Дело № 2-283/2022
УИД: 59RS0043-01-2022-000417-40
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
18 августа 2022 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Хорошевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисюревой Ю.В.,
с участием процессуального истца - старшего помощника прокурора Чердынского района Артамонова Г.Е.,
представителя ответчика - администрации Чердынского городского округа - Овчинникова А.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Ныроб-благоустройство», администрации Чердынского городского округа о возложении обязанности по приведению в нормативное состояние детской игровой площадки, обеспечении финансирования работ,
установил:
Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Ныроб-благоустройство», администрации Чердынского городского округа о возложении обязанности по приведению в нормативное состояние детской игровой площадки, обеспечении финансирования работ.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой Чердынского района в ходе проверки по обращению ФИО3 выявлены нарушения при содержании детской площадки, расположенной по адресу: <адрес> 17 июля 2020 г. между администрацией Чердынского городского округа и ООО «Еврокомфорт» заключен муниципальный контракт № по обустройству детской игровой площадки на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Цена контракта составила 2 597 553,97 руб. Срок исполнения контракта установлен 01 ноября 2020 г. Согласно акту на выполнение работ по обустройству детской площадки и заключения о приемке работ от 12 ноября 2020 г. объект (детская игровая площадка) принят заказчиком - администрацией Чердынского городского округа. Детская игровая площадка введена в эксплуатацию в ноябре 2020 года. В рамках условий контракта установка ограждения вокруг площадки, установка информационных табличек для обеспечения безопасности не были предусмотрены. За рамками контракта указанное ограждение и оборудование также не было установлено. 21 декабря 2021 г. прокуратурой внесено представление в администрацию Чердынского городского округа об устранении нарушений законодательства в сфере безопасных условий нахождения детей на детской игровой площадке, которое не исполнено в данной части. На дату проверки 02 июня 2022 г. также установлено, что ограждение вокруг детской площадки отсутствует, равно как и информационные таблички и зеленые насаждения. При этом на территории, прилегающей к площадке, расположена автомобильная дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств. Состояние детской игровой площадки, расположенной на <адрес>, не обеспечивает безопасность детей, защиту их жизни и здоровья, не соответствует требованиям федерального законодательства и муниципального нормативного правового акта.
Процессуальный истец - помощник прокурора Чердынского района Артамонов Г.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Чердынского городского округа - Овчинников А.Р. заявленные требования не признал.
От ответчика МБУ «Ныроб-благоустройство» поступили возражения на исковое заявление, которые приобщены в письменном виде к материалам дела.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
На основании ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 3, 20 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по изданию созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными учреждениями, и др.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 г. № 182-ст с 1 января 2014 г. утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (далее по тексту ГОСТ). Настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
Согласно требованиям безопасности при эксплуатации оборудования, эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования, осуществляет регулярный визуальный осмотр, который позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования).
В соответствии с п.7.5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52301- 2013 для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании \ оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер(а) телефона(ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 г. N 21 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (вместе с "ТР ЕАЭС 042/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности оборудования для детских игровых площадок") предусмотрено, что в силу пп. н п. 23 конструкция оборудования должна иметь оснащение перилами и ограждениями.
В силу п. 46 данного регламента на детской игровой площадке должна быть размещена информация в виде таблички (пиктограммы), содержащая:
правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу);
номера телефонов службы спасения, скорой помощи;
номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.
В процессе эксплуатации оборудования должны соблюдаться ограничения по росту и весу, указанные в паспорте.
Согласно п. 12.10 Приказа Минстроя России от 29 декабря 2021 г. N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" на каждой площадке рекомендуется устанавливать информационные таблички со сведениями о возрастных группах населения, для которых предназначена площадка, с правилами пользования оборудованием, включая ограничения по росту и весу, а также номерами телефонов службы спасения, скорой помощи, контактными данными лица, осуществляющего содержание и эксплуатацию площадки, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования площадки.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением Думы Чердынского городского округа от 15 декабря 2020 г. № 304 утверждены Правила благоустройства Чердынского городского округа (далее - Правила).
Согласно п. 11.2.1 Правил детские игровые площадки должны быть отделены со стороны площадок другого назначения или проездов и автостоянок газонами с посадками деревьев и кустарников в живой изгороди.
Исходя из п. 11.2.3 Правил детские игровые площадки должны иметь границы в виде прилегающего искусственного покрытия, бордюра, ограждения или живой изгороди.
В соответствии с пунктами 3.9, 9.2.1 Правил, на детских площадках запрещается осуществлять выпас животных, выгул собак и других домашних животных.
Согласно п. 11.2.4 Правил зеленые насаждения являются обязательным элементом благоустройства территории детской игровой площадки. Детские площадки озеленяются посадками деревьев и кустарников с учетом их инсоляции в течение 5 часов светового дня.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 17 июля 2020 г. между администрацией Чердынского городского округа (заказчик) и ООО «Еврокомфорт» (подрядчик) заключен муниципальный контракт по обустройству детских игровых площадок на территории муниципальных образований Пермского края (л.д. 9-17).
Заключением, утвержденным врио главы администрации городского округа - главы администрации Чердынского городского округа от 12 ноября 2020 г., произведена приемка выполненных работ по благоустройству детских игровых площадок (л.д. 18).
Аналогичная информация содержится в акте о приемке выполненных работ от 30 октября 2020 г.
Стоимость обустройства детской игровой площадки на территории Чердынского городского округа пос. Ныроб составила 2 597 553, 97 руб. (л.д. 19).
Прокурором Чердынского района внесено представление от 1 января 2022 г. главе администрации городского округа - главе администрации Чердынского городского округа по принятию мер безопасности на детской игровой площадке (л.д. 20-21).
По результатам рассмотрения представления прокурора администрацией Чердынского городского округа направлено решение от 9 февраля 2022 г., в котором указано, что в сметах и техническом задании отсутствовали работы по установке информационных табличек и ограждения игровой площадки. Оборудование детской игоровой площадки передано в оперативное управление МБУ «Ныроб-Благоустройство», которым будет рассмотрен вопрос по установке ограждения детской игровой площадки в летний период (л.д. 22).
Согласно бухгалтерской справке администрации Чердынского городского округа от 26 ноября 2021 г. оборудование детской площадки принято на баланс администрации Чердынского городского округа.
Распоряжением администрации Чердынского городского округа от 30 ноября 2021 г. № 716-р оборудование детской игровой площадки передано в оперативное управление МБУ «Ныроб-благоустройство» (л.д. 26-27).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 6 июня 2022 г. № 689 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, числится в реестре муниципального имущества Чердынского городского округа (л.д. 36).
Как следует из выписки из ЕГРН от 6 июня 2022 г., земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Ныроб- благоустройство» (л.д. 34).
Согласно акту осмотра от 02 июня 2022 г. и фототаблицам установлено, что ограждение вокруг детской площадки отсутствует, отсутствуют информационные таблички. Также отсутствуют зеленые насаждения (л.д. 37).
Как установлено судом, МБУ «Ныроб-Благоустройство» не соблюдаются принятые на себя на основании локальных актов обязанности по содержанию детской площадки, расположенной по адресу: <адрес>, а также не выполняются требования законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, создается угроза их жизни и здоровью.
В целях восстановления прав неопределенного круга лиц, а также исходя из требований действующего законодательства, в том числе Правил благоустройства Чердынского городского округа, суд усматривает правовые основания для возложения на МБУ «Ныроб-благоустройство» обязанности привести в нормативное состояние детскую игровую площадку: установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер телефона для сообщения о неисправности и поломке оборудования; начать работы по озеленению территории детской игровой площадки.
Учитывая, что согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства; оборудование детской площадки поставлено на баланс администрации Чердынского городского округа; иск прокурора заявлен, в том числе исходя из требований действующий на момент рассмотрения дела Правил благоустройства Чердынского городского округа; выполнение обязанностей направлено на обеспечение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, учредителем МБУ «Ныроб-благоустройство» является администрация Чердынского городского округа (правопреемник администрации муниципального образования «Ныробское городское поселение»), суд приходит к выводу, что на администрацию Чердынского городского округа необходимо возложить обязанность обеспечить финансирование указанных работ по приведению в нормативное состояние детской игровой площадки, как собственника земельного участка и законного владельца оборудования детской площадки.
Сам по себе факт передачи земельного участка и оборудования детской площадки в постоянное (бессрочное) пользование и оперативное управление соответственно МБУ «Ныроб-благоустройство» не освобождает администрацию Чердынского городского округа как законного владельца имущества от обязанности изыскать предусмотренные законом средства для финансирования и организации надлежащего содержания детской игровой площадки.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Чердынского района (ИНН 5902293266) в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Ныроб-благоустройство» (ИНН 5919023290), администрации Чердынского городского округа (ИНН 5919030057) о возложении обязанности по приведению в нормативное состояние детской игровой площадки, обеспечении финансирования работ удовлетворить полностью.
Возложить на МБУ «Ныроб-благоустройство» обязанность привести в нормативное состояние детскую игровую площадку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в срок не позднее 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
- Установить ограждение территории детской игровой площадки;
- Установить информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номер телефона для сообщения о неисправности и поломке оборудования;
- Начать работы по озеленению территории детской игровой площадки.
Возложить на администрацию Чердынского городского округа обязанность обеспечить финансирование указанных работ по приведению в нормативное состояние детской игровой площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд.
Председательствующий Н.Н. Хорошева
Мотивированное решение суда изготовлено 25 августа 2022 г.