Дело № 2-359/24
УИД 21RS0025-01-2023-002850-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Кулагиной З.Г., при секретаре Халимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллова А.И. к администрации города Чебоксары о признании незаконным постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях,
у с т а н о в и л:
Кириллов А.И. обратился в суд с иском с учётом уточнения к администрации города Чебоксары о признании постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из списков нуждающихся в получения жилых помещений незаконным, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в предоставлении жилых помещениях в списке «Общий» и в списке «Участника военных конфликтов» с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования истцом мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято решение о постановке его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем на «Общих» основаниях и на основаниях «Участника военных конфликтов». Он периодически проходил перерегистрацию в администрации Московского района г. Чебоксары по учету в качестве нуждающегося в обеспечении жильем на «Общих» основаниях и на основаниях «Участника военных конфликтов». С ДД.ММ.ГГГГ он был прописан по <адрес>. Из-за неприязненного отношения жильца комнаты № ему в ДД.ММ.ГГГГ пришлось покинуть вышеуказанную комнату. С указанного времени он в данной комнате не проживал, но приходил проверять почтовую корреспонденцию на своё имя.
Все это время и до ДД.ММ.ГГГГ он проживал без регистрации в Чебоксарах у своей супруги Веденской О.Ю. по адресу<адрес>, с которой он развелся ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> и до весны ДД.ММ.ГГГГ он вынужденно проживал у разных своих знакомых в г. Чебоксары. С ДД.ММ.ГГГГ он вынужденно проживал без регистрации в Чебоксарах у своей <данные изъяты> Веденской О.Ю. по <адрес>, указанная квартира принадлежит его бывшей жене и ее сестре по 1/2 доли каждой. <данные изъяты>, всегда была против его регистрации в данной квартире, но разрешала жить когда бывшая жена жила в данной квартире. Лишь с ДД.ММ.ГГГГ по начала ДД.ММ.ГГГГ он вынужденно проживал у сослуживца в <адрес>, так как его бывшей жене необходимо было выехать в другой регион.
В период проживания в квартире Веденской О.Ю. и ее <данные изъяты> после <данные изъяты>, он проживал не как их член семьи и общее хозяйство с ними не вёл. Они разрешили ему временно проживать, так как ему негде было жить. В ДД.ММ.ГГГГ он решил пройти в комнату № по <адрес>, но не смог пройти, так как двери были закрыты на замок и к тому же комнаты под номером № не уже существовало. В паспортном отделе управляющей компании ООО «АЛСТА» ему сказали, что комната № по <адрес> перенумерована с ДД.ММ.ГГГГ на №.
В ДД.ММ.ГГГГ он решил проверить свою очередь на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем на «Общих» основаниях и на основаниях «Участника военных конфликтов» в администрации Московского района г. Чебоксары, где ему сказали, что с ДД.ММ.ГГГГ он снят с учета. После чего он обратился в администрации <адрес> с заявлением о выдаче документов о снятии с учёта и восстановили на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в списках на «Общих» основаниях и на основаниях «Участника военных конфликтов». В конце ДД.ММ.ГГГГ он получил из администрации <адрес> ответ на заявление, а так же копию постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списка нуждающегося в получении жилья. В данных документах указано, что его сняли с учета в качестве нуждающегося в жилье ввиду выезда на другое место жительства, и оснований для восстановления на учете отсутствует. О существовании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списка нуждающегося в получении жилья он узнал только в ДД.ММ.ГГГГ.
У него нет жилья на праве собственности, а так же на основании договора социального найма. Основания, для принятия решения о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не соответствуют действительности, так как с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ он не выезжал за пределы г. Чебоксары на постоянное место жительство в другое муниципальное образование. Единственным местом жительства для него является г. Чебоксары.
Определением Московского районного суда г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Московского района г. Чебоксары на его правопреемника администрацию города Чебоксары.
В судебное заседание истец Кириллов А.И. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Мудрецов С.В. исковые требования с учётом уточнения поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика администрации города Чебоксары Карягина О.В. исковые требования не признала, пояснив суду, что в ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга списков граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий было установлено, что истец по <адрес> не зарегистрирован. В соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № истец снят с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из соответствующих списков по основанию: выезд на другое место жительства. В обращении истца, поступившего в адрес администрации района, указан адрес фактического места жительства: <адрес>, то есть, истец подтверждает фактическое проживание в другом муниципальном образовании. Оснований для восстановления на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.
Третье лицо Веденская О.Ю. и представитель третьего лица ООО «АЛСТА» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании постановления главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Кириллов А.И. поставлен на учёт для улучшения жилищных условий в очереди «Общая» с ДД.ММ.ГГГГ под № и «Участники военных конфликтов» под № (л.д. №).
На основании запроса администрации Московского района г. Чебоксары в управляющую компанию ООО «АЛСТА» была получена информация, что Кириллов А.И. по <адрес> не зарегистрирован (л.д. №).
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № Кириллов А.И. исключен из списков нуждающихся в получении жилых помещений в связи с выездом на другое место жительства.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 189-ФЗ) к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Постановка (принятие) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и снятие с такого учета производятся в соответствии с ч. 1 ст. 52, ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органом местного самоуправления.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Таким образом, необходимым условием для сохранения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт, следовательно, его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета.
Статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к муниципальному образованию отнесено городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон РФ № № 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании ст. 3 Закона РФ № 5242-1 введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В силу абзаца 2 ст. 3 Закона РФ № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года) временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по пункту 3 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Данная позиция согласуется с толкованием, изложенным в пункте 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22 января 2018 года № 4-П, согласно которому сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.
Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить факт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер, и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Как следует из материалов дела, на момент постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях Кириллов А.И. проживал по <адрес>.
Решением администрации и профкома ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллову А.И. предоставлено койко-место в комнате № общежития № по <адрес> (л.д. №).
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ третье лицо Веденская О.Ю. суду пояснила, что Кириллов А.И. раньше проживал родительской квартире по <адрес> вместе с <данные изъяты> и его семьей. Из-за злоупотребления <данные изъяты> истца и его <данные изъяты> спиртными напитками, истец ушел из квартиры, квартиру они потеряли. После смерти <данные изъяты> и <данные изъяты> истца, их <данные изъяты> предоставили другое жилое помещение. С истцом до и после регистрации брака жили в квартире по <адрес>, принадлежащей её родителям, а после их смерти квартира принадлежит ей и её сестре на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждой. Её сестра не даёт согласие на регистрацию истца в их квартире. Электроаппаратный завод выделил Кириллову А.И. койко-место в общежитии по <адрес>. Из-за плохих отношений с соседом, её бывший муж вынужден был уйти из комнаты. В летнее время Кириллов А.И. проживал на их даче в сарайчике, но в основном живет у неё, она старается держать его при себе. Временно месяца два истец жил в <адрес> у своего друга сослуживца, который поддерживает его.
Администрация Московского района г. Чебоксары при вынесении обжалуемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Кириллова А.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях, руководствовалась сообщением ООО «АЛСТА» о том, что Кириллов А.И. по <адрес> не зарегистрирован.
Вместе с тем, согласно адресной справке, выданной ОАСР УВМ по Чувашской Республике ДД.ММ.ГГГГ, Кириллов А.И. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по <адрес> (л.д. №).
Из справки БУ «Республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кириллов А.И. обращался в учреждение за медицинской помощью в ДД.ММ.ГГГГ. В медицинской карте указано место жительства и регистрации: <адрес>
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не предоставлено доказательств выезда истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.
Напротив, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, пояснений представителя истца, третьего лица, суд приходит к выводу о доказанности проживания истца на момент принятия оспариваемого решения и по настоящее время в г. Чебоксары.
Администрацией Московского района г. Чебоксары, при принятии решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, не проверялось проживание истца по указанным в материалах учётного дела адресам, в том числе по адресу проживания его <данные изъяты> Веденской О.Ю.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что истец выехал на постоянное место жительства в Чебоксарский район Чувашской Республики и проживает по <адрес>
В материалах учетного дела имеется заявление Кириллова А.И. в адрес администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, где указал адрес для направления ему почтовой корреспонденции: <адрес>
В судебном заседании представитель истца и третье лицо пояснили, что по указанному адресу проживает друг истца с семьей, с которым он служил в Афганистане. По указанному адресу истец не проживает, каких-либо прав на указанное жилое помещение не имеет. У своего друга в п. Кугеси жил два месяца во время нахождения бывшей супруги за пределами Чувашской Республики.
Доказательств, опровергающих утверждения истца о том, что он постоянно проживает по <данные изъяты> в материалы дела не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, истец на праве собственности и по договору социального найма жилые помещения для постоянного проживания не имеет.
Учитывая изложенное, отсутствие достаточных допустимых доказательств переезда истца на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, отсутствие сведений о наличии каких-либо вещных прав на жилые помещения в настоящее время, что свидетельствует об том, что жилищные условия истца не изменились, суд полагает, что снятие с учета истца, нуждающегося в улучшении жилищных условий, нельзя признать правомерным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать постановление главы администрации Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения Кириллова А.И. из списков нуждающихся в получения жилых помещений незаконным.
Возложить обязанность на администрацию города Чебоксары восстановить Кириллова А.И. в списке нуждающихся в предоставлении жилых помещениях в списке «Общий» и в списке «Участника военных конфликтов» с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий З.Г. Кулагина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.