Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Баязитовой О.Ю., при секретаре Третьяковой Е.А., рассмотрев 30 августа 2023 года в р.п. Юргамыш Курганской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Чинеевская средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения,
установил:
Кетовский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Чинеевская средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Просят признать незаконным бездействие МКОУ «Чинеевская СОШ», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения (скважина, расположенная по адресу: <адрес>) обязать МКОУ «Чинеевская СОШ», в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: обеспечить наличие проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, с получением на них санитарно-эпидемиологических заключений; получить санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственно - питьевого водоснабжения.
Обязать Администрацию Юргамышского муниципального округа Курганской области провести финансирование МКОУ «Чинеевская СОШ» для устранения выявленных нарушений.
Представитель истца Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области, представители ответчиков МКОУ «Чинеевская средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области, представитель третьего лица Отдела образования Администрации Юргамышского муниципального округа в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Администрация Юргамышского муниципального округа предоставила отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что с требованиями не согласны, так как они не соответствуют предусмотренным законом способам защиты права. Считают, что удовлетворение их судом, влечет вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления в сфере распределения бюджетных средств, в бюджетный процесс и определение расходных обязательств муниципального бюджета.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведен анализ соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации хозяйственно-питьевого водоснабжения образовательными учреждениями Юргамышского муниципального округа Курганской области, в ходе которого направлен запрос об организации питьевого водоснабжения в образовательном учреждении – муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чинеевская средняя общеобразовательная школа».
По информации от ДД.ММ.ГГГГ, МКОУ «Чинеевская СОШ», используются источники водоснабжения - скважины, вид подаваемой воды – питьевая; эксплуатируются при отсутствии проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения и санитарно-эпидемиологические заключения на использование данных источников для целей питьевого водоснабжения.
Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области ответчику выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, предложено принять меры по разработке проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, с получением на них санитарно-эпидемиологических заключений, принять меры на получение санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения на скважины, расположенные в МКОУ «Чинеевская СОШ» по адресу: <адрес>
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», данный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под охраной государства.
Исходя из п. 9 ч.1 ст. 34 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья.
Согласно п. 10 ч.1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя: проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии с п. 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учреждение несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по критерию безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля факторов среды обитания.
Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ч.1 ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические мероприятия.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ, п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 99. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.
В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
На основании п. 1.16. СанПиН 2.1.4.1110-02 государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путем разработки и контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных мероприятий и контроля качества воды источника.
В соответствии с п. 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Согласно п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основной целью организации указанных зон является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения.
Наличие обозначенной и установленной законом ЗСО скважины необходимо для предотвращения проникновения загрязняющих элементов в источник водоснабжения и предотвращения распространения заболеваний.
Согласно п. 1.3 Устава МКОУ «Чинеевская средняя общеобразовательная школа», утвержденного Постановлением Администрации Юргамышского района, Учредителем Учреждения является муниципальное образование Юргамышский район в лице Администрации Юргамышского района. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Отдел образования Администрации Юргамышского района.
В соответствии с п. 1.8 Устава, Учреждение создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и Уставом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чинеевская средняя общеобразовательная школа» (Устав).
В соответствии с п. 2.1 Устава, предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение и укрепление здоровья, создание благоприятных условий для возможности удовлетворения потребности учащихся в получении дополнительного образования; обеспечение отдыха учащихся, создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности учащихся.
Нарушение обязательных требований и непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения, влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью учащихся МКОУ «Чинеевская средняя общеобразовательная школа». В связи с чем, в указанной части требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Истец просит возложить на Администрацию Юргамышского муниципального округа Курганской области обязанность обеспечить финансирование МКОУ «Чинеевская СОШ» для устранения выявленных нарушений.
Источниками финансового обеспечения учреждения являются: средства бюджета Юргамышского МО Курганской области (раздел 6 Устава).
В соответствии с п. 2 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В ст. ст. 12 и 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет
Согласно ст.ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.
Исходя из положений ст.ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий в финансово-бюджетной сфере.
Заявленное требование о выделении администрацией Юргамышского муниципального округа Курганской области бюджетных денежных средств на устранение выявленных нарушений не соответствует предусмотренным законом способам защиты права. Их удовлетворение судом влечет вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления в сфере распределения бюджетных средств, в бюджетный процесс и определение расходных обязательств муниципального бюджета. Поэтому в удовлетворении требований в этой части суд полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Чинеевская средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чинеевская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по обеспечению проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения (скважина, расположенная по адресу: <адрес>).
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чинеевская средняя общеобразовательная школа в срок» до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения норм законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
обеспечить наличие проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения (скважина, расположенная по адресу: <адрес>), с получением на них санитарно-эпидемиологических заключений;
получить санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственно - питьевого водоснабжения (скважина, расположенная по адресу: <адрес>).
В удовлетворении требований Кетовского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Юргамышского муниципального округа об обязывании провести финансирование МКОУ «Чинеевская средняя общеобразовательная школа» для устранения выявленных нарушений – отказать.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья О.Ю. Баязитова