Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1148/2023 (2-4781/2022;) ~ М-4767/2022 от 26.12.2022

44RS0-39

Дело № 2-1148/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» февраля 2023 года                                г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.

при секретаре Стяжковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района Костромской области к ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» о возложении обязанности организовать искусственное уличное освещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая, что Прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения областным государственным бюджетным учреждением «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (далее - ОГБУ «Костромаавтодор») требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что автомобильная дорога № 34 ОП РЗ 34К-193 «Боговарово-Лебеди-гр. области» является собственностью субъекта Российской Федерации - Костромской области. ОГБУ «Костромавтодор», в нарушение требований ст. 3, ч. 1 ст. 17. п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.3 Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 25 мая 2010 года N 177-а, п.п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 4.6.1.1 "ГОСТ Р. 52766-2007. 10.6 СП 34.13330.2012 не надлежащим образом организована работа по содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения № 34 ОП РЗ 34К-193 «Боговарово - Лебеди - гр. области», на участке от 0 км + 630 м. до 0 км + 970 м. в границах ... отсутствует искусственное уличное освещение (стационарное электрическое освещение), предусмотренное проектом организации дорожного движения. В связи с изложенным, 22.09.2022 директору ОГБУ «Костромаавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Указанное представление 07.10.2022 рассмотрено, ОГБУ «Костромаавтодор» в ответе на представление указано, что устройство наружного электроосвещения на автомобильной дороге «Боговарово-Лебеди-гр. области» в границах населенного пункта ... мероприятий по устройству наружного электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Костромской области на 2018-2024гг., утвержденным департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, не предусмотрено. Таким образом, ОГБУ «Костромаавтодор» в настоящее время мер к организации освещения не принято, что подтверждается протоколом совещания ОГБУ «Костромаавтодор» от 07.10.2022 по рассмотрению представления прокуратуры Октябрьского района. В связи с вышеизложенным просит суд обязать областное государственное бюджетное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (далее - ОГБУ «Костромаавтодор) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии с требованиями государственного стандарта искусственное уличное освещение (стационарное электрическое освещение) автомобильной дороги на участке от 0 км + 630 м. до 0 км + 970 м. автомобильной дороги общего пользования регионального значения № 34 ОП РЗ 34К-193 «Боговарово - Лебеди - гр. области», в границах населенного пункта с. Боговарово, Октябрьского района Костромской области.

В судебное заседание Прокурор Октябрьского района Костромской области не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ОГКУ «Костромаавтодор» Жучкова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что ОГБУ «Костромаавтодор» является бюджетным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом в рамках выполнения государственного задания. В силу п. 3 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. В рассматриваемом случае, это департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. Государственное задание формируется в соответствии с Государственной программой Костромской области «Развитие транспортной системы Костромской области», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 25.02.2014 г. №61-а. В целях исполнения вышеуказанной Государственной программы разработан «План мероприятий по устройству наружного электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Костромской области на 2018 - 2024 гг.» в том числе на 2024 год - мероприятия по устройству наружного электроосвещения в границах н.п. Вохма, Титово, Боговарово на автомобильной дороге «Пышут - Павино - Вохма - Боговарово». Продолжением данной программы на 2025 год является устройство наружного электроосвещения автодорог: «Обход с. Боговарово» и «Боговарово - Лебеди - гр. области» в границах с. Боговарово.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Костромской области от 04.09.2006 № 71-а утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области, согласно которому автомобильная дорога № 34 ОП РЗ 34К-193 «Боговарово-Лебеди-гр. области» является собственностью субъекта Российской Федерации - Костромской области.

В ходе проведенной Прокуратурой Октябрьского района проверки исполнения ОГБУ «Костромаавтодор» требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что ОГБУ «Костромавтодор» не надлежащим образом организована работа по содержанию автомобильной дороги общего пользования регионального значения № 34 ОП РЗ 34К-193 «Боговарово - Лебеди - гр. области», а именно, на участке от 0 км + 630 м. до 0 км + 970 м. данной автодороги в границах с. Боговарово Октябрьского района Костромской области отсутствует искусственное уличное освещение (стационарное электрическое освещение), предусмотренное проектом организации дорожного движения.

22.09.2022 Прокуратурой Октябрьского района директору ОГБУ «Костромаавтодор» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

07.10.2022 указанное представление рассмотрено, ОГБУ «Костромаавтодор» указано, что устройство наружного электроосвещения на автомобильной дороге «Боговарово-Лебеди-гр. области» в границах населенного пункта с. Боговарово Планом мероприятий по устройству наружного электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Костромской области на 2018-2024гг., утвержденным департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, не предусмотрено.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно статье 15 вышеназванного Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности пот организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Статьей 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в т.ч. относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 4 ст. 17 вышеуказанного Закона устанавливает, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Согласно Положению о Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утвержденному губернатором Костромской области от 14 января 2008г. № 5, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Во исполнение переданных Департаменту полномочий создано Областное государственное казенное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор», которое по своей организационно – правовой форме является областным государственным казенным учреждением.

Согласно Уставу ОГКУ «Костромаавтодор» целями деятельности учреждения является: реализация государственной, экономической, инвестиционной, научно-технической политики в сфере использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности; координация и осуществление перспективного развития сети автомобильных работ; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств; обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

Предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенных настоящим Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Костромской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Костромской области и осуществление на них дорожной деятельности.

Для достижения указанных выше целей учреждение осуществляет специальные управленческие, организационные и иные функции в области дорожной деятельности и использования автомобильных дорог в Костромской области, в том числе: выполняет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации программ и проектов в области дорожной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета и других источников; обеспечивает проектно-сметную документацию и ее утверждение; организует размещение государственного заказа, финансируемого за счет средств областного бюджета от имени Костромской области; заключает государственные контракты по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ и сооружений на них в пределах своей компетенции от имени Российской Федерации; организует и осуществляет технической надзор и приемку выполненных работ; осуществляет оплату выполненных работ; осуществляет контроль за выполнением условий государственных контрактов; осуществляет контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая техническое обследование, испытания, паспортизацию, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог; проводит мероприятия по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта по автомобильным дорогам, анализирует состояние безопасности дорог; обеспечивает сохранность имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления; определяет состав и порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных работ; проводит капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, финансируемых за счет средств областного бюджета Костромской области.

С учетом вышеуказанного суд приходит к выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги является прямой обязанностью ОГКУ «Костромаавтодор».

Требования к состоянию дорог установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11 октября 1993 года.

В соответствии с п.6.9.1 ГОСТа 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что автодорога общего пользования регионального значения № 34 ОП РЗ 34К-193 «Боговарово - Лебеди - гр. области», является собственностью Костромской области и находится на балансе ОГКУ «Костромаавтодор».

Также судом установлено, что на участке данной автодороги 0 км + 630 м. до 0 км + 970 м. в границах ... отсутствует искусственное уличное освещение (стационарное электрическое освещение).

Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривала данное обстоятельство, однако пояснила, что согласно государственному заданию у них запланировано проведение уличного освещения автодороги Павино-Вохма-Боговарово, но более интенсивном участке автодороги. Спорный участок автодороги, о котором указывает истец в иске менее интенсивный и проведение работ по решению суда приведет к изменению сроков остальных участков дороги, проведение работ по данному участку у них запланировано на 2025 год.

Вместе с тем данный довод не может являться основанием для отказа в иске, поскольку права неопределенного круга лиц не могут зависеть от наличия либо отсутствия бюджетного финансирования, необходимого для осуществления бремени содержания имущества, которое законом возложена на собственника.

Содержание автодороги в ненадлежащем состоянии повышает вероятность дорожно-транспортных происшествий, что влечет за собой угрозу для жизни и здоровья граждан.

При вышеуказанных обстоятельствах суд считает требования прокурора о возложении на ОГКУ “Костромаавтодор” обязанности о проведении на участке данной автодороги 0 км + 630 м. до 0 км + 970 м. в границах ... искусственного уличного освещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении срока для производства данных работ, суд, учитывая объем запланированных на 2023 год работ по производству уличного освещения, установленных государственной программой, считает возможным установить срок выполнения данных работ в срок до 01 июля 2024 года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Октябрьского района Костромской области к ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» о возложении обязанности организовать искусственное уличное освещение, удовлетворить.

Обязать Областное государственное казенное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» организовать в соответствии с требованиями государственного стандарта искусственное уличное освещение (стационарное электрическое освещение) автомобильной дороги на участке от 0 км + 630 м. до 0 км + 970 м. автомобильной дороги общего пользования регионального значения № 34 ОП РЗ 34К-193 «Боговарово - Лебеди - гр. области» в границах населенного пункта ... в срок до 01 июля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Ю.В. Коровкина

Мотивированное решение изготовлено 06 марта 2023 года

2-1148/2023 (2-4781/2022;) ~ М-4767/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Октябрьского района Костромской области
Ответчики
ОГБУ "Костромаавтодор"
Суд
Ленинский районный суд г. Костромы
Судья
Коровкина Ю. В.
Дело на странице суда
leninsky--kst.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Подготовка дела (собеседование)
30.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее