Дело № 12-23/2023
Р Е Ш Е Н И Е
11 августа 2023 года с. Корткерос, ул. Советская, д.212
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Буян Э.Ф., с участием помощника прокурора Филипповой Е.Г., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Корткеросского района на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Корткеросский» (далее- КПДН) от <дата> ХХХ по делу об административном правонарушении, предусмотренном <...> КоАП РФ, в отношении Ларукова А.С., <...>
установил:
постановлением КПДН от <дата> ХХХ Ларуков А.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной <...> КоАП РФ, с назначением административного наказания в <...>
Прокурор, получив <дата> данное постановление, вынес протест, в которым со ссылкой на положения ст. 29.10, п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, п.42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ХХХ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» постановления просит отменить вышеуказанное постановление, прекратив производство по делу. <...>
Помощник прокурора Филиппова Е.Г. поддержала требование протеста об отмене постановления, просив возвратить административный материал на новое рассмотрение, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ларуков А.С., <...> ФИО1, должностное лицо, составившее протокол в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела. Ходатайств об отложении дела не заявили.
Изучив письменные материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, рассматривая жалобу заявителя, суд проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч<...> РФ предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса.
По смыслу указанных норм привлечению к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ подлежит совершеннолетнее лицо.
Должностное лицо, принявшее обжалуемое постановление, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании протокола об административном правонарушении, определения о передаче протокола от <дата>, определения о направлении протокола от <дата>, определения ХХХ от <дата>, рапорта от <дата>, заявления от ФИО4, объяснения ФИО5 от <дата>, объяснения Ларукова А.С. от <дата>, копии паспорта Ларукова А.С., справки о физическом лице, характеристике на Ларукова А.С., т.е. без учета объяснений <...> ФИО1, <...> ФИО6, пришел к выводу о наличие в действиях Ларукова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч<...> КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде <...> в размере <...> по факту <...>
Указанное в постановление нарушение законодательства было выявлено в ходе проведения проверки обращения ФИО4 и установления <...> Ларукова А.С. с <...> ФИО5, ФИО6, ФИО1
Вместе с тем, из материалов дела, в ходе рассмотрения протеста прокурора однозначно установить факт вовлечения <...> в <...>, новых потенциально опасных <...>, не усматривается. Из объяснений ФИО6 от <дата> следует, что они с ФИО5 <...>
В данной части довод прокурора суд признает обоснованным, в оспариваемом постановлении, а также в материалах административного дела не конкретизирована и не отражена объективная сторона правонарушения, не указано, в чем именно выражалось вовлечение <...> ФИО1 в употребление <...>, в какой форме оно осуществлялось (подстрекательство, обман, уговоры, предложения совершить антиобщественные действия и др.).
Кроме того, в соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом (части 1 и 2).
В силу положений ст.25.2 КоАП РФ <...> ФИО1 является потерпевшим по настоящему делу, поскольку были нарушены его права.
В силу ч.3 ст. 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно позиции, выраженной в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> ХХХ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 указанного кодекса право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах административным правонарушением, по факту совершения которого возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, затронуты права несовершеннолетнего ФИО1, как потерпевшего.
Однако, при рассмотрении дела должностным лицом КПДН нарушены требования ч. ч. 2, 4 ст. 29.7 КоАП РФ, согласно которым при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, должностное лицо, рассматривая дело об административном правонарушении в отношении правонарушителя Ларукова, и разрешая вопрос о его виновности, привлечении к административной ответственности, назначении наказания, должным образом не проверил причины неявки потерпевшего, его законного представителя, которые не были извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Ларукова А.С. в отсутствие потерпевшего ФИО1, его законного представителя, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, должностное лицо лишило потерпевшего возможности участвовать в рассмотрении дела, представлять свои объяснения, доказательства, заявлять ходатайства, высказаться по поводу назначаемого наказания, что нарушило егор права.
Таким образом, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом был нарушен
Как следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и возвращения дела на новое рассмотрение являются только существенные нарушения процессуальных требований КоАП, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в частности рассмотрение дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и (или) потерпевшего, не извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности по ч<...> КоАП РФ, согласно ст. 4.5 КоАП РФ, не истек. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление от <дата> ХХХ КПДН по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ по делу об административном правонарушении, предусмотренном <...> КоАП РФ, в отношении Ларукова А.С., <дата> г.р., отменить, направив административный материал в отношении Ларукова А.С. на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав МО МР «Корткеросский».
Решение судьи по жалобе на постановление может быть обжалованы в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Э.Ф. Буян