Дело (УИД) №RS0№-27
Производство №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ширинский районный суд Республики ФИО1 в составе:
председательствующего судьи Укачиковой Д.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием: ФИО1 процессуального истца – помощника прокурора <адрес> Республики ФИО1 ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики ФИО1, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Коммунаровского сельсовета <адрес> Республики ФИО1 об обязании устранить нарушения законодательства об обращении с отходами I и II класса опасности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Коммунаровского сельсовета о возложении обязанности устранения нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления ? и ІІ класса опасности, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать место сбора отходов ? и ІІ класса опасности и заключить договор с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности. В обоснование заявленных требований указано, что в нарушении ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрацией Коммунаровского сельсовета не заключен договор с федеральным оператором по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности, не организованы места накопления отходов ? и ІІ класса опасности. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства в этой части органом местного самоуправления исполнено не было, что следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики ФИО1 (далее – ФИО1), Енисейское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике ФИО1 (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике ФИО1), Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО»).
В судебном заседании ФИО1 процессуального истца – помощник прокурора <адрес> ФИО3 представил суду заявление прокурора <адрес> об уточнении исковых требований в связи с определением администрацией Коммунаровского сельсовета места сбора отходов ? и ІІ класса опасности, просил возложить на администрацию Коммунаровского сельсовета обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор об обращении с отходами ? и ІІ класса опасности с федеральным оператором. Участвующий прокурор заявление об уточнении исковых требований поддержал в полном объеме.
ФИО1 ответчика – администрации Коммунаровского сельсовета, надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания, отсутствовал. Заявлений, ходатайств в адрес суда не направил, возражений относительно заявленных требований не высказал.
ФИО1 третьих лиц – ФИО1, Управления Роспотребнадзора по Республике ФИО1, ФГУП «ФЭО», Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовали, ходатайствовав о рассмотрении дела в отсутствие своих ФИО1, направив отзывы на исковое заявление.
ФИО1 в представленном суду отзыве на исковое заявление, ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закона Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике ФИО1», указал, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Из отзыва врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике ФИО1 следует, что хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы ? и ІІ класса опасности, не вправе отказаться от заключения договора с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с названными отходами, за исключением самостоятельного обращения с ними, при наличии в собственности объектов обезвреживания и (или) размещения данных отходов. Отходообразователи проходят регистрацию в Федеральной государственной системе учета и контроля за обращением с отходами ? и ІІ класса опасности (ФГИС ОПВК) с последующим внесением данных и заключением договоров в области обращения с названными отходами. Указывает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
ФИО1 ФГУП «ФЭО» в своем отзыве указал, что администрация Коммунаровского сельсовета в ФГИС ОПВК не зарегистрирована, договоры на оказание услуг по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности не заключала.
ФИО1 Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в представленном отзыве, ссылаясь на положения указанного выше федерального и регионального законодательства, а также на заключенное между Правительством Республики ФИО1 и ФГУП «ФЭО» соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве в части создания условий по безопасному обращению с отходами ? и ІІ класса опасности и ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Республики ФИО1, полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о проведении судебного заседания при имеющейся явке.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» №).
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Администрация Коммунаровского сельсовета не имеет статуса закрытого административно-территориального образования, в которое доступ других граждан ограничен, поэтому в виду того, что идет постоянный процесс смены жителей, невозможно предсказать, кто и в каком количестве будет проживать на территории Коммунаровского сельсовета. Таким образом, невозможно определить круг лиц, чьи права будут нарушаться либо нарушаются в настоящий момент.
Учитывая, что нарушения законодательства в сфере обращения с отходами I и II класса опасности затрагивают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а не выполнение ответчиком требований законодательства, регулирующих правоотношения в данной области, создают реальную угрозу безопасности граждан, а также могут повлечь тяжкие последствия возникновения чрезвычайных ситуаций, наступления морального и материального вреда, прокурор <адрес> правомерно обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> при проведении проверки исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления выявлены нарушения исполнения требований законодательства в указанной сфере в деятельности администрации Коммунаровского сельсовета, а именно: администрацией сельсовета не заключен договор с федеральным оператором по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности, не организованы места накопления отходов ? и ІІ класса опасности.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление главе Коммунаровского сельсовета об устранении нарушений законодательства об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами ? и ІІ класса опасности.
Как следует из ответа главы Коммунаровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства для осуществления полномочий по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности в бюджете поселения не предусмотрены. Место сбора отходов ? и ІІ класса опасности организовано в соответствии с постановлением администрации Коммунаровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Коммунаровского сельсовета».
В соответствии с п. 1 указанного постановления на территории Коммунаровского сельсовета определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах) – контейнер, расположенный в здании администрации Коммунаровского сельсовета по адресу: <адрес>, 2 этаж.
Согласно п. 4 данного постановления определено обеспечить информирование населения Коммунаровского сельсовета о правилах безопасного сбора и передачи на хранение отработанных ртутьсодержащих ламп путем размещения информации на информационных стендах и официальном сайте администрации Коммунаровского сельсовета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, указанным постановлением органа местного самоуправления утвержден Порядок организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Коммунаровского сельсовета, а также Типовая инструкция по организации накопления отработанных ртутьсодержащих отходов.
Сведений о заключении администрацией Коммунаровского сельсовета договора об обращении с отходами ? и ІІ класса опасности с федеральным оператором по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности на территории Российской Федерации суду представлено не было.
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) содержит определение понятия «отходы производства и потребления». Под ними понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Согласно ст. 4.1 Закона об отходах в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности, среди них I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации.
В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее – ФГУП «ФЭО», федеральный оператор).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 14.1 Закона об отходах федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно п. 1 ст. 14.4 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее - отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Из содержания п. 3 ст. 14.4 Закона об отходах следует, что отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается.
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно п. 1 ст. 13 Закона об отходах, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.
Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее - Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются, в том числе, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.
Согласно п. 6 ст. 14.3 Закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.
Несмотря на то, что орган местного самоуправления не является юридическим лицом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в том числе I и II классов опасности, вопрос об организации мест накопления данных отходов, а также информирование потребителей об их расположении, отнесен к названному органу.
Так, Закон об отходах не распространяется на действия физического лица, несмотря на то, что отходы I и II классов опасности у населения образуются (осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы). В силу положений ст.ст. 14.2-14.4 Закона об отходах у населения нет никаких обязательств перед федеральным оператором, поскольку граждане не являются поставщиками информации об образующихся отходах I и II классов опасности; не обязаны координировать свои действия в отношении отходов I и II классов опасности с федеральной схемой обращения с указанными отходами; не обязаны заключать договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности и оплачивать его услуги.
При этом население, как потребитель услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, не должно складировать в контейнерах для ТКО осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, поскольку это может привести к нарушению режима работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
К потребителям осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) её соединения (ртутьсодержащие лампы) относятся физические лица, для которых Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрен особый порядок обращения с названными отходами.
В частности, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп определяются собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах или по их поручению управляющими компаниями в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома (п. 4 Правил), либо организуются органами местного самоуправления, в том числе и в случаях, когда сами собственники или управляющие компании не имеют возможности определить такое место, кроме того, органы местного самоуправления информируют потребителей о расположении таких мест (п. 5 Правил).
Сторонами суду не представлено сведений о наличии на территории Коммунаровского сельсовета управляющих компаний, действующих по поручению собственников многоквартирных жилых домов, которыми определены места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных жилых домов. В то же время, администрацией Коммунаровского сельсовета определено место сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп в здании администрации Коммунаровского сельсовета по адресу: <адрес>, 2 этаж.
Отработанные батареи и аккумуляторы относятся к отходам II класса опасности, места накопления которых, в данном случае, обязаны организовать органы местного самоуправления, проинформировав об этом потребителей.
После заполнения отходами места накопления орган местного самоуправления должен подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО».
В этой связи, установив вышеприведенные по делу обстоятельства на основании исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательствах, суд исходит из того, что ответчик, как орган местного самоуправления, обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, поскольку у него отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, соответствующая лицензия.
Доказательств того, что администрацией Коммунаровского сельсовета <адрес> Республики ФИО1 заключен договор с Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный экологический оператор» об обращении с отходами ? и ІІ класса опасности, суду не представлено.
Следовательно, заявленные прокурором исковые требования с учетом уточнения подлежат удовлетворению.
Рассматривая требование прокурора об установлении срока исполнения обязанностей, суд приходит к выводу, что заявленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) является недостаточным.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым установить исполнение обязанностей администрацией Коммунаровского сельсовета по обращению с отходами I и II классов опасности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который, по мнению суда, является достаточным для решения вопроса о заключении договора с ФГУП «ФЭО».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Коммунаровского сельсовета <адрес> Республики ФИО1 (ИНН 1911006506, ОГРН 1061903000961) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор об обращении с отходами ? и ІІ класса опасности с федеральным оператором по обращению с отходами ? и ІІ класса опасности на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО1 путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ширинский районный суд Республики ФИО1 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Укачикова Д.Г.
Мотивированное решение изготовлено и подписано (с учетом выходных дней) ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Укачикова Д.Г.