Судья Злобин А.А. Дело № 7-95/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 6 апреля 2021 года
Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «<данные изъяты>» Фоминых И.А. на постановление судьи Котельничского районного суда Кировской области от 11 февраля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Фоминых И.А.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Котельничского районного суда Кировской области от 11 февраля 2021 года директор ООО «<данные изъяты>» Фоминых И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Фоминых И.А. обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит принятое по делу постановление отменить, в части выявленных нарушений: применения чистящих и моющих средств «Белизна гель Sanfor», отсутствия пятидневного запаса дезинфицирующих средств, и неполноте мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции; несвоевременного проведения дезинфекции помещений по предписанию Роспотребнадзора, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что п. 4.4 СП 3.1.3597-20 не предусматривает обязанности при проведении влажной уборки и дезинфекции помещений применять чистящие и моющие средства, разрешенные к применению Роспотребнадзором обладающими вирулицидным действием, иметь пятидневный запас дезинфицирующих средств, данные требования содержится в МР 3.1/2.3.6.0190-20, однако рекомендации не являются обязательными к исполнению, кроме того данные рекомендации адресованы предприятиям общественного питания, а Общество осуществляет производство пиломатериалов, древесного полотна, древесной муки, технологической щепы или стружки. Полагает, что в сложившейся ситуации им были приняты все необходимые меры для выполнения предписания Роспотребнадзора, так 12.06.20 он направил заявку на дезинфекцию помещений предприятия, 12.06.20 по телефону был согласован день и время обработки, которая проведена 16.06.20, а до этого времени он издал приказ о приостановлении работы всех производственных участков, расположенных в <адрес>, <адрес>.
Должностное лицо, составившее протокол о административном правонарушении, главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспортребнадзора по Кировской области в Котельничском районе Бородина С.Г. о дате, времени и месте судебного заседания уведомлена, не явилась, в возражениях просила постановление судьи оставить без изменения, жалобу Фоминых И.А. – без удовлетворения.
При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Фоминых И.А., его защитник Колодкина И.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 данного Федерального закона (п. 3).
Положениями ст. 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п. 2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
В соответствии с указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 на территории Кировской области введен режим повышенной готовности, а 25 марта 2020 года Правительства Кировской области принято постановление № 122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области».
Постановлением вр.и.о. Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 года № 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее - СП 3.1/3.2.3146-13).
В соответствии с п. 1.2 СП 3.1/3.2.3146-13 они устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 1.3 СП 3.1/3.2.3146-13 их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Как следует из содержания п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п. 2.7 СП 3.1/3.2.3146-13 в случае опасности распространения инфекционных болезней в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на территории Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации, в городских и сельских населенных пунктах, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности вводятся меры, предусматривающие особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (карантин).
Как следует из содержания п. 2.8 СП 3.1/3.2.3146-13 решение о введении (снятии) карантина принимается Правительством Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предписанию главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации. Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территориях (объектах) с введенным режимом карантина проводят органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 17.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса.
Как следует из содержания п. 17.4 СП 3.1/3.2.3146-13 заключительная дезинфекция проводится после изоляции (госпитализации) больного.
Согласно п. 1.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 (далее СП 3.1.3597-20), настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В соответствии с 2.2 Методических рекомендаций МР 3.1.0173-20, «Организация противоэпидемиологических мероприятий в период пандемии COVID-19», утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 апреля 2020 года (далее МР 3.1.0173-20) эпидемиологическая тактика при COVID-19, независимо от фазы эпидемического процесса, включает:
- своевременное выявление и изоляцию источников инфекции (на первых фазах за счет усиления санитарно-карантинного контроля в международных транспортных узлах, медицинских осмотров пребывающих и лабораторного обследования лиц, прибывающих из неблагополучных регионов мира);
- снижение рисков инфицирования за счет ограничения контактов, в первую очередь, в местах массового скопления людей, социального дистанцирования, изоляции (самоизоляции), применения средств индивидуальной защиты (СИЗ) как среди групп риска (ранжирование), так и среди населения, введение особых режимов на предприятиях и в коллективах, включая медицинские организации;
- уничтожение возбудителя в окружающей среде, на различных поверхностях, в помещениях путем системной дезинфекции и применения средств обеззараживания воздуха;
- разъяснительную работу с населением о мерах личной и общественной профилактики.
Согласно п. 2.3 МР 3.1.0173-20 решение о проведении необходимых противоэпидемических мероприятий на территории страны принимает Правительство Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, по предложению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 16.06.2020 по 14.07.2020 главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора в Котельничском районе территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области Бородиной С.Г. на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>, проведена внеплановая выездная проверка ООО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, с целью рассмотрения информации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» от 10.06.2020 о выявлении короновирусной инфекции у работника ООО «Норд Вуд», с выездом на объект 02.07.2020. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в период режима повышенной готовности и при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, представляющей опасность для окружающих, в период осуществления на территории Кировской области ограничительных мероприятий (карантина), а именно:
- в момент проверки на предприятии для проведения влажной уборки и дезинфекции помещений применялись чистящие и моющие средства («Белизна гель Sanfor», «Белизна»), не являющиеся дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению в установленном порядке, и не обладающие вирулицидным действием, отсутствовал пятидневный запас дезинфицирующих средств, разрешенных к применению, обладающих вирулицидным действием;
- дезинфекция помещений предприятия проводилась несвоевременно. Так, согласно полученному директором ООО «<данные изъяты>» 10.06.2020 предписанию на предприятии необходимо провести заключительную дезинфекцию не позднее 11.06.2020. Однако, дезинфекция проведена 16.06.2020. Данные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Фактические обстоятельства вменяемого Фоминых И.А. административного правонарушения подтверждаются доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в частности протоколом об административном правонарушении, актом проверки, распоряжением о проведении проверки и согласованием её проведения с прокурором, предписанием Роспотребнадзора о проведении дезинфицирующих мероприятий и другими материалами дела.
Оценив добытые доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о виновности Фоминых И.А. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также невыполнении в установленный срок выданного в указанный период законного предписания Роспотребналзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а его действия правильно квалифицировал по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Фоминых И.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в своей жалобе, не повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также не повлекли за собой вынесения незаконного судебного постановления по делу об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, принятие мер в устранение нарушений не освобождает от административной ответственности, поскольку на момент проведения осмотра нарушения имели место.
Рассмотрение дела об административном правонарушении произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, каких-либо существенных нарушений, процессуальных требований, установленных КоАП РФ в ходе производства по делу не допущено.
Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Методические рекомендации по своей правовой природе действительно не являются нормативным правовым актом, однако по настоящему делу рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) разработаны для решения задач, направленных на скорейшее предотвращение распространяющегося с высокой скоростью новой смертельно опасной коронавирусной инфекции COVID-19 от человека к человеку в целях применения в совокупности с установленными Федеральным законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и санитарными правилами требованиями для защиты от новой коронавирусной инфекции.
Их неисполнение отдельно от вышеперечисленных положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, СП 3.1.3597-20, СП 3.1/3.2.3146-13, СП 3.1.3597-20 в вину Фоминых И.А. не вменялось.
Более того, обязательность исполнения данных Методических рекомендаций возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не была приостановлена п. 1.4 Постановления Правительства Кировской области № 122-П от 25 марта 2020 года «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области».
Неисполнение Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.6.0190-20 в вину Фоминых И.А. не вменялось. Тем не менее, необходимо отметить, что для предприятий Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 20 апреля 2020 года утверждены Методические рекомендации МР 3.1/2.2.0172/5-20 «Рекомендации по организации работы предприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», которые также как и МР 3.1/2.3.6.0190-20 требуют иметь запас дезинфицирующих средств, обладающих вирулицидным действием, а также использовать при уборке помещений чистящие и моющие средства обладающие вирулицидным действием (пп. 4.8, 4.10).
Приведенные в жалобе причины несвоевременное исполнение предписания Роспотребнадзора о проведении дезинфекционных мероприятий на предприятии в условиях быстрого распространения новой коронавирусной инфекции не могут служить основанием для освобождения Фоминых И.А. от административной ответственности.
Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не усматривается. Наказание назначено Фоминых И.А. с учетом положений ст. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть ниже низшего предела санкции предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Котельничского районного суда Кировской области от 11 февраля 2021 года, оставить без изменения, жалобу директора ООО «<данные изъяты>» Фоминых ФИО8 – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья