КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузовлева И.С. Дело № 12-142/2023 (№ 5-304/2023)
УИД 39RS0001-01-2023-002676-79
РЕШЕНИЕ
29 августа 2023 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при секретаре Лиль Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Кашина Олега Владимировича на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кашина Олега Владимировича.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 июня 2023 года Кашин О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в размере 30 000 руб.
В жалобе Кашин О.В. в лице защитника по ордеру Уварова М.В. просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что Кашин О.В. не подлежит привлечению к ответственности по ч. 4 ст. 19.134 КоАП РФ, так как с 2019 года находится за пределами Российской Федерации. Считает, что информация, размещенная в месенджере «Telegram» по адресу: «<данные изъяты>», не является материалом, несущим смысловую нагрузку. Полагает, что в данном случае имеет место вмешательство в его право на свободу выражения и распространение мнения по общественно значимым вопросам.
Заслушав объяснения защитника Уварова М.В., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителей Управления Роскомнадзора по Калининградской области Кириленко А.А., Латыповой Ю.И., Скобелиной О.В., не согласившихся с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационнотелекоммуникационной сети Интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Данное требование закона направлено на информирование получателя сведений о статусе субъекта, распространяющего информацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 2108 утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ, в том числе требований к их размещению (далее - Правила), а также формы указаний, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ.
В соответствии с п. 2 Правил материалы, предусмотренные чч. 3 и 4 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму, должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным ч.ч. 3 или 4 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.
Согласно пунктам 4-7 Правил размещения указаний текстовое указание должно размещаться на русском языке; размер шрифта текстового указания должен вдвое превышать размер шрифта текстового материала; цвет шрифта текстового указания должен быть контрастным по отношению к фону, на котором оно размещается; текстовое указание подлежит размещению в начале каждого текстового материала под заголовком либо в случае отсутствия заголовка непосредственно перед началом такого материала.
Таким образом, действующим законодательством установлены обязательные требования к распространению информации на территории Российской Федерации иностранным агентом, и за их несоблюдение предусмотрена административная ответственность, в том числе частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 2023 года Кашин О.В., включенный в реестр иностранных агентов, в нарушение требований ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ, допустил распространение материалов в мессенджере «Telegram» по адресу: «<данные изъяты>» без указания на то, что этот материал произведен, распространен и направлен иностранным агентом либо касается деятельности иностранного агента.
Факт совершения Кашиным О.В. административного правонарушения и его виновность в его совершении подтверждается совокупностью собранных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении № АП-39/03/115 от 5 мая 2023 года, в котором отражено существо вмененного правонарушения; реестром иностранных агентов, в который 03.06.2022 под № 393 включен Кашин О.В.; скриншотом страницы в мессенджере «Telegram» по адресу: «<данные изъяты>», где зафиксировано распространение Кашиным О.В. текстового материала «Россия, безусловно, останется влиятельным государством» без указания на то, что этот материал произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом либо касается деятельности такого агента; справкой УМВД России по Калининградской области о регистрации Кашина О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда правильно установил обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Кашина О.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Деяние Кашина О.В. правильно квалифицировано по ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Протокол по делу об административно правонарушении в отношении Кашина О.В. составлен должностным лицом в пределах его полномочий, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. О составлении протокола об административном правонарушении Кашин О.В. уведомлен телеграммой.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Кашина О.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Кашина О.В., состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ, в связи с его нахождением за пределами территории Российской Федерации и отсутствием смысла опубликованного сообщения, не могут быть приняты во внимание.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ выражается в производстве материалов и (или) их распространении иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей (ч. 1).
Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (ч. 2).
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
1) участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
2) участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
3) публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
4) распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
5) формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
6) вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1 - 5 настоящей части;
7) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 - 6 настоящей части (ч. 5).
К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся:
1) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации). Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов;
3) финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части (ч. 6).
Из материалов дела следует, что Кашин О.В., являющийся иностранным агентом, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в мессенджере «Телеграмм» распространил сообщение, предназначенное для неограниченного круга лиц, связанное с политической деятельностью с целью формирования общественно-политических взглядов и убеждений, без указания на то, что эти данное сообщение размещено иностранным агентом.
Принимая во внимание распространение информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сам по себе факт нахождения Кашина О.В. за пределам Российской Федерации не исключает в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Кашина О.В. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание Кашину О.В. назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1, 4.3 КоАП РФ в минимальном размере, установленном санкцией ч. 4 ст. 19.34 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления судьи, не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 20 июня 2023 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья