однако, согласно изменениям от <ДАТА15> законом АК <НОМЕР>, внесенными в Закон АК от <ДАТА6> <НОМЕР> и вступившими в силу с <ДАТА20>, Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА17> <НОМЕР> и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с <ДАТА20>, расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), являются расходными обязательствами <АДРЕС> края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченные органы исполнительной власти <АДРЕС> края в сфере социальной защиты населения.
На основании изложенного, суд полагает необходимым взыскать недополученную <ФИО1> сумму компенсации на приобретение (доставку) твердого топлива с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району, но поскольку финансирование является целевым и поступает из бюджета <АДРЕС> края, исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.
Управление социальной защиты населения по Смоленскому району <АДРЕС> края, в силу п. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, мировой судья приходит к выводу, что судебные издержки взысканию не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смоленского района Алтайского края, удовлетворить.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Смоленскому району в пользу <ФИО1>, понесенные расходы по доставке твердого топлива до места жительства по адресу: <АДРЕС> район с. <АДРЕС> ул. <АДРЕС> 16 кв. 2 в сумме 2000 рублей. Решение может быть обжаловано, опротестованов апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Смоленский районный суд Алтайского края через мирового судью судебного участка Смоленского района Алтайского края в течение месяца.
Мировой судья А.В. Седойкина