Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2527/2023 ~ М-1408/2023 от 17.04.2023

Дело № 2-2527/2023 копия

УИД 59RS0004-01-2023-002081-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 мая 2023 года город Пермь

Ленинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Делидовой П.О.,

при секретаре судебного заседания Трухиной К.П.,

с участием представителя прокуратуры Мотовилихинского района города Перми – Поливода Ю.И.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Мотовилихихинского района города Перми Колчанова Н.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Глухаревой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотовилихинского района города Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Перми о возложении обязанности,

установил:

прокуратурой Мотовилихинского района города Перми обобщена практика исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующей вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков улично-дорожной сети. Администрацией Мотовилихинского района города Перми в соответствии с пунктом 3.3.1 Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 № 130 направляла в департамент дорог и благоустройства администрации города Перми документацию о подготовке заключения о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность бесхозяйных объектов транспортной инфраструктуры, в том числе: проезд вдоль жилого дома по ул. Гашкова д. 28 «а» от ул. Гашкова до ул. Красноуральской, ориентировочной протяженностью 105 км.; проезд от ул. Восстания до ул. Волгоградской, ориентировочной протяженностью 315 км.; дорога по ул. Гарцовской от дома № 68 «а» до дома № 68 корпус 1, ориентировочной протяженностью 211 км. В ответе департамента дорог и благоустройства администрации города Перми указано о целесообразности принятия в муниципальную собственность указанных выше участков. Вместе с тем, данные участки дорог в муниципальную собственность до настоящего времени не принято. Факт того, что указанные дорожные объекты являются бесхозяйными подтверждается выписками Росреестра, ТУ Росимущества по Пермскому краю, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, департамента имущественных отношений города Перми (сведения из реестра муниципального имущества города Перми), а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» о принадлежности участков дорожной сети. Таким образом, данные автомобильные дороги являются бесхозяйными.

На основании вышеизложенного, истец просит возложить на администрацию города Перми обязанность в порядке, установленном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйных автомобильных дорог, находящихся в городе Перми: проезд вдоль жилого дома по ул. Гашкова д. 28 «а» от ул. Гашкова до ул. Красноуральской, ориентировочной протяженностью 105 км.; проезд от ул. Восстания до ул. Волгоградской, ориентировочной протяженностью 315 км.; дорога по ул. Гарцовской от дома № 68 «а» до дома № 68 корпус 1, ориентировочной протяженностью 211 км.

Представитель истца – помощник прокурора Мотовилихинского района города Перми Поливода Ю.И. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика администрации города Перми в судебное заседание не явилась, извещалась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила в суд письменные отзыв на иск.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Мотовилихинского района города Перми Колчанов Н.А. в судебном заседании поддержал письменные возражения на иск.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений администрации города Перми, Глухарева А.А. поддержала письменный отзыв на иск.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми, в судебное заседание представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федеральный закон № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (пункт 5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (пункт 11).

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в частности, в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильныхдорог.

В частях 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац 2 части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).

Из материалов гражданского дела следует, что прокуратурой Мотовилихинского района города Перми проведена проверка исполнения законодательства о дорогах и дорожной деятельности, регулирующей вопросы учета объектов дорожного хозяйства и принятия в муниципальную собственность бесхозяйных участков улично-дорожной сети, по результатам которой выявлены бесхозяйные объекты транспортной инфраструктуры: - проезд вдоль жилого дома по ул. Гашкова д. 28 «а» от ул. Гашкова до ул. Красноуральской, ориентировочной протяженностью 105 км.; проезд от ул. Восстания до ул. Волгоградской, ориентировочной протяженностью 315 км.; дорога по ул. Гарцовской от дома № 68 «а» до дома № 68 корпус 1, ориентировочной протяженностью 211 км.

Факт того, что указанные дорожные объекты являются бесхозяйными подтверждается выписками Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д. 21, 29, 42), ответами ТУ Росимущества по Пермскому краю (л.д. 13-14, 28-29, 43-44), ответами Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края (л.д. 11, 27, 41), ответами Департамента имущественных отношений администрации города Перми (сведения из реестра муниципального имущества города Перми) (л.д. 16, 30-31, 45), а также сведениями МКУ «Пермблагоустройство» о принадлежности участков дорожной сети (л.д15, 25-26, 48).

Во всех случаях Департаментом дорог и благоустройства администрации города Перми дано заключение об обоснованности и целесообразности принятия выявленных объектов автомобильных дорог в муниципальную собственность города Перми (л.д. 17-18, 32-34, 46).

С учетом выше приведенного правового регулирования, принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт того, что спорные участки автомобильных дорог и проездов на кадастровом учете не состоят, зарегистрированных прав в отношении них не имеется, мер по надлежащей эксплуатации не принимается, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о возложении именно на администрацию города Перми обязанности предпринять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, спорных бесхозяйных автомобильных дорог, поскольку орган местного самоуправления муниципального образования является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц.

Отсутствие собственника участков автомобильных дороги и переездов влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию мер по постановке на муниципальный баланс выявленных бесхозяйных объектов недвижимости, которые используются неопределенным кругом лиц, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Доводы, изложенные в отзыве ответчика, о том, что администрация города Перми является ненадлежащим ответчиком в данном споре, суд находит не состоятельным, поскольку в силу вышеприведенного правового регулирования спорного вопроса именно администрация города Перми как орган местного самоуправления наделена полномочиями по обращению в соответствующий государственный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в данном случае автомобильных дорог.

В силу пункта 5 статьи 11 Устава города Перми к вопросам местного значения Пермского городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Пермского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Таким образом, суд полагает, что администрация города Перми является надлежащим ответчиком по делу, на которого следует возложить испрашиваемую прокурором обязанность.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

возложить на администрацию города Перми обязанность в порядке, установленном пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйных автомобильных дорог и проездов, находящихся в городе Перми:

- проезд вдоль жилого дома по ул. Гашкова д. 28 «а» от ул. Гашкова до ул. Красноуральской, ориентировочной протяженностью 105 км.;

- проезд от ул. Восстания до ул. Волгоградской, ориентировочной протяженностью 315 км.;

- дорога по ул. Гарцовской от дома № 68 «а» до дома № 68 корпус 1, ориентировочной протяженностью 211 км.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись П.О. Делидова

Копия верна. Судья. П.О. Делидова

Мотивированное решение изготовлено 06.06.2023. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-2527/2023 в Ленинском районном суде города Перми.

2-2527/2023 ~ М-1408/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мотовилихинского района города Перми
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми
Администрация Мотовилихинского района г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Делидова П.О.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
19.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2023Предварительное судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023Дело оформлено
07.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее