Дело № 2-1754/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гуково Ростовской области 05 декабря 2018 года
Мировой судья судебного участка № 4 Гуковского судебного района Ростовской области Колесникова А.А.,
при секретаре Тюшковой Ю.Ю.,
с участием представителя истца Тачановой М.Н.,
ответчика Рытикова Станислава Петровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей к Рытикову Станиславу Петровичу о взыскании задолженности по оплате за теплоснабжение,
УСТАНОВИЛ:
АО «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей обратилось к мировому судье с иском к Рытикову С.П. о взыскании задолженности по коммунальной услуге «теплоснабжение», ссылаясь на то, что ответчик является собственником квартиры <НОМЕР>.
Протоколом общего собрания собственников помещений МКД <НОМЕР> от 14.03.2015г. избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией. В качестве организации по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выбрана управляющая компания ООО УК «Капиталстрой». Квартира <НОМЕР> является собственностью ответчика с 2007 года. У ответчика произведено переустройство сети газораспределения путем присоединения газового прибора АОГВ, т.е. квартира оборудована индивидуальной системой газового отопления. За период с октября 2017 года по апрель 2018г. у ответчика образовалась задолженность по статье «теплоснабжение» в сумме 13225,09 руб. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Гуковского судебного района Ростовской с ответчика была взыскана задолженность за теплоснабжение за указанный выше период. Определением мирового судьи от 05.10.2018г. на основании возражений ответчика, судебный приказ был отменен. Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по статье «теплоснабжение» за период с октября 2017 года по апрель 2018г. в сумме 13225,09 руб., пени за период с 10.11.2017г. по 04.05.2018г.в размере 193,08 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 536 руб. 72 коп.
В судебном заседании представитель истца Тачанова М.Н., действующая по доверенности № 53 от 09.01.2018, исковые требования поддержала в полном объеме, мотивируя доводами изложенными в исковом заявлении, при этом пояснив, что повторно 08 февраля 2018г. Государственной жилищной инспекцией Ростовской области АО «Донэнерго<АДРЕС> Тепловые сети по адресу <ОБЕЗЛИЧЕНО> было выдано предписание № 305 которым АО «Донэнерго<АДРЕС> предписано произвести расчет, размера платы за отопление, согласно п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2011 № 354, и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами, в том числе и для квартир с индивидуальным отоплением. На основании предписания, ответчику, квартира которого оборудована индивидуальным отоплением, были произведены начисления по коммунальной услуге «теплоснабжение» за период с октября 2017 года по апрель 2018г. в сумме 13 225,09 руб.
Минстрой России считает, что определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, не предусмотрено. Соответственно, по мнению Минстроя России, плата за коммунальную услугу по отоплению в таком случае должна определяться на общих основаниях. Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Ответчик и жильцы дома не обращались в соответствующие органы для проведения переустройства жилого помещения. Общее собрание собственником жилых помещений по данному вопросу не проводили, в связи с чем считает, что их требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ООО УК «Капиталстрой», в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просит дело рассмотреть в их отсутствие.
Ответчик Рытиков С.П. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что с 2015г. квартира, принадлежащая ему на праве собственности, отсоединена от центрального отопления с переходом на индивидуальное. Отопительные приборы центрального отопления в квартире отсутствуют. Все разрешающие документы, на переоборудование с центрального отопления на индивидуальное, было им получено и газовое отопление установлено на законных основаниях. Поскольку АОГВ в квартире установлено на законных основаниях, принимая во внимание, что фактически услуга теплоснабжение истцом не оказывается, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, мировой судья приходит к следующему.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Установлено, что ответчик Рытиков С.П. является собственником квартиры <НОМЕР> с 2007г.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 11.11.2016<ДАТА> в доме <НОМЕР> установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
Протоколом общего собрания собственников МКД <НОМЕР> ООО УК «Капиталстрой» выбрано в качестве организации, для оказания услуг и выполнения работ, по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и управления многоквартирным домом.
Между АО «Донэнерго» в лице Гуковского района тепловых сетей и ответчиком договор на оказание услуг не заключался.
В соответствии с ч. 1 ст. 547 ГК РФ, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Статьей 289 ГК РФ предусмотрено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из смысла и содержания указанных норм следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения жилого дома (помещения подъездов, чердаков, подвалов, отопление общих стен и т.п.).
Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системы отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.
В связи с чем, установление в квартире ответчика автономной индивидуальной системы газового отопления еще не свидетельствует о том, что этот собственник жилого помещения не является потребителем тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом через общую систему отопления.
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198 фактически проверена и подтверждена законность абзаца второго пункта 40 Правил.
Пунктом 42.1 Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном жилом доме на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в приложении N 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Так, в силу абзацев 3, 4 пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность отключения одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением от общедомовой системы отопления, в связи с чем, Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Отключение от централизованной системы теплоснабжения с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможно только в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды (наличие индивидуального учета по теплоснабжению в каждой квартире дома и общего учета по дому).
Данных, свидетельствующих о том, что все квартиры дома <НОМЕР> оборудованы индивидуальными (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, ответчиком, не представлено.
Государственной жилищной инспекцией <ОБЕЗЛИЧЕНО><ДАТА> АО «Донэнерго» Тепловые сети по адресу <АДРЕС> было выдано предписание № 305 произвести расчет размера платы за отопление согласно п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2011 № 354, и ежемесячно осуществлять начисление за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами, в том числе и для квартир с индивидуальным отоплением, со сроком исполнения до 30.03.2018г.
На основании данного предписания АО «Донэнерго» Тепловые сети по адресу <АДРЕС> <АДРЕС> начислены суммы платы за отопление на общих основаниях. Тем самым АО «Донэнерго» устранены нарушения в расчете размеров платы за коммунальную услугу по отоплению жителям и собственникам помещений дома, в части начисления платы за предоставленную услугу потребителям, имеющим автономное отопление. В связи с чем у ответчика, образовалась задолженность за предоставленную услугу по лицевому счету № 42-4265 за период с октября 2017г. по апрель 2018г. в сумме 13225,09 руб.
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Минстрой России в своем письме от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 «Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах» указал следующее.
Определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, не предусмотрено. Соответственно, по мнению Минстроя России, плата за коммунальную услугу по отоплению в таком случае должна определяться на общих основаниях.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав.
Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Учитывая, что процедура перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома.
Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Также возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.
Между тем, ответчиком, не представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении порядка переустройства системы отопления в принадлежащей ответчику квартире.
По изложенным выше основаниям, мировой судья отвергает доводы ответчика, как не основанные на законе.
Согласно расчету истца ответчику за период с октября 2017г. по апрель 2018 начислена плата за услугу «теплоснабжение» в сумме 13225,09 руб.
Статьей 153 Жилищного Кодекса РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Дело рассмотрено по имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку до настоящего времени задолженность ответчиком добровольно не погашена, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по услуге «теплоснабжение» в указанной сумме.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается. Истцом предоставлен расчет пени, который проверен мировым судьей, в связи с чем сумма в размере 193 руб. 08 коп. за период с 10.11.2017г. по 04.05.2018г<ДАТА> подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истец при подаче искового заявления в суд уплатил государственную пошлину в размере 536,72 руб., что подтверждается платежным поручением имеющимся в материалах дела.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 536,72 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 198,199 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного общества «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей к Рытикову Станиславу Петровичу о взыскании задолженности по оплате за теплоснабжение, удовлетворить.
Взыскать с Рытикова Станислава Петровича в пользу Акционерного общества «Донэнерго» Тепловые сети в лице Гуковского района тепловых сетей задолженность по оплате за теплоснабжение за период с октября 2017г. по апрель 2018г. в размере 13 225 руб. 09 коп., пени за период с 10.11.2017г. по 04.05.2018г<ДАТА> в сумме 193,08 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 536,72 руб., а всего 13 954руб. 89 коп.
Решение может быть обжаловано в Гуковский городской суд Ростовской области через мирового судью судебного участка № 4 Гуковского судебного района Ростовской области в течении месяца.
Решение в окончательном виде изготовлено 10.12.2018 г.