Дело №5-747/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 марта 2021 года г. Пенза
Судья Первомайского районного суда г.Пензы Федько Н.В., рассмотрев в судебном заседании в здании суда (г. Пенза, ул. Суворова, д. 217) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Ануфриева Валерия Николаевича, ...,
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении №15 от 18.01.2021 следует, что директор МБУ «Центр хореографического искусства г. Пензы» Ануфриев В.Н., являясь организатором конкурса чтецов имени Ирины Дубровиной, 05.10.2020 при проведении конкурса не обеспечил ношение масок для защиты органов дыхания и перчаток: члены комиссии (жюри) конкурса, большинство зрителей в зале, выступающих лиц, а также опрошенных журналистами людей находятся в закрытом помещении без средств индивидуальной защиты, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области Ажнакина О.В., действующая на основании доверенности №91/1 от 11.01.2021, подтвердила наличие нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Ануфриев В.Н. в судебном заседании вину не признал, пояснил, что 05.10.2020 года в Муниципальном бюджетном учреждении «Центр хореографического искусства г. Пензы» проходил VI городской конкурс чтецов имени Ирины Дубровиной - заслуженной артистки Северной Осетии в закрытом режиме в отсутствие зрителей. На прослушивании присутствовали только члены жюри и участники конкурса в количестве 12 человек, зрители принимали участие в формате онлайн. В случае необходимости задать вопрос участнику конкурса члены жюри могли снять маску. Из информационных ресурсов, опубликованных в электронном виде в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на страницах с точным адресом: URL: https:/russia58.tv/news/432237/ невозможно полно и достоверно установить состав вменяемого административного правонарушения. Администрацией МБУ «ЦХИ» при проведении конкурса соблюдались все необходимые меры, направленные на нераспространение новой коронавирусной инфекции: участники конкурса в зал проходили в гигиенических масках, руки обрабатывали дезинфицирующими средствами, им измерялась температура. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных норм и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Несоблюдение п. 4.4 СП 3.1.3597-20 не является достаточным для квалификации действий по ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ. Просил прекратить производство по делу по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав объяснения представителя Роспотребнадзора по Пензенской области, Ануфриева В.Н., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nСоV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных Постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В случае нарушения санитарно-противоэпидемического режима к административной ответственности могут быть привлечены по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности: лица, контактировавшие с заболевшими коронавирусом; лица с подозрением на наличие коронавируса и тех, кто с ними контактировал; лица, вернувшиеся из-за рубежа; лица, уклоняющиеся от лечения коронавируса.
Из протокола об административном правонарушении №15 от 18.01.2021 следует, что директор МБУ «Центр хореографического искусства г. Пензы» Ануфриев В.Н., являясь организатором конкурса чтецов имени Ирины Дубровиной, 05.10.2020 при проведении конкурса не обеспечил ношение масок для защиты органов дыхания и перчаток: члены комиссии (жюри) конкурса, большинство зрителей в зале, выступающих лиц, а также опрошенных журналистами людей находятся в закрытом помещении без средств индивидуальной защиты, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ануфриева В.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем данных о том, что он относится к указанной выше категории лиц, материалы дела об административных правонарушениях не содержат, следовательно, Ануфриев В.Н. не может являться субъектом вышеуказанного правонарушения.
Между тем, частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона указанного состава административного правонарушения выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 утверждены Правила, согласно которым при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, за нарушение федеральных и региональных правил поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.
16 марта 2020 года Губернатором Пензенской области принято постановление N 27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области», пунктами 1 и 2 которого установлено ввести с 16 марта 2020 года режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области (пункт 1). Установить региональный уровень реагирования (пункт 2).
Подпункт 3.11.1 пункта 3 указанного постановления Губернатора Пензенской области (в редакции, действовавшей на 05.10.2020) обязывает граждан обеспечить ношение средств индивидуальной защиты (гигиенических масок) для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, при посещении организаций, учреждений, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах. Подпункт 3.11.5 пункта 3 обязывает работодателей обеспечить соблюдение всеми работниками масочного режима.
Таким образом, описанные в протоколе об административном правонарушении действия Ануфриева В.Н., выразившиеся в нарушении пунктов 3.11.1, 3.11.5 пункта 3 постановления Губернатора Пензенской области N 27 "О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области", содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В каждом конкретном случае вопрос о квалификации содеянного должен решаться по правилам конкуренции общей и специальной нормы, в соответствии с которыми часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей по отношению к части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 19 декабря 2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
С учетом изложенного, действия Ануфриева В.Н. подлежат переквалификации с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не противоречит позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5.
Переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.
Согласно протоколу об административном правонарушении №15 от 18.01.2021 совершение Ануфриевым В.Н. административного правонарушения было выявлено должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пензенской области 05.10.2020, срок давности привлечения к административной ответственности истек, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Действия Ануфриева Валерия Николаевича переквалифицировать с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении по части 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Ануфриева Валерия Николаевича прекратить по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 22 марта 2021 года.
Судья: ...
...
...
...
...
...