Дело № 5-677/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Элиста 10 июня 2020 года
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Согданова Е.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоцикл»,
у с т а н о в и л:
29.04.2020 г. начальником отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия Болдыревой Т.С. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоцикл» (далее - ООО «Водоцикл») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, согласно которому 30.08.2019 г. ООО «Водоцикл» при осуществлении предпринимательской деятельности по производству напитков слабоалкогольных брожения «Медовуха» со вкусом можжевельника, розмарина и лайма, «Медовуха» со вкусом можжевельника, розмарина по фактическому адресу: 601240, Владимирская область, Собинский район, г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 допущены нарушения требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.9, 1.10 и 1.11 СанПин 2.3.2.1324-03 03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», а также пунктов 3.3, 3.9, 4.4, 6.2, 6.5, 8.1, 10.2 Методический указаний МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов».
Дело передано для рассмотрения в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по РК Болдырева Т.С. просила признать общество виновным в совершении правонарушения, наказание оставила на усмотрение суда.
Генеральный директор ООО «Водоцикл» Шуванов С.В. в суде вину признал, просил назначить минимальный штраф.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в период с 28.02.2020 г. по 27.04.2020 г. Управлением Роспотребназора по РК проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении ООО «Водоцикл» по адресу: 358014, Республика Калмыкия, г. Элиста, 6 микрорайон, дом 11 А, комната 21.
По результатам административного расследования установлено, что ООО «Водоцикл» при осуществлении предпринимательской деятельности по производству напитков слабоалкогольных брожения «Медовуха» со вкусом можжевельника, розмарина и лайма, «Медовуха» со вкусом можжевельника, розмарина по фактическому адресу: 601240, Владимирская область, Собинский район, г. Лакинск, пр. Ленина, д. 75 допущены нарушения требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.9, 1.10 и 1.11 СанПин 2.3.2.1324-03 03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», а также пунктов 3.3, 3.9, 4.4, 6.2, 6.5, 8.1, 10.2 Методический указаний МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов».
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Во исполнение названного Федерального закона и Положения о государственном и санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554, разработаны СанПин 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.05.2003 г. № 98
СанПин 2.3.2.1324-03 определяют гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство, и предназначены для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункты 1.2 и 1.4 СанПин 2.3.2.1324-03).
Пунктом 1.5 СанПин 2.3.2.1324-03 установлено, что в определенном законодательством Российской Федерации порядке на пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и ими приобретаются свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачиваются пригодность для использования по назначению, устанавливаются сроки годности.
В соответствии с п. 1.9 и п. 1.10 СанПин 2.3.2.1324-03 сроки годности и условия хранения на продукты, превышающие сроки и/или величины температур хранения для аналогичных видов продуктов, представленных в Приложении № 1 (пролонгированные) должны быть обоснованы в установленном порядке.
В силу п. 1.11 СанПин 2.3.2.1324-03 обоснование сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, указанных в п. 1.10, а также специализированных продуктов для детского и диетического питания должно проводиться на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы конкретных видов продукции и комплексных санитарно-эпидемиологических исследований в установленном порядке.
В разделе II СанПин 2.3.2.1324-03 содержатся требования для обоснования сроков годности пищевых продуктов. В частности, установлено, что для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы сроков годности пищевых продуктов изготовитель или разработчик представляет документы в установленном порядке, свидетельствующие о безопасности таких продуктов для человека (пункт 2.1).
Санитарно-эпидемиологические исследования качества и безопасности пищевых продуктов для обоснования сроков годности и условий хранения проводятся в установленном порядке. Экспертная оценка и исследования по обоснованию сроков годности проводятся в установленном порядке.
Порядок проведения и методология санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов установлены Методическими указаниями МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2004 г.).
МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов» предназначены, в том числе, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, обращения пищевых продуктов и разработки нормативной и технической документации.
В силу пункта 3.2 МУК 4.2.1847-04 санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов проводится для подтверждения соответствия продуктов установленным гигиеническим требованиям в течение этих сроков, а также для предупреждения их возможного вредного воздействия на здоровье человека и среду обитания.
Пунктом 3.3 МУК 4.2.1847-04 предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические исследования для обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов проводятся уполномоченными органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России и научно-исследовательскими институтами Минздрава России и РАМН, аккредитованными в установленном порядке.
С учетом требований п. 1.13 СанПин 2.3.2.1324-03 и п. 3.4 МУК 4.2.1847-04, в случае если устанавливаются сроки годности пищевых продуктов, вырабатываемых в соответствии с нормативными документами (технические Регламенты, ГОСТы и ГОСТ Р), санитарно-эпидемиологическая экспертиза сроков годности таких пищевых продуктов проводится на основании результатов широких производственных испытаний отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями с участием уполномоченных учреждений Госсанэпидслужбы России и НИИ Минздрава России и РАМН, аккредитованными в установленном порядке, с последующим оформлением санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию конкретных изготовителей по месту нахождения предприятия-изготовителя.
Однако как установлено судом и следует из материалов дела в нарушение вышеуказанных требований санитарного законодательства исследования напитков слабоалкогольных брожения «Медовуха» со вкусом можжевельника, розмарина, емкостью 1,350 л., ПЭТФ-бутылки, дата разлива 19.10.2018 г. сроком годности 19.10.2020 с оформлением протокола подтверждения срока годности от 30.08.2019 г. выполнены ООО «Водоцикл», тогда как санитарно-эпидемиологические исследования для обоснованности сроков годности и условий хранения пищевых продуктов проводятся уполномоченными органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России и научно-исследовательскими институтами Минздрава России и РАМН, аккредитованными в установленном порядке;
- протокол подтверждения срока годности от 30.08.2019 г. не содержит информации о методах исследований, тогда как санитарно-эпидемиологические исследования для обоснования установления сроков годности проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке методами контроля регламентируемых показателей;
- отбор образцов для лабораторных исследований проведен от одной даты выработки «Медовухи» со вкусом можжевельника и розмарина с датой приготовления опытных образцов – 27.04.2017 и «Медовухи» со вкусом можжевельника, розмарина и лайма с датой приготовления опытных образцов - 28.04.2017 г., тогда как образцы для испытаний отбираются не менее чем от 3 различных дат выработки (партий продукции);
- протокол подтверждения срока годности от 30.08.2019 г. не содержит контрольных карточек исследования (сутки хранения) продукции, то есть их периодичность и соответственно результаты исследований, которые должны рассчитываться с учетом продолжительности предполагаемого срока годности и специфики продукта, но не мене 3 раз при сроках испытания до 30 суток, не менее 4 раз - свыше 60 суток: после выработки: середина срока годности, предполагаемый срок, срок с учетом коэффициента резерва;
- в соответствии с протоколом подтверждения срока годности от 30.08.2019 г. дегустационная оценка органолептических свойств (внешний вид, цвет, вкус, аромат) дана только на соответствие рецептуры, отсутствуют сведения о количественном составе дегустационной комиссии, тогда как дегустационные испытания образцов исследования продуктов проводятся по 3 бальной системе путем одновременного представления кодированных образцов исследуемого продукта в конце предполагаемого срока годности аналогичной свежевыработанной продукции, при этом число независимых участников дегустации должно быть не менее 7;
- не учтено, что основным критерием для положительной санитарно-эпидемиологической оценки обоснованности сроков годности продукции является отсутствие отрицательной динамики всего комплекса изучаемых в соответствии с программой показателей (микробиологических, физико-химических, органолептических) в образцах от всех исследованных партий (не менее 3).
Вышеуказанное подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК» от 24.03.2020 г. № 01 о несоответствии протокола подтверждения срока годности от 30.08.2019 г., оформленного ООО «Водоцикл» требованиям Методичских указаний» МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов».
Таким образом, судом установлено, что ООО «Водоцикл» не исполняются обязательные требования, предусмотренные Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов», МУК 4.2.1847-04 «Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов», устанавливающие порядок проведения и методологию санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов.
По итогам административного расследования начальником отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РК Болдыревой Т.С. составлен протокол № 13 от 29.04.2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Водоцикл», в связи с нарушением требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и обязательных требований санитарного законодательства.
Представленные доказательства получены в соответствии с законом, сомнений не вызывают, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Судом установлены фактические обстоятельства совершения ООО «Водоцикл» административного правонарушения, поскольку нарушают обязательные требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Доказательств соблюдения ООО «Водоцикл» выявленных нарушений СанПин суду не представлено.
Таким образом, в действиях ООО «Водоцикл» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санкция ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Разрешая вопрос о виде и мере административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, общественную опасность административного правонарушения, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
ООО «Водоцикл» ранее к административной ответственности не привлекалось, генеральный директор Шуванов С.В. вину признал, что в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ, признается смягчающим административную ответственность.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3. КоАП РФ и отягчающих административную ответственность, не имеется.
Таким образом, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд считает возможным назначить ООО «Водоцикл» административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
признать общество с ограниченной ответственностью «Водоцикл» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Указанный штраф необходимо оплатить по следующим реквизитам: расчетный счет 40101810303490010005, Банк получателя ГРКЦ НБ РК банка России, БИК 048580001, УФК по Республике Калмыкия (Управление Роспотребнадзора по Республике Калмыкия), ИНН 0814163237, КПП 081601001, КБК 14111601061010003140, УИН 14104080006300003256.
Разъяснить обществу с ограниченной ответственностью «Водоцикл», что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.Е. Согданова