Дело № 2-851/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 июня 2018 г. г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.
при секретаре Кужель К.С.,
с участием истца Комиссарова С.В., действующего в интересах несовершеннолетних детей К.В.С., К.Н.С., являющегося также представителем истца Сидоровой С.Я., действующей в интересах несовершеннолетней К.В.С.,
истца Комиссаровой Е.Е., действующей в интересах несовершеннолетнего К.Н.С.,
третьего лица Комиссаровой Е.Р.,
представителя третьего лица ГКУ ТО «ЦПСН» Кондаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комиссарова С. В., действующего в интересах несовершеннолетних детей К.В.С., К.Н.С.; Комиссаровой Е. Е., действующей в интересах несовершеннолетнего К.Н.С.; Сидоровой С. Я., действующей в интересах несовершеннолетней К.В.С., к администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании несовершеннолетних членами семьи участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, а также участниками такого основного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Родители несовершеннолетних детей К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - Комиссаров С.В., Комиссарова Е.Е. и Сидорова С.Я. обратились в суд с указанным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области.
Требования мотивированы тем, что Комиссарова Е. Р. проживает по договору найма с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> со своим сыном Комиссаровым С. В. и своими внуками - К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (мама - Сидорова С. Я., папа - Комиссаров С. В.) и К.Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мама - Комиссарова Е. Е., папа - Комиссаров С. В.).
Семья Комиссаровой Е.Р. состоит из 5 человек, проживают они совместно, ведут общее хозяйство, имеют общий семейный бюджет, вместе занимаются воспитанием и развитием несовершеннолетних Н. и К.В.С.. Комиссарова Е.Р. с семьей учтена в составе участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015-2020 годы по Тверской области, с 2003 года. В указанную программу как члены семьи Комиссаровой Е.Р. не включены несовершеннолетние внуки, который родились в 2004 году и в 2013 году, то есть после постановки ее семьи на учёт. При обращении к ответчику за получением жилищного сертификата с учетом несовершеннолетних был получен отказ в виде письма исх. 55 от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на нарушение жилищных прав несовершеннолетних, а также нормы ст.ст. 31,35 ЖК РФ, истцы в целях реализации прав детей на улучшение жилищных условий просили признать, что К.Н.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются членами семьи Комиссаровой Е. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также признать указанных детей участниками основного мероприятия (ранее - подпрограммы) «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы» как членов семьи Комиссаровой Е. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области.
Протокольным определением от 22.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО Тверской области «Калининский район».
Истец Комиссаров С.В., действующий в интересах несовершеннолетних детей К.В.С. и К.Н.С., являющийся также представителем истца Сидоровой С.Я., действующей в интересах несовершеннолетней К.В.С., истец Комиссарова Е.Е., действующая в интересах несовершеннолетнего К.Н.С., а также третье лицо на стороне истцов Комиссарова Е.Р. поддержали исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснили, что первоначально на учет нуждающихся в жилье встала Комиссарова Е.Р. как вынужденный переселенец в составе семьи с сыном и своей матерью М.Л.А., которая умерла в 2015 году. В настоящее время они все вместе с несовершеннолетними К.В.С. и Н. по договору возмездного найма проживают в частном жилом доме. Указывая в иске на 5 членов семьи, истцы учитывали проживание без регистрации в <адрес> жены Комиссарова С.В. – Комиссаровой Е.Е. Также пояснили, что К.В.С. в период учебного года проживает со своей матерью Сидоровой С.Я. в <адрес>, однако все каникулы живет с отцом и бабушкой на станция Кулицкая. К.В.С. прописана была на <адрес> по месту рождения. Комиссаров С.В. перестал проживать с первой супругой (матерью К.В.С.) в 2008 году. Письменное соглашение об определение места жительства К.В.С. между бывшими супругами не заключалось. Трехкомнатная квартира в д.<адрес>, где прописана мать К.В.С. – Сидорова С.Я., принадлежит матери последней. Ранее считали, что несовершеннолетние дети Комиссарова С.В. тоже являются участниками программы, поскольку они каждый год на детей предоставляли в администрацию поселения документы, однако при решении вопроса о формировании списка получателей сертификата на 2018 г., оказалось, что дети не могут быть учтены в качестве члена семьи Комиссаровой Е.Р.
Представитель третьего лица ГКУ ТО «ЦПСН» Кондакова Е.А. полагала подлежащими удовлетворению требования в отношении несовершеннолетнего К.Н.С., в отношении К.В.С. оставила удовлетворение требований на усмотрение суда.
Остальные участники процесса, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области, а также представители третьих лиц - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Администрации МО Тверской области «Калининский район» представили суду ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в своё отсутствие.
При этом представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Комиссарова Е. Р., 1960 года рождения, и её сын – Комиссаров С. В., 1982 года рождения, в установленном законом порядке признаны вынужденными переселенцами, что подтверждено соответствующими удостоверениями установленного образца (л.д.26-27).
Как установлено судом из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 05.06.2018, семья Комиссаровой Е.Р. с 2006 года учтена в сводных списках вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно данным органа местного самоуправления – администрации МО «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области, осуществляющей учёт указанной категории лиц, дата постановки Комиссаровой Е.Р. на улучшение жилищных условий – 20 июня 2003 г. (дата подачи ею заявления в администрацию Калининского района) – л.д.45.
Поставка на очередь на улучшение жилищных условий Комиссаровой Е.Р. как вынужденного переселенца в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» подтверждена решением жилищной комиссии при администрации Калининского района Тверской области от 17.07.2003. При этом в решении указан состав её семьи – 4 человека, который не конкретизирован (л.д.49).
В дальнейшем полномочия по учёту граждан, нуждающихся в получении жилья, проживающих в сельской местности, были переданы органам местного самоуправления поселений.
Согласно протоколу заседания общественной жилищной комиссии по жилищному вопросу при администрации МО «Кулицкое сельское поселение» от 28.02.2008 Комиссарова Е.Р. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на очередной 2009 год в составе семьи из 4 человек (л.д.47-48).
Из сообщения администрации Кулицкого сельского поселения № 376 от 21.05.2018 (л.д.45-46) следует, что на момент передачи документов из администрации Калининского района в администрацию сельского поселения (24.02.2008) в составе семьи Комиссаровой Е.Р., как участника подпрограммы, значились:
- Комиссарова Е. Р.;
- Комиссаров С. В.;
- М.Л.В.;
- К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Ежегодно администрацией Кулицкого сельского поселения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ранее Департамент строительства Тверской области) направлялся сводный список граждан – участников подпрограммы (с настоящее время – основного мероприятия) «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в котором указывалась семья Комиссаровой Е.Р.
В связи со смертью М.Л.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи Комиссаровой Е.Р. уменьшился до трех человек.
Согласно записям в домовой книге с 13 августа 2001 г. Комиссарова Е.Р. и с 10 ноября 2003 г. – её сын Комиссаров С.В., а также дети Комиссарова С.В. – К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту жительства в жилом доме площадью 30,9 кв.м по адресу: <адрес> При этом несовершеннолетние внуки Комиссаровой Е.Р. - К.В.С. и Н. зарегистрированы по месту жительства отца (являются детьми от разных браков) в указанном жилом помещении с рождения (л.д.21-24).
Как установлено судом, указанное жилое помещение Комиссаровы занимают по возмездному договору найма с собственником жилого помещения П.Р.С., что подтверждено договором найма жилого дома от 31.01.2018 (л.д.25).
Исходя из совокупности положений статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 "О вынужденных переселенцах", Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктами 19,21,24,26 Правил установлено, что для участия в основном мероприятии граждане, указанные в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление на участие в основном мероприятии, а также предоставляют определенный подпунктом «д» пакет документов, по результатам проверки которых принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия. В случае признания гражданина участником основного мероприятия на него заводят учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде).
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил, членами семьи вынужденного переселенца - участника основного мероприятия признаются независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца проживающие с гражданином - участником основного мероприятия его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем; в исключительных случаях - иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Анализ представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что Комиссарова Е.Р. была поставлена на очередь в целях получения жилищного сертификата. При этом на момент передачи документации в администрацию сельского поселения в 2008 г. в составе членов её семьи были учтены: сын Комиссаров С.В., мать М.Л.В. и внучка К.В.С., что подтверждено сообщением администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области от 21.05.2018 (л.д.45-46).
Как установлено из пояснений стороны истца, проживающая и зарегистрированная по тому же месту жительства племянница Комиссаровой Е.Р. – М.З.А. с дочерью М.А.И. является самостоятельным участником основного мероприятия на получение жилищного сертификата как вынужденный переселенец, что подтверждено протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Кулицкого сельского поселения от 28.02.2008 (л.д. 48).
По смыслу жилищного законодательства, а также положений основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, участником основного мероприятия в целях получения жилищного сертификата признана Комиссарова Е.Р. Как установлено из представленных ответчиком документов, её сын Комиссаров С.В., мать М.Л.В. и внучка К.В.С. ранее были включены органом местного самоуправления в качестве членов семьи участника основного мероприятия. Впоследствии М.Л.В. выбыла из состава членов семьи участника основного мероприятия в связи со смертью.
Согласно материалам дела, Комиссарова Е.Р. в рамках формирования сводного списка на очередной год обратилась с заявлением на имя главы администрации Кулицкого сельского поселения, в котором просила в целях получения жилищного сертификата в 2018 году учесть в составе своей семьи своих внуков (детей своего сына Комиссарова С.В.) - К.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и К.Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.50).
Письмом № 55 от 26.01.2018 администрация Кулицкого сельского поселения в лице главы Кулаевой Е.А. разъяснила заявителю, что её внуки К.В.С. и К.Н.С. не могут быть включены в состав её семьи для получения сертификата, разъяснив судебный порядок признания внуков членами семьи участника основного мероприятия (ранее - подпрограммы) – л.д. 19.
Редакция подпункта "б" пункта 17 Правил, действующая до внесения изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2016 г. № 629, вообще не предусматривала включение в состав членов семьи вынужденного переселенца для целей реализации вышеуказанной подпрограммы (в настоящее время - основного мероприятия) иных родственников, кроме детей участника основного мероприятия (ранее – подпрограммы).
Указанным Постановлением Правительства РФ № 629 подпункт «б» п.17 изложен в новой редакции, приведенной выше.
По смыслу подпункта "б" пункта 17 Правил в новой редакции, другие родственники, к которым могут быть отнесены внуки, признаются членами семьи вынужденного переселенца - участника основного мероприятия в случае, если они ведут с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина вынужденным переселенцем.
Однако внуки участника основного мероприятия – Комиссаровой Е.Р. – К.В.С. и Н. родились позднее признания бабушки и отца вынужденными переселенцами и постановки Комиссаровой Е.Р. на льготный учёт (как вынужденный переселенец) в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку по буквальному толкованию Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы не предусматривают включение в состав семьи получателя сертификата «других родственников», родившихся позднее даты признания лица вынужденным переселенцем, исковые требования законных представителей несовершеннолетних о включении несовершеннолетних внуков в состав членов семьи Комисаровой Е.Р. и в состав участников основного мероприятия (подпрограммы) на получение жилищного сертификата не подлежат удовлетворению.
Доводы истцов о том, что несовершеннолетние внуки зарегистрированы и проживают совместно с бабушкой, являющейся вынужденным переселенцем, сами по себе не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о признании указанных лиц членами семьи участника основного мероприятия и включения их в состав участников такого мероприятия на получение жилищного сертификата.
Кроме того, регистрация по месту жительства участника основного мероприятия – Комиссаровой Е. Р. её внуков и совместное с ней проживание, не является основанием для признания их членами её семьи, поскольку доказательств того, что они находятся на иждивении указанного лица и ведут с ней общее хозяйство, стороной истца в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ не представлено. Более того, истцы в ходе рассмотрения дела подтвердили, что несовершеннолетняя К.В.С. преимущественно (в течение учебного года) проживает со своей матерью Сидоровой С.Я. по иному месту жительства - в Московской области.
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований истцов у суда не имеется.
При отказе в иске понесенные судебные расходы стороне истца не возмещаются.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Комиссарову С. В., действующему в интересах несовершеннолетних детей К.В.С., К.Н.С., Комиссаровой Е. Е., действующей в интересах несовершеннолетнего К.Н.С., Сидоровой С. Я., действующей в интересах несовершеннолетней К.В.С., в исковых требованиях к администрации муниципального образования «Кулицкое сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании несовершеннолетних членами семьи участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а также участниками такого основного мероприятия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Калининский районный суд.
Судья Т.Е. Долгинцева
Мотивированное решение составлено 9 июня 2018 г.