Решение по делу № 5-844/2018 от 22.11.2018

Второй экземпляр

Дело <НОМЕР>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<ДАТА1>                                                                                 с. <АДРЕС>

Мировой судья судебного участка <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> Абенова О.А., рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении:

Туймешева Владимира Даниловича, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС> района <АДРЕС> края, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу пер. <АДРЕС>, сведения о месте работы отсутствуют,

по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Туймешев В.Д.совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

<ДАТА3> на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <НОМЕР>, расположенного по адресу: Республика <АДРЕС> район, земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 04:03:050205, принадлежащий на праве собственности гр. Туймешеву Владимиру Даниловичу с разрешенным видом использования для ведения сельскохозяйственного производства, выявлен факт загрязнения земельного участка.

Земельный участок по периметру не огорожен, доступ на участок свободный. Местоположение земельного участка определено с помощью спутникового геодезического аппарата Hiper SR (заводской номер <НОМЕР> и <НОМЕР>, регистрационный номер в ФИФОЕИ <НОМЕР>, свидетельство о поверке <НОМЕР> и <НОМЕР> от <ДАТА4>, фотосъемка проведена в светлое время суток в условиях естественного освещения дневной видимости в направлении глубины участка фотоаппаратом Саnоn iхus (заводской номер <НОМЕР>).

Осмотром установлено, что участок покрыт травяной, древесно-кустарниковой и древесной растительностью: береза, пихта, сосна, ель, многолетние сорные травяные растения. На площади 30054 кв. м. проведена выборочная вырубка деревьев породы сосна. <АДРЕС> площадь земельного участка загрязнена порубочными остатками в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, обрезь, стволы деревьев, прочие древесные отходы, тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами. Работы по выкорчевке пней не осуществлялись. Порубочные остатки в кучи не собраны. Присутствуют следы проезда спецтехники и трелевки древесины. Стволы деревьев сложены в кучи неправильной геометрической формы.

Размещенные отходы согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утверждённому приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <ДАТА5> <НОМЕР> «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы порубочных остатков в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок относятся к 5 классу опасности, тара полиэтиленовая, загрязненная нефтепродуктами относятся к 4 классу опасности.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: 1 класс-чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - мало опасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.

Согласно п. 3 ст. 4.2 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА7> «Об охране окружающей среды» место несанкционированного размещения и хранения отходов 1-V классов опасности является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше является критерием значительного ухудшения экологической обстановки согласно Постановления Правительства РФ от <ДАТА8> <НОМЕР> «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли».

Согласно п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от <ДАТА9> <НОМЕР>, собственники отходов - это юридические лица, индивидуальные предприниматели, производящие отходы, осуществляющие заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.

Захламление земельного участка отходами производства отнесено пунктами 7, 8 Определений основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденных Роскомземом <ДАТА10> <НОМЕР>, к одному из видов негативного воздействия на окружающею среду (порчи почвы как компонента окружающей среды), влекущего ее деградацию (то есть уменьшение плодородия почвы, количественное и существенное ухудшение ее свойств).

Согласно ГОСТу 30772-2001 засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий является механическим загрязнением.

Согласно п.3 ст.76 Земельного кодекса РФ загрязнение земельных участков является одним из видов порчи земель.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА7> г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Статьей 42 ЗК РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами. Сохранение целевого использования земельных участков является одним из приоритетных принципов в обороте земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА12> <НОМЕР> «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

П.2 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии со ст. 43. ЗК РФ - отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.

Требования осуществления рекультивации земель определены в приказе Минприроды РФ и Роскомзема от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее приказ <НОМЕР>)

В соответствии с пунктом 5 приказа 525/67 рекультивации подлежат земли, нарушенные при - складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Согласно п. 32 приказа 525/67 за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

В соответствии с ГОСТом 17.4.3.04-85 «Охрана природы, почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнений» - охране от загрязнения подлежат почвы сельскохозяйственных и лесных угодий, включая пашню, сенокосы, пастбища, почвы под многолетними насаждениями, а также заповедников, национальных природных парков, населённых пунктов.

Указанное правонарушение является длящимся. Днём обнаружения длящегося административного правонарушения является день выявления правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, т.е. <ДАТА14>

Туймешев В.Д. имел возможность для соблюдения требований законодательства РФ, в области охраны земель сельскохозяйственного назначения, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.

Должностное лицо управления Россельхознадзора по <АДРЕС> краю и Республике <АДРЕС> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Туймешев В.Д. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Заявлений и ходатайств о продлении рассмотрения дела от него не поступало.

На основании ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности в случае, если у суда имеются сведения о надлежащем извещении, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела направлено по адресу места жительства Туймешева В.Д., указанного в протоколе об административном правонарушении.

Кроме того, Туймешеву В.Д. было достоверно известно о возбужденном в отношении него деле об административном правонарушении, в связи с чем, неполучение им почтового уведомления расценивается как злоупотребление правом, направленном на уклонение от получения юридически значимой корреспонденции.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину Туймешева В.Д. доказанной по следующим основаниям.

Статья 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за порчу земель.

Под порчей земель в административном законодательстве понимается самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ), а также уничтожение плодородного слоя почвы или порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ).

Этот вид правонарушений является результатом неправильного использования земель, в результате чего почвы теряют свое главное природное качество - плодородие.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В силу статьи 4 Федерального закона от <ДАТА15> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 3 Федерального закона от <ДАТА15> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в качестве одних из принципов охраны окружающей среды предусмотрена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от <ДАТА16> N 89-ФЗ  "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу п. 4 Положения о государственном земельном надзоре (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА17> N 1) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от <ДАТА12> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" .

Из акта проверки от <ДАТА18>, следует, что земельный участок с кадастровым номером <НОМЕР>, площадью 52849 кв.м покрыт травяной, древесно-кустарниковой и древесной растительностью: береза, пихта, сосна, ель, многолетние сорные травяные растения. На площади 30054 кв. м. проведена выборочная вырубка деревьев породы сосна. <АДРЕС> площадь земельного участка захламлена порубочными остатками в виде сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, обрезь, стволы деревьев, прочие древесные отходы, тара полиэтиленовая загрязненная нефтепродуктами. Работы по выкорчевке пней не осуществлялись. Порубочные остатки в кучи не собраны. Присутствуют следы проезда спецтехники и трелевки древесины. Стволы деревьев сложены в кучи неправильной геометрической формы.

Выявленные загрязнения (захламление) зафиксированы в приложенной к акту фототаблице.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.), а равно: накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах (Письмо Росприроднадзора от <ДАТА19> N ВК-03-03-36/6231 "Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757" ).

Также согласно ч. 3 ст. 76 ЗК РФ, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, сносе зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет. Следовательно, по смыслу указанного положения, само по себе перекрытие почв отходами производства (захламление) является одним из видов порчи земель.

Таким образом, суд считает установленным факт совершения Туймешевым В.Д. административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, что подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА20> года;

- актом проверки от <ДАТА3> с приложенной фототаблицей;

- кадастровой картой с указанием мест по координатам,

- выпиской из единого государственного реестра недвижимости.

Все предоставленные суду материалы составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ, содержат все необходимые сведения и подписи,  и у суда сомнения не вызывают. 

Таким образом, суд квалифицирует действия Туймешева В.Д. по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, как порча земель в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, и считает вину Туймешева В.Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ по делу доказанной.

При этом, в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

При назначении наказания, мировой судья, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.

Мировой судья считает подвергнуть правонарушителя административному наказанию в виде административного штрафа, в пределах санкции ч.2 ст.8.6 КоАП РФ для граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, мировой судья

ПОСТАНОВИЛ:

Туймешева Владимира Даниловича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч ) рублей.

Оплату производить в доход государства по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа УФК по Республике <АДРЕС> (Управление Россельхознадзора по <АДРЕС> краю и Республике <АДРЕС>; ИНН <НОМЕР>, КПП: <НОМЕР> Номер счета получателя платежа: 40101810500000010000; л/с 04771800840; Наименование банка: Отделение НБ Республика <АДРЕС> г. <АДРЕС> БИК: 048405001; КБК: 08111625060016000140; ОКТМО: 84625475; Наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение земельного законодательства, УИН 08136137100004371703.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в канцелярию судебного участка <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> - кабинет <НОМЕР> по адресу: с. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 42.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, имеет право при наличии тяжелого материального положения обратиться к мировому судье судебного участка <АДРЕС> района Республики <АДРЕС> с заявлением о рассрочке или отсрочке уплаты административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в <АДРЕС> районный суд Республики <АДРЕС>.

Мировой судья                                                                                        О.А. Абенова