УИД: 56MS0114-01-2020-004790-56
Дело № 12-40/2021 (12-1241/2020)
РЕШЕНИЕ
28 января 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд в составе председательствующего судьи
Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области на постановление мирового судьи судебного участка №11 Ленинского района г. Оренбурга от 29 октября 2020 года (резолютивная часть от 28 октября 2020 года) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении директора Управления Федеральной почтовой службы по Оренбургской области – филиала акционерного общества «Почта России» Степанова Виктора Вячеславовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №11 Ленинского района г.Оренбурга от 29 октября 2020 года (резолютивная часть от 28 октября 2020 года) производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении директора Управления Федеральной почтовой службы по Оренбургской области – филиала акционерного общества «Почта России» (далее УФСП по Оренбургской области филиал АО «Почта России») Степанова В.В. прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области обратилось в Ленинский районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована тем, что мировым судьей неверно сделан вывод о нарушении принципа недопустимости повторного наказания за одно и тоже деяние по результатам одной проверки. Полагает, что в отношении директора Управления Федеральной почтовой службы по Оренбургской области – филиала акционерного общества «Почта России» Степанова В.В. составлены протоколы об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по разным событиям и допущенным нарушениям, выявленным в ходе систематического наблюдения в результате одной проверки, но в разный период времени. В материалы дела представлены доказательства безусловно подтверждающие факт виновности действий Степанова В.В. в инкриминируемом правонарушении, оснований для прекращения производства по делу не имелось.
Лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении Степанов В.В., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке части 2 статьи 25.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ виновность привлекаемого к ответственности лица в совершении административного правонарушения относится к числу обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению также подлежат: наличие события административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 3 статьи 14.1 предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФГУП «Почта России» осуществляет свою деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии N от 11 апреля 2018 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок действия до 11 апреля 2023 года.
Согласно приказу от 23 апреля 2020 года N-п УФПС по Самарской области на основании приказа от 17 апреля 2020 года N-п «Об утверждении организационных структур Управления Федеральной почтовой связи» с целью стандартизации структуры управления федеральной почтовой связи и для обеспечения распределения зон ответственности между структурными подразделениями филиалов с 22 апреля 2020 года утверждены организационные структуры: УФСП Оренбургской области в соответствии с положением № 1.
Из приказа ФГУП «Почта России» от 20 августа 2019 года N к/пер следует, что Степанов В.В. переведен с должности директора Управления Федеральной почтовой связи Ямало-Ненецкого автономного округа – филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» на должность директора Управления федеральной почтовой связи Оренбургской области – филиала Федерального государственного предприятия «Почта России».
Согласно положению об управлению федеральной почтовой связи Оренбургской области, утвержденным решением Правления АО «Почта России» 1 октября 2019 года, Управление федеральной почтовой связи Оренбургской области (филиал) действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом акционерного общества «Почта России», настоящим Положением, решениями единственного акционера Общества, совета директоров Общества, правления Общества, генерального директора Общества и локальными нормативными актами Общества (п.1.1). В состав Филиала входят объекты почтовой связи: обособленные подразделения Общества, а также их структурные подразделения. Решение о создании, размещении и ликвидации (закрытии) которых принимается советом директоров Общества (п.2.7). Руководство Филиалом осуществляет директор Филиала (п.2.8). Контроль деятельности Филиала осуществляет директор Макрорегиона или иные уполномоченные генеральным директором лица (п.2.9). Директор филиала осуществляет руководство и организацию деятельности Филиала. Самостоятельно решает вопросы деятельности Филиала, отнесенные настоящим Положением и локальными нормативными актами Общества к ведению Филиала. Контролирует выполнение поручений, проверяет качество и обоснованность принимаемых решений подчиненных (п.8.4.1). Осуществляет контроль за деятельностью структурных подразделений Филиала. Организует, обеспечивает и осуществляет контроль за распределением функций и ответственности между структурными распределениями Филиала, а также выполнением данных функций в соответствии с положениями о структурных подразделениях (п.8.4.9). Осуществляет соблюдением требований законодательства в целях ПОД/ФТ в филиале (п.8.4.23). При выполнении функций по управлению Филиалом, в том числе при принятии решений, директор Филиала несет ответственность за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, устава Общества, выполнение решений единственного акционера, совета директоров, правления, приказов и распоряжений генерального директора Общества, соблюдение настоящего Положения и требований иных локальных нормативных актов Общества в деятельности Филиала (п.8.5.1). Выполнение Филиалом функций и задач Филиала, предусмотренных настоящим Положением, локальными нормативными актами Общества. (п.8.5.2) Качество оказываемых Филиалом услуг (п.8.5.9).
В ходе проведения планового систематического наблюдения в отношении ФГУП «Почта России» (место нахождение УФПС Оренбургской области – филиал АО «Почта России» ...) на основании приказа от 15 июня 2020 года N-нд Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области с привлечением к проведению систематического наблюдения Управления по Оренбургской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Приволжском федеральном округе в период с 1 июля 2020 года по 29 сентября 2020 года проведена проверка соблюдения лицензионных условий (требований) и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи.
На основании протокола мониторинга объекта почтовой связи (ОПС) от 5 августа 2020 года N, фотоматериала о режиме работы отделения почтовой связи Уральский 461979 Бузулукский почтамт обособленного структурного подразделения УФПС Оренбургской области и акта (заключения) мониторинга соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи деятельности в области оказания услуг от 18 августа 2020 года N Управления по Оренбургской области филиала ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ФГУП «ГРЧЦ») в Приволжском федеральном округе 5 августа 2020 года в 10 ч. 20 мин. выявлено нарушение режима работы ОПС 461979 (...) по адресу: ..., а именно: указаны рабочие дни – вторник, среда, четверг, пятница, суббота с 9 ч. 00 мин. до 17 ч. 12 мин., выходные дни – воскресенье, понедельник, обеденный перерыв с 13 ч. 00 мин. до 14 ч. 00 мин. Во время проверки 5 августа 2020 года в 10 ч. 20 мин. ОПС-461979 было закрыто.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора УФПС по Оренбургской области – филиала АО «Почта России» Степанова В.В. протокола от 25 августа 2020 года N об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения, которого постановлением мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского района г. Оренбурга от 29 октября 2020 года в отношении директора УФПС по Оренбургской области – филиала АО «Почта России» Степанова В.В. производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья не установил фактов нарушения законодательства в области почтовой связи при временном изменении режима работы ОПС 461979, указав, что такое изменение было согласовано с органом власти и пришел к выводу об отсутствии в действиях Степанова В.В. состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом судом первой инстанции сделан вывод о том, что при составлении протокола об административном правонарушении административным органом нарушен принцип недопустимости повторного наказания за одно и тоже деяние, учитывая что 11 августа 2020 года Управлением Роскомнадзора по Оренбургской области в отношении директора УФПС по Оренбургской области – филиала АО «Почта России» Степанова В.В. составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей вынесено постановление от 7 сентября 2020года которым Степанов В.В. привлечен к административной ответственности по указанной статье.
С таким выводом мирового судьи нельзя согласиться.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии со статьей 2 Закона о связи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, является оператором связи.
Согласно пунктом 1 статьи 46 указанного Закона оператор связи обязан, в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно пункту 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года №176-ФЗ "О почтовой связи" при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом "О связи", Федеральным законом "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ "О почтовой связи", органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют участие в развитии и расширении сети почтовой связи, а также согласовании режима работы объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации; содействие операторам почтовой связи в расширении сферы услуг, предоставляемых гражданам и юридическим лицам; внесение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, предложений о совершенствовании и развитии сети почтовой связи на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Из абзацев 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 17 июля 1999 года №176-ФЗ "О почтовой связи" следует, что операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
На основании пункта 5 лицензии №162571 от 11 апреля 2018 года, выданной Роскомнадзором на оказание услуг почтовой связи, лицензиат обязан руководствоваться правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми Правительством РФ.
Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года №234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.
Согласно подпункту «в» пункта 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Приказом Минсвязи РФ от 9 ноября 2004 года №26 утвержден Порядок присвоения почтовых индексов объектам почтовой связи организаций федеральной почтовой связи.
Согласно пункту 1 данного Порядка, при принятии организацией федеральной почтовой связи (далее - ОФПС) решений о создании, размещении, изменении режима работы, ликвидации объектов почтовой связи для получения, изменения или изъятия почтового индекса объекта почтовой связи ОФПС представляет в Федеральное агентство связи следующий комплект документов:
- данные об объекте почтовой связи;
- обоснование необходимости предлагаемых изменений, включая расчет соответствия нормативам, утвержденным в установленном порядке, размещения в городах и сельской местности сети отделений и пунктов почтовой связи;
- согласование предлагаемых изменений с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- план работ по осуществлению предлагаемых изменений, включая мероприятия по обеспечению объектов почтовой связи именными вещами, вывесками, содержащими почтовые индексы объектов почтовой связи, информированию пользователей услугами почтовой связи о проводимых изменениях.
Вместе с тем из представленных в материалы дела доказательств следует, что согласования, обоснования необходимости предлагаемых изменений, плана работ по осуществлению предлагаемых изменений должностным лицом – директором УФПС Оренбургской области – филиала ФО «Почта России» Степановым В.В. при принятии изменения режима работы ОПС-461979 Уральского Бузулукского почтамта и направления данного согласования, обоснования необходимости предлагаемых изменений, плана работ по осуществлению предлагаемых изменений в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области, материалы дела не содержат.
Имеющееся в материалах дела письмо УФПС Оренбургской области – филиала ФГУП «Почта России» от 27 июля 2020 года N, адресованное главе МО Первомайского района Щетинину С.С. не подтверждает факт согласования с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области и не содержит обоснование необходимости предлагаемых изменений.
Согласно частям 1, 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Вместе с тем, действующее административное законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по поводу составления нескольких протоколов об административном правонарушении (вынесения нескольких постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях) по результатам одной проведенной проверки и в результате совершения лицом своими действиями (бездействием) административных правонарушений,
Материалами дела подтверждено, что по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 11 августа 2020 года N постановлением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г.Оренбурга директора УФПС Оренбургской области – филиала ФО «Почта России» Степанова В.В. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за несоблюдение пунктов 6, 7, 8, подпункта «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 года № 234, в части необеспечения своевременной выемки письменной корреспонденции из 15 почтовых ящиков, расположенных на территории г.Оренбурга и в поселениях Оренбургской области
Учитывая, что настоящий протокол об административном правонарушении от 25 августа 2020года N содержит указание на иное событие административного правонарушения, связанного с несоблюдением требований Правил оказания услуг почтовой связи в части не соблюдения режима работы ОПС вывод мирового судьи об отсутствии правовых оснований для привлечения к административной ответственности дважды за один и тот же факт противоправного деяния (осуществления деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) основан на неверном толковании норм КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области срок давности привлечения директора УФПС Оренбургской области – филиала ФО «Почта России» Степанова В.В. к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №11 Ленинского района г.Оренбурга от 29 октября 2020 года (резолютивная часть от 28 октября 2020 года) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении директора Управления Федеральной почтовой службы по Оренбургской области – филиала акционерного общества «Почта России» Степанова Виктора Вячеславовича – отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд в порядке статьей 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись О.В.Ермошкина