Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-80/2024 ~ М-79/2024 от 13.03.2024

УИД № 76RS0009-01-2024-000110-42

Дело №2-80/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Грачёвой Е.И.,

с участием истца Кузнецовой С.С.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Светланы Сергеевны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Кузнецова С.С. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обосновании исковых требований указала, что является педагогическим работником –воспитателем дошкольной группы МОУ Козская средняя школа, педагогический стаж составляет 11 лет. Данное образовательное учреждение для детей расположено в сельской местности – в <адрес>. В настоящее время Кузнецова С.С. продолжает трудовую деятельность в указанном учреждении и проживает в сельской местности по адресу:Ярославская область, Первомайский район, с. Коза ул. Центральная д. 46 кв.2. По данному адресу зарегистрированы и проживают с Кузнецовой С.С. ее мать – Слисенко Н.В. (с ДД.ММ.ГГГГ) и сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данное жилое помещение находится в долевой собственности Кузнецовой С.С. и ее сына ФИО3 Кузнецова С.С. оплачивает следующие коммунальные услуги: электроэнергию (ПАО ТНС «Энерго-Ярославль»), газоснабжение (АО «Газпром газораспределение Ярославль»). В течение нескольких лет Кузнецова С.С. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2019 года решением ответчиков указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов семьи истца, в связи с чем, размер оказываемой социальной поддержки уменьшился. Изменением порядка начисления мер социальной поддержки ответчик обосновывает внесением изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Считает данное решение ответчиков незаконным. До 31.12.2018 ответчиком предоставлялась указанная компенсация в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определен в соответствии со ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ). С 01.01.2019 ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции ст.72 Социального кодекса Ярославской области. При этом, положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01.01.2019. Просит суд обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019; взыскать с ответчика госпошлину в размере 300 руб. и почтовые расходы.

В судебном заседании истец Кузнецова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, от взыскания с ответчика почтовых расходов отказалась, дополнительно указав, что ответчик частично восстановил выплату компенсации расходов на оплату электроэнергии с учетом членов семьи, однако, до настоящего времени не восстановлены выплаты компенсация расходов на газоснабжение и отопление с учетом всех членов семьи истца.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение оставили на усмотрение суда, указав, что Кузнецова С.С. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) по категории «Педагогический работник МОУ» с 01.01.2012 по настоящее время. Назначение и выплата компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» (далее - Порядок). В соответствии с ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса, компенсация педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива). Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п создано государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области». Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Истец просит произвести перерасчет компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019. В соответствии с п. 2.3 Порядка организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее - организации) ежемесячно производят расчет компенсации по оплате ЖКУ, исходя из начислений (объема потребления ЖКУ) за истекший месяц. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, осуществляет только ее выплату в соответствии с суммами, предоставленными рассчитывающими организациями (п. 3.7 Порядка). Расчет компенсации Кузнецовой С.С. по услугам производят: электроснабжение - ПАО «ТНС энерго Ярославль», сетевое газоснабжение - ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль». По сведениям, содержащимся в государственной автоматизированной информационной системе «Единый социальный регистр населения Ярославской области», Кузнецовой С.С. ПАО «ТНС энерго Ярославль» произвело перерасчет компенсации с учетом членов семьи: в ноябре 2023 в размере 2435,02 руб. за 2023 год; в феврале 2024 в размере 8499,48 руб. за 2021-2022 годы; в марте 2024 в размере 9082,51 руб. за 2019-2020 годы (компенсация поступит истцу в апреле 2024 на расчетный счет).

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Слисенко Н.В., ФИО3, в интересах которого действует Кузнецова С.С., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений по иску не представили.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Суд, заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Кузнецова Светлана Сергеевна является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2024, жилое помещение (двухкомнатная квартира), расположенное по адресу: <адрес> пом.2, площадью 38,2 кв.м., находится в общей долевой собственности истца Кузнецовой (в девичестве - Слисенко) С.С. (5/8 доли в праве общей долевой собственности) и ее сына ФИО3 (3/8 доли в праве общей долевой собственности).

В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Кузнецова С.С. (с 22.01.2001 по настоящее время), третьи лица – ФИО3 (сын истца, с 06.12.2011 по настоящее время), Слисенко Н.В. (мать истца, с 01.07.2022 по настоящее время). Указанные сведения подтверждаются справкой миграционного пункта Отд МВД России по Первомайскому району от 09.04.2024.

До 01.01.2019 истец Кузнецова С.С. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01.01.2019), которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.

Мать и сын истца – соответственно Слисенко Н.В. и ФИО3 являются членами семьи истца Кузнецовой С.С., в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ), поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 01.01.2019 истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи (с учетом даты регистрации указанных лиц в жилом помещении) педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2019.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 01.01.2019 г. не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01.01.2019 г.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

О применении срока исковой давности ответчиком не заявлено.

В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Кузнецовой С.С., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи, денежные средства начали поступать на расчетный счет истца, однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, в том числе отопления, с учетом всех членов семьи истца.

Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019. Вместе с тем, третье лицо – Слисенко Н.В., в соответствии со ст. 31 ЖК РФ, являющаяся членом семьи истца (матерью), зарегистрирована в жилом помещении истца с 01.07.2022, в связи с чем, расчет и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Кузнецовой С.С., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом ее матери Слисенко Н.В., должны быть произведены с 01.07.2022, а с учетом сына - с 01.01.2019.

На основании вышеизложенного, требования истца следует удовлетворить частично.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецовой Светланы Сергеевны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 01.01.2019 года восстановить Кузнецовой Светлане Сергеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7811 выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП отдела УФМС России по Ярославской области в Ярославском районе, код подразделения 760-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019 г., и матери Слисенко Надежды Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.07.2022 г.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Кузнецовой Светланы Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7811 выдан ДД.ММ.ГГГГ ТП отдела УФМС России по Ярославской области в Ярославском районе, код подразделения 760-020, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2024.

Судья Грачёва Е.И.

2-80/2024 ~ М-79/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецова Светлана Сергеевна
Ответчики
Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единый центр социальных выплат Ярославской области"
ОТиСПН администрации Первомайского МР Ярославской области
Другие
ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль"
Слисенко Надежда Викторовна
АО "ЯрОбл ЕИРЦ"
ПАО "ТНС Энерго-Ярославль"
Кузнецов Матвей Никитович
Суд
Первомайский районный суд Ярославской области
Судья
Грачёва Елена Ивановна
Дело на странице суда
pervomaysky--jrs.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2024Передача материалов судье
14.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2024Дело оформлено
17.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее