Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2017 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Бамбуровой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1148/2017 по административному исковому заявлению Бурцева Н.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
с участием представителя Бурцева Н.А. по доверенности Карташевой Н.Н.,
представителя Правительства Самарской области по доверенности Фитчиной А.О.,
у с т а н о в и л:
Бурцев Н.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8 960 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2017 года в размере 941000 рублей.
В обоснование заявленных требований Бурцев Н.А. указал, что является собственником объектов капитального строительства: конторы, цеха молочнокислой продукции №, склада №, асфальтовой площадки, сторожки, расположенных по адресу: <адрес>. Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8 960 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей.
Бурцев Н.А. имеет исключительное право выкупа земельного участка, на котором располагаются принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая в данном случае не соответствует его рыночной стоимости и ведет к уплате налоговых платежей в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца Карташева Н.Н. поддержала исковые требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Представитель Правительства Самарской области Фитчина А.О. просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик – Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФГБУ ФКП «Росреестра» по Самарской области, Администрация сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области, представили отзывы.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В связи с этим статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Бурцев Н.А. является собственником объектов недвижимости: конторы, с кадастровым номером №, котельной с кадастровым номером №, цеха молочнокислой продукции №, с кадастровым номером №, склада № с кадастровым номером №, асфальтовой площадки с кадастровым номером №, сторожки с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16 июня 2016 года.
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 8 960 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей по адресу: <адрес>.
Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 22 марта 2003 года.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в рамках государственного кадастрового учета в связи, с исправлением реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка в соответствии с приложением № 2 к Постановлению Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и по состоянию на 28 августа 2017 года составляет 1656524,80 рубля.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Учитывая положения части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, административный истец, в собственности которого находятся нежилые здания, обладает исключительным правом на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, на котором данные здания расположены.
Пунктом 2 Порядка определения цены земельных участков, имеющихся в Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2015 года №618, продажа земельных участков, находящихся на территории Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец, имея в собственности нежилые здания и асфальтовую площадку, расположенные на спорном земельном участке, имеет исключительное право выкупа или аренды земельного участка.
Воспользовавшись правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, и считая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
При обращении в суд в обоснование заявленных требований административный истец представил отчёт об оценке рыночной стоимости от 9 ноября 2017 года №, выполненный оценщиком ООО «Агентство оценки «Гранд Истейт» ФИО1, являющийся членом Некоммерческого партнёрства Саморегулируемой организации «СВОД».
Данным отчетом величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 28 августа 2017 года в размере 941000 руб.
Исследовав отчёт об оценке, суд отмечает, что он выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Величина рыночной стоимости спорного земельного участка определена оценщиком с учётом стандартов и принципов оценочной деятельности, с использованием сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах об объекте оценки, а также на основании данных визуального осмотра объекта оценки, проведённого 17 октября 2017 года.
Оценщик сделал вывод о том, что оцениваемый земельный участок принадлежит к сегменту рынка недвижимости – земельные участки производственно-складского назначения Самарской области.
В связи с тем, что на оцениваемом земельном участке располагаются объекты капитального строительства контора, котельная, цех молочнокислой продукции №, склад №, оценщик сделал вывод о том, что наиболее эффективным использованием объекта оценки является использование для производственных целей.
Для исследования оценщик выбрал метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, обоснованно отказавшись от доходного и затратного подходов.
Используя метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, оценщик изучил рынок объектов недвижимости, которые наиболее сопоставимы с оцениваемым объектом, выставленные на продажу в период с 1 января 2016 года по 28 августа 2017 года, оформленные на праве собственности, относимые к сегменту рынка земельных участков производственно-складского назначения, расположенные в населенных пунктах Самарской области с низким потенциалом инвестиционного развития, площадью от 2500 до 10000 кв.м. Оценщик произвёл сбор и проверку информации по каждому отобранному объекту о цене сделки, провёл анализ и сравнение каждого объекта с оцениваемым объектом по времени продажи, расположению относительно крупных автомагистралей, физическим характеристикам, и т.д., скорректировал цены сделки или запрашиваемой цены по каждому сопоставимому объекту в соответствии с имеющимися между ним и оцениваемым объектом различиями, согласовал скорректированные цены объектов-аналогов и сделал вывод о рыночной стоимости оцениваемого объекта, равной 941000 руб.
Последовательность определения стоимости объекта оценки, расчёт стоимости земельного участка, процедура данного расчета, выбор единицы сравнения, подбор аналогов, определение элементов сравнения, введение и обоснование необходимых корректировок, согласование полученных результатов произведены в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения дела сторонами не приведено замечаний к отчету об оценке, не представлено доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах. Ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило, оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2017 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2017 года в размере 941000 руб.
Довод представителя Правительства Самарской области о том, что снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению размера земельного налога, поступающего в местный бюджет, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, обоснованность которых подтверждена представленными в суд и не опровергнутыми в установленном порядке доказательствами.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 27 ноября 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Бурцева Н.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 8 960 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производственных целей, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2017 года в размере 941000 руб.
Датой обращения Бурцева Н.А. в суд считать 27 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина