Дело № 5-1/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 января 2023 года с. Сарманово
Судья Сармановского районного суда Республики Татарстан Хайбрахманов Р.Р, рассмотрев административное дело по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении Мазитова Флура Мазгаровича родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РСФСР, проживающий <адрес>А, <адрес>, образование средне, оператор ИП Нуруллин, ранее привлекавшийся к административной ответственности за однородные правонарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Отделом МВД России по <адрес> Республики Татарстан представлен протокол об административном правонарушении в отношении Мазитова Ф.М. по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ году в 22 часа 56 минут Мазитов Ф.М. проживающий по адресу: <адрес> находился возле <адрес> в состоянии алкогольного опьянения. При движении шатался со стороны в сторону (нарушена координация движения), изо-рта шел резкий запах алкоголя, имел неопрятный внешний вид, отказался выполнить законные требования сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, тем самым оказав неповиновение законному требованию сотрудника полиции, сопротивлялся и выражался нецензурной бранью в отношении сотрудников полиции.
Мазитов Ф.М. в ходе рассмотрения дела показал, что 13.01.2023 года около 21 часов 50 минут он был задержан во дворе своего дома сотрудниками полиции, которые предложили ему пройти медицинское освидетельствование в медицинском учреждении для установления факта его нахождения в состоянии опьянения. На это он сотрудникам полиции пояснил, что факт нахождения в состоянии опьянения он не отрицает.
Выслушав пояснения Мазитова Ф.М., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Под деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается законная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, и (или) направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (обеспечение правопорядка на улицах, в общественных местах).
Основанием для привлечения Мазитова Ф.М. к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, явилась совокупность следующих обстоятельств: требование должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в связи с наличием признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ, а также отказ Мазитова Ф.М. от исполнения данного требования.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (пункт 5.1 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ).
Административно-процессуальный порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является важным элементом содержания рассматриваемой меры административного принуждения. Его нормативно-правовое регулирование осуществляется частью 3 - 5 комментируемой статьи и Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 "Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административное правонарушение".
Согласно статье 27.12.1 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В силу части 5 данной статьи протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
Аналогичная норма содержится в пункте 7 Правил направления на медицинское освидетельствование лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 N 37.
По смыслу приведенных норм направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу, которая призвана гарантировать права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершенном в состоянии опьянения. Вышеприведенные положения возлагают на должностное лицо обязанность направить гражданина на медицинское освидетельствование для подтверждения соответствующего факта. Вместе с тем, на гражданина, в отношении которого возбуждено дело, не возлагается безусловная обязанность по прохождению медицинского освидетельствования, и он вправе от его прохождения отказаться. В последнем случае в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование делается соответствующая запись. Должностное лицо при этом вправе использовать иные средства доказывания для подтверждения факта опьянения, поскольку процессуальные права, предусмотренные статьей 27.12.1 КоАП РФ, были предоставлены административным органом гражданину, но не реализованы им по собственному усмотрению.
Исключение составляет случай, когда сотрудником полиции предъявлено законное требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача. Вместе с тем, невыполнение данного требования влечет административную ответственность по части 1 статьи 6.9 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что требование было предъявлено сотрудниками полиции на основании статьи 27.12.1 КоАП РФ в связи с тем, что ими в действиях Мазитова Ф.М. были усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ. Однако, Мазитов Ф.М. от прохождения медицинского освидетельствования отказался, о чем собственноручно указал в направлении.
В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование имеются отметки об отказе Мазитова Ф.М. от освидетельствования. Соответственно, сотрудники полиции после отказа гражданина от реализации своего процессуального права, были уполномочены использовать иные имеющиеся доказательства для подтверждения наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ, если полагали о наличии такового. Каких-либо препятствий в исполнении полицейскими своих обязанностей данный отказ не создавал.
Иных доказательств о виновности Мазитова Ф.М. в предъявленном правонарушении в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, в действиях Мазитова Ф.М. состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
При указанных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении С. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Мазитова Флура Мазгаровича прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: