Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-142/2023 ~ M-102/2023 от 27.03.2023

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 мая 2023 г. сел.Хив

Хивский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником председателя суда ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому прокурора <адрес> РД ФИО3 к МКДОУ «Детский сад» Колосок» и к Администрации МО «<адрес>» в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц,

у с т а н о в и л:

<адрес> ФИО3 обратилась в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц с иском к МКДОУ «Детский сад» Колосок» и к Администрации МО «<адрес>».

В обоснование иска указано, что <адрес> проводится проверка по информации межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> об имеющихся в образовательных учреждениях района недостатках, связанных с обеспечением антитеррористической защищенности объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно паспорту безопасности МКДОУ «Детский сад «Колосок», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, МКДОУ «Детский сад «Колосок», расположенное по адресу: <адрес>, относится к 4 категории опасности объекта (территории).

В соответствии с пунктом 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно пункту 24 Требований, в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием (пп."в"); по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии (пп."г"); по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп."д"); по проведению учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) (пп."з").

<адрес> проведена проверка исполнения МКДОУ «Детский сад «Колосок» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.

В ходе проверки установлено, что МКДОУ «Детский сад «Колосок» не оснащено системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечено пропускным и внутриобъектовым режимом.

Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности непосредственным образом влияют на безопасное пребывание воспитанников, посетителей, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Таким образом, МКДОУ «Детский сад «Колосок» возложенная на данное учреждение обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность принадлежащих ему объектов (территорий) не выполнена.

Невыполнение МКДОУ «Детский сад «Колосок» пункта 24 Требований связано, в том числе, с отсутствием надлежащего финансирования.

Орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «<адрес>», являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МКДОУ «Детский сад «Колосок», обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.

Кроме того, в ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации закреплен один из важнейших принципов федерального правового государства - верховенство федеральных законов, которое предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение.

Между тем, действиями ответчиков, проигнорировавшими требования федерального законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере образования, нарушены публичные интересы Российской Федерации.

С учетом изложенного, настоящее заявление подано в защиту интересов Российской Федерации.

На основании изложенного просит:

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан в течение 3-х (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Сказка» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: <адрес>:

-    системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

-    системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

-    пропускным и внутриобъектовым режимом.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» в течение 3 (трех) месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>:

-    системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

-    системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

-    пропускным и внутриобъектовым режимом.

Истец – прокурор <адрес> РД ФИО3 надлежаще извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела в судебное заседание не явилась. От помощника прокурора ФИО4 в суд поступило ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела без участия истца, исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика МКДОУ «Детский сад «Колосок» будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения, не явился. Направил в суд заявление, в котором исковые требования прокурора <адрес> признает, просит рассмотреть данное гражданское дело без его участия.

В судебное заседание представитель ответчика администрации МО «<адрес>» будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения, не явился. Направил в суд заявление, в котором исковые требования прокурора <адрес> признает, просит рассмотреть данное гражданское дело без его участия.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий у прокурора <адрес> Республики Дагестан на подачу искового заявления в интересах неограниченного круга лиц.

Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Согласно п.15 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст.ст.2, 20, ч.4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность и др. Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст.2 Закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Учитывая, что криминогенная обстановка на территории Республики Дагестан остается напряженной, угроза возможного совершения террористических актов реальна и в зданиях учреждений образования приказом Рособразования от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности.

В соответствии с письмом Министерства образования от ДД.ММ.ГГГГг. в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений включено, в том числе наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (011С), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля.

При этом в соответствии с ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, путем устроенной системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и других систем, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного выше Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения: МКДОУ «Детский сад «Колосок» не оснащено системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не обеспечено пропускным и внутриобъектовым режимом.

Из данной справки следует, что в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, посетителей и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их пребывания в нем, поскольку ответчиками не представлены доказательства о по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. Здание не оборудовано системами оповещения и управлением эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения.

Таким образом, МКДОУ «Детский сад «Колосок» возложенная на данное учреждение обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность принадлежащих ему объектов (территорий) не выполнена.

В силу с п.2 ч.6 ст.28 Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах неисполнение или ненадлежащее названных требований федерального закона влечет нарушение прав и охраняемых интересов обучающихся, в том числе прав на соблюдение безопасных условий обучения.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора <адрес>.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить и уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны, могут окончить дело мировым соглашением.

Ответчиками в суд направлены заявления о признании иска, изложенные в письменной форме, и они приобщены к делу.

Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку считает, что оно не противоречит закону, правам и интересам других лиц, в интересах которых обратился прокурор.

В соответствии со ст.198 ГПК РФ и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ за «О судебном решении» в случае признание иска ответчиком мотивировочной части решения суда может быть указано лишь о признание иска ответчиком и принятия его судом.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> ФИО3, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование, то есть выделить денежные средства муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Колосок» на проведение работ по обеспечению здания, расположенного по адресу: <адрес>:

-    системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

-    системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

-    пропускным и внутриобъектовым режимом.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» в течение 3 (трех) месяцев со дня поступления финансирования из администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>:

-    системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

-    системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- пропускным и внутриобъектовым режимом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Хивский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Я.А.Якубов

2-142/2023 ~ M-102/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Агульского района
Ответчики
МКДОУ д/с "Колосок"
Администрация МО "Агульский район"
Суд
Хивский районный суд Республики Дагестан
Судья
Якубов Якуб Абакарович
Дело на странице суда
hivskiy--dag.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
27.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2023Дело оформлено
20.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее