Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-109/2022 ~ М-81/2022 от 25.03.2022

Дело № 2-109/2022

УИД № 59RS0020-01-2022-000132-77

          

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2022 года                                                                                      пос. Ильинский

Ильинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Стерховой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Рудик Е.А.,

с участием истца зам. прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю.,

представителя ответчика муниципального образования Ильинский городской округ - Мялициной Е.В., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Ильинский городской округ в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

прокурор Ильинского района обратился в суд с иском об обязании муниципальное образование Ильинский городской округ в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа обратиться в Ильинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества высоковольтной линии 10 кВ РП-Русаки ф.Мартыновцы до трансформаторной подстанции -00267 (ТП-00267) и трансформаторной подстанции -00267 (ТП-00267) с соблюдением требований приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО5 по вопросу отсутствия электроэнергии в СНТ «Гурино» Ильинского городского округа было установлено, что в период с 02.02.2022 по 08.02.2022 в СНТ «Гурино» (далее - СНТ) отсутствовало электроснабжение по причине обрыва провода, восстановлено на основании гарантийного письма по оплате аварийно-восстановительных работ со стороны председателя данного СНТ ФИО5 Электроснабжение СНТ осуществляется по высоковольтной линии 0,4 кВ от трансформаторной подстанции 02267, запитанной от отпайки высоковольтной линии 10 кВ РП-2 Русаки ф. «Мартыновцы». Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между филиалом ОАО «МРСК-Урала» - «Пермэнерго» и комитетом «Муниципальное хозяйство» Ильинского муниципального района, высоковольтная линия электроснабжения на контактах отпайки на ТП -00267 опора № 153 д. Мартыновцы и отходящие линии 0,4 кВ относятся к собственности комитета «Муниципальное хозяйство» Ильинского муниципального района. Вместе с тем, в соответствии с реестром муниципального имущества Ильинского городского округа высоковольтная линия и трансформаторная подстанция - 02267 не являются муниципальной собственностью. Таким образом, в настоящее время указанные наружные сети электроснабжения не имеют собственника (владельца), никем не обслуживаются, в реестре муниципальной собственности Ильинского городского округа не значатся, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе, с точки зрения безопасности.

Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Мялицына Е.В. исковые требования не признала, показала, что спорное имущество отсутствует в реестре муниципальной собственности Ильинского городского округа, на основании п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 235-ФЗ «Об электроэнергетике», при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов, при этом указанные организации несут бремя содержания таких объектов, и также могут обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов, наряду с органами местного самоуправления, а после, по истечении трех месяцев - с требованием о признании права собственности на них. В связи с чем просила в иске к муниципальному образованию отказать и обязать ОАО «МРСК- Урала» - «Пермэнерго» обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорного недвижимого имущества.

Представитель третьего лица - ОАО «МРСК-Урала» - филиал «Пермэнерго» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что объекты электросетевого хозяйства ВЛ 10 кВ РП-Русаки ф. Мартыновцы и ТП-00267 на балансе ПО ЦЭС ОАО «МРСК Урала» не числятся и не обслуживаются (л.д. 33-38).

Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ); организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 № 91-ФЗ, от 01.05.2019 № 87-ФЗ); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 № 87-ФЗ).

На основании п. 2 ст. 1 Устава Ильинского городского округа от 30.10.2019 № 30 Ильинский городской округ образован путем объединения Чермозкого, Васильевского, Ивановского, Ильинского, Посерского, Сретенское, Филатовское сельских поселений и преобразован в новое муниципальное образование - Ильинский городской округ.

Согласно ст. 8 Устава Ильинского городского округа к вопросам местного значения Ильинского городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании решения № 68 от 04.12.2019 Думы Ильинского городского округа утверждено Положение об Управлении земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа (далее - Положение), согласно которому Управление земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа (далее - Управление) является правопреемником Управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского муниципального района и осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Ильинского городского округа, ведет учет безхозяйного имущества, выявленного на территории Ильинского городского округа и иные полномочия.

На основании п. 2.1 Положения основной целью деятельности Управления является эффективное регулирование земельных и имущественных отношений, градостроительной деятельности в пределах установленной компетенции. Основной задачей является реализация полномочий администрации Ильинского городского округа в области земельных, имущественных отношений и градостроительной деятельности.

В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» закреплено, что объекты электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В соответствии со статьями 6, 20, 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» основными принципами контроля в электроэнергетике являются обеспечение энергетической и экологической безопасности, обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электросетевого хозяйства.

В силу п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.

Согласно положениям ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1). Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п. 2).

В соответствии со ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с разъяснениями, указанными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 ГК РФ.

Таким образом, объекты электросетевого хозяйства отвечают признакам недвижимых вещей.

В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно положениям ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ) (п. 1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в ред. Федерального закона от 21.12.2021 № 430-ФЗ). Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).

Согласно пункту 5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В ходе судебного заседания установлено, что 07.02.2022 в прокуратуру Ильинского района поступило сообщение, что с 03.02.2022 отсутствует подача электроэнергии в СНТ «Гурино», 16 домов находятся без электроснабжения (л.д. 8).

Председателем СНТ «Гурино» 07.02.2022 выдано гарантийное письмо об оплате выполненных работ по устранению неполадок в электросети (л.д. 9).

Между ПАО «Пермэнергосбыт» и СНТ «Гурино» отсутствуют договорные отношения по поставке электрической энергии (л.д. 21).

Как следует из ответа ОАО «МРСК Урала» - филиал «Пермэнерго» от 04.02.2022 ТП-00267 принадлежит Комитету «Муниципальное хозяйство» Ильинского района (л.д. 12).

Согласно ответа от 21.02.2022 электроснабжение СНТ «Гурино» осуществляется по ВЛ 0,4 кВ от ТП -00267, запитанной от отпайки ВЛ 10 КВ «Мартыновцы». Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности № 47-145 от 23.08.2011 граница установлена на контактах отпайки на ТП-00267 опоре № 153 ф. Мартыновцы. Таким образом, указанная линия 10 кВ до ТП-00267, ТП-00267 и отходящие линии 0,4 кВ являются собственностью Комитета «Муниципальное хозяйство» Ильинского района. В части отключения электроснабжения указано, что 02.02.2022 в 13:21 зафиксировано отключение линии 10 кВ до ТП-00267 по причине обрыва провода. 08.02.2022 в 16:30 электроснабжение было восстановлено на основании гарантийного письма от СНТ «Гурино» по оплате аварийно-восстановительных работ (л.д. 20).

23.08.2011 между Сетевой компанией - филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» в лице начальника Ильинского РЭС производственного отделения «Центральные электрические сети» ФИО7 и Потребителем - Комитетом «Муниципальное хозяйство» Ильинского района в лице председателя ФИО8 составлен Акт № 47-145 о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в связи со сменой собственника. Согласно Акту ВЛ 10 кВ РП-Русаки ф. Мартыновцы ТП -00267 на контактах ОТПАЙКИ на ТП -00267 опора № 153 д. Мартыновцы и отходящие линии 0,4 кВ относятся к собственности комитета «Муниципальное хозяйство» Ильинского муниципального района (л.д. 13-16).

Из ответа Администрации Ильинского городского округа от 07.02.2022 ВЛ и ТП-00267 в соответствии с реестром муниципального имущества не являются муниципальной собственностью. Акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности № 47-145 от 23.08.2011 в распоряжении администрации Ильинского городского округа и подведомственных учреждениях отсутствует, данный акт не является документом, устанавливающим собственника имущества. От данных объектов производится электроснабжение садоводческого кооператива «Гурино», расположенного на землях сельскохозяйственных назначений (л.д. 17).

Исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Высоковольтная линия 10 кВ РП-Русаки ф.Мартыновцы до трансформаторной подстанции -00267 (ТП-00267) и трансформаторная подстанция -00267 (ТП-00267) относятся к объектам электросетевого хозяйства и отвечают признакам недвижимых вещей, расположены в границах Ильинского городского округа. Несмотря на заключенный 23.08.2011 Акт разграничения балансовой принадлежности № 47-145, на балансе муниципального образования спорное недвижимое имущество не значится, при этом собственник указанного имущества отсутствует, таким образом, данное имущество является бесхозяйным. Вместе с тем установленные Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ меры обеспечения безопасности данных объектов электросетевого хозяйства не могут быть в полной мере реализованы по причине неопределенности их принадлежности, что представляет угрозу для возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций.

Доводы ответчика о необходимости возложения обязанности на ОАО «МРСК- Урала» - «Пермэнерго» как на организацию, осуществляющую эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и тем самым отказе от иска к ответчику, судом отклоняются, поскольку именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию на учет бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории Ильинского городского округа, а в последствии и признании права муниципальной собственности на них.

При вышеуказанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ильинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Ильинский городской округ в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского городского округа обратиться в Ильинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества высоковольтной линии 10 кВ РП-Русаки ф.Мартыновцы до трансформаторной подстанции -00267 (ТП-00267) и трансформаторной подстанции -00267 (ТП-00267) с соблюдением требований приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2022 года.

Судья                                                                                                      А.Ю. Стерхова

2-109/2022 ~ М-81/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ильинского района
Ответчики
Муниципальное образование Ильинский городской округ в лице Управления земельных и имущественных отношений администрации Ильинского ГО
Другие
ОАО "МРСК-Урала" - филиал "Пермэнерго"
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Стерхова Анастасия Юрьевна
Дело на странице суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
25.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2022Передача материалов судье
28.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее