Судья Миронова С.В. дело № 33а-5652/2020 (2а-67/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 23 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего -Вачковой И.Г.
судей - Лазаревой М.А.,Самариной Е.Г.
при секретаре-Петровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара на решение Советского районного суда г. Самары от 28 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Советского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара, Межведомственной комиссии Советского внутригородского района по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обжаловании действий
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Советского района г. Самары проведена проверка соблюдения Администрацией Советского внутригородского района городского округа Самара жилищного законодательства в деятельности межведомственной комиссии по признанию домов аварийными, непригодными для проживания и подлежащих сносу или реконструкции. По результатам проверки прокуратурой района установлено, что органом государственного жилищного надзора в адрес Администрации Советского внутригородского района городского округа Самара направлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома по проезду <адрес> для рассмотрения его в рамках межведомственной комиссии. Заключение поступило в администрацию района ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение п.46 Положения указанный вопрос по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии не рассматривался. Аналогичные факты установлены в отношении многоквартирных домов расположенных по адресам: <адрес> (заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес> (заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). По данному факту прокуратурой района Главе администрации Советского внутригородского района городского округа Самара в ДД.ММ.ГГГГ внесено представление о необходимости рассмотрения указанных заключений Государственной жилищной инспекции <адрес> на заседании межведомственной комиссии и принять решение в соответствии с п.п 46, 47 Положения. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено.
В рамках исполнения требований прокуратуры вышеуказанные заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> включены в повестку дня заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, заседание оформлено протоколом №, однако принято решение о направлении в соответствии с п.45(1) Положения, и предложено собственнику многоквартирного дома представить в межведомственную комиссию документы, указанные в п.45 Положения. Таким образом, решение предусмотренное п.п 46, 47 Положения до настоящего времени не принято.
Прокуратурой района в ходе проверки в ДД.ММ.ГГГГ наряду с изложенным установлено, что в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поступило заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии многоквартирного дома по <адрес>, в соответствии с которым необходимо проведение межведомственной комиссией оценки технического состояния дома и принятие решения о признании его аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение направлено председателю межведомственной комиссии для рассмотрения. Указанное заключение рассмотрено на заседании межведомственной комиссии Советского внутригородского района городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ, которое оформлено протоколом №. По результатам рассмотрения межведомственная комиссия приняла решение в соответствии с п.45(1) Положения о направлении письма в Департамент управления имуществом городского округа Самара с предложением предоставить в межведомственную комиссию документы, указанные в п.45 Положения для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В последствии ДД.ММ.ГГГГ руководителю Департамента управления имуществом городского округа Самара направлена информация о необходимости представить документы, предусмотренные п.45 Положения. Таким образом, какое-либо решение из предусмотренных п.47 Положения межведомственной комиссией не принято.
Аналогичные факты установлены при рассмотрении заключений Государственной жилищной инспекции <адрес> в отношении многоквартирных домов по <адрес>А (заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ протокол №), <адрес> (заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ протокол №), <адрес> (заключение Государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ протокол №).
Данный факт также отражался в представлении внесенном Главе администрации Советского внутригородского района г.о. Самара в <адрес> о необходимости рассмотрения заключений Государственной жилищной инспекции <адрес> на заседании межведомственной комиссии и принятии решения предусмотренного п.п. 46, 47 Положения. Однако до настоящего времени заключения органа государственного жилищного надзора по существу межведомственной комиссией не рассмотрены, решения, предусмотренные п.п.46, 47 Положения, не приняты.
Считает, что в результате бездействия ответчиков нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда здоровью граждан и принадлежащему им имуществу.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просил суд признать бездействие администрации Советского внутригородского района г.о. Самары, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования домов специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключения жилищной инспекции, расположенных по адресам: <адрес> незаконным;
возложить на межведомственную комиссию по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Советскому внутригородскому району городского округа Самара в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязанность вернуться к рассмотрению заключения государственной жилищной инспекции по <адрес>, провести оценку соответствия многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> в порядке, установленном п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и вынести решения в соответствии с п.п. 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47;
Департамент управления имуществом г.о. Самара как собственника жилого фонда обеспечить предоставление необходимых документов, предусмотренных п.45 Положения в межведомственную комиссию Советского внутригородского района г.о. Самара для последующего принятия решения в соответствии с требованиями п.46, 47 Положения.
Решением Советского районного суда г. Самары от 28 января 2020 года административное исковое заявление прокурора Советского района г. Самара, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования многоквартирных домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключений Государственной жилищной инспекции <адрес> о признании данных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Межведомственной комиссии Советского внутригородского района по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть заключения государственной жилищной инспекции по <адрес> и принять решение в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации Советского внутригородского района по доверенности Дурова В.О. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Прокурор Рогова О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.
На основании ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
На основании п. п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 7 Постановления № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как предусмотрено пунктом 42 Постановления № 47, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 указанного постановления. В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 Постановления № 47 (п. 45 (1) Постановления № 47).
На основании пункта 46 Постановления № 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Постановления, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
Согласно пункту 47 Постановления по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу абзаца второго пункта 49 Постановления № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Положениями ч. 2 ст. 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» предусмотрено, что органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара создают в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Администрация Советского внутригородского района г.о. Самара является одним из органов местного самоуправления муниципального образования г.о. Самара и обладает правами юридического лица в соответствии со ст. 6 Устава г.о. Самара Самарской области.
Постановлением администрации Советского внутригородского района городского округа <адрес> от <адрес> № создана межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по Советскому внутригородскому району городского округа <адрес> и утверждено соответствующее Положение межведомственной комиссии <адрес>.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения Администрацией Советского внутригородского района городского округа Самара жилищного законодательства в деятельности межведомственной комиссии по признанию домов аварийными, непригодными для проживания и подлежащих сносу или реконструкции.
В ходе проверки установлено, что Государственной жилищной инспекцией как органом государственного жилищного надзора в адрес Администрации Советского внутригородского района городского округа <адрес> в соответствии с п. 7 Положения для рассмотрения на межведомственной комиссии вопросы о признании домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции были направлены заключения:
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ);
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ);
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ);
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ);
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ);
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ);
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ);
- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ).
Так, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии Советского внутригородского района <адрес> на заседании рассматривалось заключение государственной жилищной инспекции <адрес> в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес> по адресу: <адрес>, по результатам рассмотрения которого межведомственной комиссией в соответствии с п. 45(1) Положения решено направить письмо в Департамент управления имуществом <адрес>, который осуществляет полномочия собственника в отношении муниципального имущества г.о. Самара, с предложением предоставить в межведомственную комиссию документы, указанные в п. 45 Положения.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии Советского внутригородского района <адрес> на заседании рассматривалось заключение государственной жилищной инспекции <адрес> в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес> по адресу: <адрес>, по результатам рассмотрения которого межведомственной комиссией принято решение об отсутствии оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара на заседании рассматривалось заключение государственной жилищной инспекции <адрес> в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного в <адрес> по адресу: <адрес>.
В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии Советского внутригородского района г.о. Самара на заседании рассматривались заключения государственной жилищной инспекции <адрес> в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>А.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии Советского внутригородского района <адрес> на заседании рассматривались заключения государственной жилищной инспекции <адрес> в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>
По результатам рассмотрения данных заключений государственной жилищной инспекции межведомственной комиссией в соответствии с п. 45(1) Положения решено направить письма в Департамент управления имуществом г.о. Самара, который осуществляет полномочия собственника в отношении муниципального имущества г.о. Самара, с предложением представить в межведомственную комиссию документы, указанные в п. 45 Положения для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирных домов по вышеуказанному адресу аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Администрацией Советского внутригородского района представлены письма, подтверждающие направление в рамках принятых решений соответствующих обращений в Департамент управления имуществом <адрес> о представлении документов, предусмотренных п. 45 Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Департамент управления имуществом в ответных письмах указывает, что обследование с целью дальнейшего признания перечисленных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции осуществляется в соответствии с прогнозным планом по признанию ветхих жилых домов аварийными и подлежащими сносу на 2015-2020 года, а также 2022, 2023 года.
Также установлено, что жители указанных домов обращались в Государственную жилищную инспекция по вопросу обследования домов и признания их аварийными, которые были перенаправлены для рассмотрения в Администрацию Советского внутригородского района <адрес> и по ним даны аналогичные ответы о том, что вопрос будет разрешен после предоставления результатов технического обследования многоквартирных домов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Государственная жилищная инспекция <адрес> в ходе обследования спорных многоквартирных домов выявила факты, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию домов.
По результатам обследования инспекция составила заключения, в которых отражены результаты обследования многоквартирных домов, и направила их в администрацию Советского внутригородского района <адрес> для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующих решений.
Однако, в нарушение указанных требований межведомственная комиссия по результатам заседаний, на которых рассматривались заключения Государственной жилищной инспекции <адрес> по вышеуказанным многоквартирным домам, ограничилась предложением к собственнику помещений, в частности Департаменту управления имуществом г<адрес>, представить пакет документов, предусмотренных п.45 Положения, по существу не разрешая вопрос о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; за исключением дома по адресу: <адрес>, в отношении которого не было усмотрено оснований для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом верно указано о том, что непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов, указанных в пункте 45 положения, не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащих сносу, так как решение таких вопросов в соответствии с Постановлением № относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Принимая во внимание, что действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей, а также учитывая, что в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, суд правильно исходил из того, что комиссия не вправе требовать ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.
Кроме того, установлено, что межведомственная комиссия не вынесла решения о признании домов аварийными и подлежащих сносу или реконструкции в связи с отсутствием заключения специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций дома и других документов.
Судом верно указано о том, что данные выводы комиссии препятствуют решению вопроса о дальнейшей судьбе многоквартирных домов и нарушают права граждан, создавая неопределенность при разрешении вопросов о расселении жильцов дома, изъятии жилых помещений у собственников, обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма нуждающихся в предоставлении жилых помещений лиц, а также влияющих на безопасность жителей многоквартирного дома и неопределенного круга лиц.
В силу приведенных выше норм права и ст. 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что администрация Советского внутригородского района обязана осуществлять контроль за исполнением жилищного законодательства, включающий контроль за деятельностью межведомственной комиссии, которая проводит обследование и даёт заключение по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащих сносу или реконструкции.
При таких обстоятельствах в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором исковые требования в части, признав незаконным бездействие Администрации Советского внутригородского района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования многоквартирных домов, расположенных в <адрес> по адресам: <адрес>, специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключений Государственной жилищной инспекции <адрес> о признании данных многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Также правомерно обязал Межведомственную комиссию Советского внутригородского района произвести оценку и обследование помещения в целях признания жилого помещения жилым помещением, жилого помещения пригодными (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть заключения государственной жилищной инспекции по <адрес> и принять решение в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворив требования прокурора в данной части.
Вместе с тем, принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что Департамент управления имуществом г.о. Самара не является единоличным собственником спорных многоквартирных домов, суд первой инстанции правомерно отказал прокурору <адрес> в удовлетворении заявленных требований в части обязания Департамента управления имуществом г.о. Самара как собственника жилого фонда обеспечить предоставление необходимых документов, предусмотренных п.45 Положения в межведомственную комиссию Советского внутригородского района г.о. <адрес> для последующего принятия решения в соответствии с требованиями п.46, 47 Положения.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Советского внутригородского района <адрес> не могут повлечь отмену решения суда, так как они основаны на расширительном толковании требований Положения и противоречат этим требованиям. Так, пункт 45(1) Положения позволяет предложить собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения. Однако данное предложение не может являться итоговым решением межведомственной комиссии. Фактически, как следует из заключений, вопрос о признании спорных многоквартирных домов, за исключением дома по адресу: <адрес>, аварийными и подлежащих сносу или реконструкции по существу межведомственной комиссией не разрешен. Решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа по существу и вынесла формальное решение об истребовании у собственников помещений документов.
Судебная коллегия, обсуждая иные доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Советского районного суда г. Самары от 28 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи