Дело №RS0№-80
|
у с т а н о в и л :
Истец К НА обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений (л.д. 41-42), просит признать незаконными действия военного комиссара <адрес>, выразившиеся в снижении его тарифного разряда с 30 на 20, а также обязать восстановить 30 тарифный разряд, произвести перерасчет пенсии с 30 тарифного разряда с увеличением должностного оклада в 1,8 раза, согласно Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по момент времени вступления в законную силу судебного решения по данному заявлению, выплачивать пенсию по 30 тарифному разряду с увеличением должностного оклада в 1,8 раза, согласно Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, законов РФ, с момента вступления в законную силу судебного решения по данному делу.
В обоснование иска истец ссылается на то, что, он, полковник запаса К НА, является военным пенсионером. Был уволен с военной службы приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, с должности штурмана-испытателя 195 военного представительства Министерства обороны РФ.
На момент увольнения имел сохраненный 30 тарифный разряд, так как ранее его должность – старшего штурмана-испытателя была сокращена и он был переведен на должность штурмана-испытателя (20 тарифный разряд) с сохранением 30 тарифного разряда, о чем в личном деле имеется выписка из приказа.
По сентябрь 2020 года истец получал военную пенсию (со всеми полагающимися надбавками, включая повышение оклада по воинской должности в 1,3 раза за классную квалификацию) рассчитанную по 30 тарифному разряду.
В сентябре 2020 года принято Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено повышение оклада по воинской должности за классную квалификацию в 1,8 раза вместо 1,3 раза.
Пенсионный отдел военного комиссариата <адрес> выполнил перерасчет полагаемой истцу пенсии и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплачивает пенсию не по 30 тарифному разряду, а по 20 тарифному разряду, ссылаясь на разъяснение из Центрального военного округа, исходя из которого истец «имеет право на выплату пенсии за выслугу лет по 20 тарифному разряду с увеличением на 1,8…», не основываясь более ни на какие документы. Истец, об изложенном выше, узнал по личной инициативе в двадцатых числах февраля 2021 года.
Исходя из изложенного, истец считает, что разъяснение ЦВО не является основанием для снижения ему должностного оклада с 30 т.р. на 20 т.р., а, следовательно, понижение ему должностного оклада незаконно.
На апрель 2022 года реальная пенсия истца по 20 т.р., с увеличением в 1,8 раза, составляет 77 121,80 руб., а по 30 т.р., с увеличением в 1,8 раза, составила бы – 89 090,32 руб.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцом недополучено 213 244,32 руб.
Истец К НА в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика А АС, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования истца не признала и просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом она пояснила, что истец К НА до сентября 2020 года получал военную пенсию по 30 тарифному разряду с увеличением в 1,3 раза. После увеличения должностного оклада в 1,8 раза, вопрос об увеличении пенсии истцу решался в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ» Центрального военного округа в <адрес>. Согласно разъяснениям руководителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ и вышеуказанного ФКУ, а также Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, К НА имеет право на увеличение должностного оклада в 1,8 раза, но по 20 тарифному разряду, как летчик (штурман) - испытатель 2 класса, либо по 30 тарифному разряду, но с прежним увеличением в 1,3 раза. Так как пенсионный отдел не имеет права ухудшать положение пенсионеров и в целях улучшения материального положения, К НА был произведен перерасчет военной пенсии в 1,8 раза, но по 20 тарифному разряду. Вместе с тем, данный вопрос должен был решить центр социального обеспечения до перерасчета пенсии и предложить К НА право выбора – либо 30 тарифный разряд с увеличением в 1,3 раза, либо 20 тарифный разряд, но с увеличением в 1,8 раза, однако его в известность об этом не поставили, в чем видят свое упущение. Вместе с тем, пояснила представитель ответчика, К НА в любом случае не может быть назначена пенсия по 30 тарифному разряду с увеличением в 1,8.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ №, данный закон распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно ст. 11 указанного Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств. Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей.
Пунктом 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на военные комиссариаты возложены организация и проведение работ по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.
Судом установлено, что истец К НА, в соответствии с приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, досрочно уволен с военной службы, в связи с организационно-штатными мероприятиями, с должности штурмана-испытателя 195 военного представительства Министерства обороны РФ (л.д. 6).
Как следует из материалов личного дела, К НА занимал должность штурмана-испытателя 2 класса.
На основании приказа командира войсковой части 52859 № от ДД.ММ.ГГГГ, К НА с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава 195 военного представительства Министерства обороны РФ и направлен на учет в отдел (военного комиссариата <адрес> по Дзержинскому и <адрес>м <адрес>) (л.д. 5).
Согласно выписке из приказа начальника вооружения ВС РФ – заместителя министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, полковник К НА освобожден от должности старшего штурмана-испытателя 195 военного представительства Министерства обороны РФ и назначен на должность штурмана-испытателя 195 военного представительства Министерства обороны РФ, в связи с организационно-штатными мероприятиями, с сохранением права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и получение оклада по ранее занимаемой воинской должности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как усматривается из исследованного судом личного дела офицера К НА:
- на ДД.ММ.ГГГГ размер его военной пенсии (рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), исходя из должностного оклада по 30 тарифному разряду и с увеличением в 1,3 раза, как летчику (штурману) – испытателю 2 класса, составлял 61 130,30 руб.;
- на ДД.ММ.ГГГГ размер его военной пенсии (рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ), исходя из должностного оклада по 20 тарифному разряду и с увеличением в 1,8 раза, как летчику (штурману) – испытателю 2 класса, составлял 68 183,14 руб.;
- на ДД.ММ.ГГГГ размер его военной пенсии составлял 71 014,55 руб.
На апрель 2022 года пенсия истца, согласно исковому заявлению, по 20 тарифному разряду, с увеличением в 1,8 раза, составляет 77 121,80 руб.
Согласно выписке из ответа заместителя начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу (на вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), пенсионер Министерства обороны РФ К НА – летчик-испытатель 195 военного представительства, имеет право на выплату пенсии за выслугу лет по 20 тарифному разряду с увеличением на 1,8, как летчик-испытатель 2 класса (л.д. 8).
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив материалы дела и другие доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.
Исходя из позиции ответчика, изложенной, в том числе в ответе на обращение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исчисление пенсий из увеличенных окладов по воинской должности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об соответствии квалификации летно-испытательного состав и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации» производится военнослужащим, проходившим службу на соответствующих испытательских должностях, и уволенных с названных должностей, либо имеющих право на исчисление пенсий из сохраненных окладов по этим должностям.
При этом, поскольку двойное увеличение должностного оклада за присвоенную квалификационную категорию действующим законодательством не предусмотрено, ранее установленные оклады по воинским должностям летчиков (штурманов)-испытателей военных представительств, увеличенные с учетом присвоенной квалификационной категории в соответствии с Положением об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденным постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ №, повторному увеличению в соответствии с постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не подлежат.
В связи с этим, истцу военная пенсия может исчисляться либо из прежнего оклада по воинской должности, увеличенного в соответствии с Положением, либо из оклада по воинской должности, увеличенного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10-11).
Личное дело истца К НА направлялось в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ» Центрального военного округа в <адрес> на рассмотрение и уточнение порядка начисления пенсии. По результатам рассмотрения ФКУ указало, что К НА имеет право на выплату пенсии по 20 тарифному разряду с увеличением в 1,8 раза, как летчик (штурман) - испытатель 2 класса, он также имеет право на исчисление пенсии по 30 тарифному разряду, с увеличением в 1,3 раза, как старший штурман-испытатель 2 класса.
При этом, по состоянию на сентябрь 2020, пенсия истца, исходя из 30 тарифного разряда с увеличением в 1,3 раза составляла бы 49 076,51 руб., а пенсия по 20 тарифному разряду с увеличением в 1,8 раза – 66 195,41 руб.
Так как выплата пенсии истцу по второму варианту более выгодна, ФКУ было принято решение выплачивать ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по 20 тарифному разряду с увеличением в 1,8 раза.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пункту 8 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу подпункта "а" пункта 9 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включаются уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации" (действующего на период спорных правоотношений), при присвоении в установленном порядке квалификационного разряда военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по замещаемым ими воинским должностям летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливаются с учетом следующих коэффициентов:
а) летчик (штурман) - испытатель второго класса - 1,3.
Увеличение оклада по воинской должности производится со дня подписания приказа о присвоении соответствующего квалификационного разряда.
Исходя из разъяснения руководителя Департамента социальных гарантий от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащим, назначенным с воинских должностей других специальностей на воинские должности летного состава, сохраненный оклад по ранее занимаемой воинской должности без его увеличения выплачивается при условии, что его размер больше увеличенного за присвоенную квалификационную категорию оклада по новой (летной) воинской должности. Военнослужащим, назначенным с воинских должностей летного состава на воинские должности других специальностей (в том числе с сохранением окладов по ранее занимаемым воинским должностям), оклады по новой воинской должности выплачиваются без увеличения за квалификационную категорию.
Таким образом, Военным комиссариатом <адрес> не допущено нарушений при исчислении размера пенсии К НА, исходя из выслуги лет по 20 тарифному разряду с увеличением на 1,8 как летчику-испытателю 2 класса.
При этом суд учитывает, что двойное увеличение должностного оклада за присвоенную квалификационную категорию действующим законодательством не предусмотрено, ранее установленный истцу оклад по 30 тарифному разряду, увеличенный с учетом присвоенной квалификационной категории в соответствии с Положением об определении квалификации летного состава государственной авиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, повторному увеличению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об определении квалификации летно-испытательного состава и парашютистов-испытателей Вооруженных Сил Российской Федерации" не подлежит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком не допущено нарушения пенсионных прав истца.
Ответчик пересмотрел назначенную пенсию ввиду изменения законодательства, регулирующего исчисление размера пенсий.
При этом, основания для перерасчета назначенной и выплачиваемой пенсии указаны в статье 49 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". И действующим законодательством не предусмотрена необходимость издания дополнительных приказов.
Кроме этого, суд учитывает и то обстоятельство, что для проверки правильности установления должностного оклада с учетом увеличения для исчисления пенсии К НА, ответчиком перенаправлены расчеты пенсии в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Центральному военному округу».
При расчете пенсии К НА, исходя из выслуги лет по 20 тарифному разряду с увеличением на 1,8 как летчику-испытателю 2 класса, права истца не нарушены, так, как если бы пенсия была назначена истцу исходя из выслуги лет по 30 тарифному разряду с увеличением на 1,3.
На основании изложенного, исковое заявление К НА не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований К НА к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>», военному комиссару <адрес> о признании незаконными действий, перерасчете пенсии – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Решение суда в окончательной форме изготовлено «05» декабря 2022 года.
Судья Е.А. Александрова