Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2024 года с. Кыштовка
Венгеровский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Зеленковой Н.П.
при секретаре Обуховой О.В.,
с участием прокурора Селиванова В.И.,
представителя ответчика администрации Венгеровского района Новосибирской области Коледенко Е.Н.,
представителей третьего лица ООО «Венгеровскагропромхимия» Еремеева А.П., Абориной М.Е., Павлова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Венгеровского района Новосибирской области в интересах ФИО, ФИО к администрации Венгеровского района Новосибирской области о возложении обязанности обеспечить ФИО, ФИО жилым помещением, отвечающим обязательным требованиям к жилым помещениям, предоставляемым детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке, установленном постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области в интересах ФИО, ФИО обратился с иском в суд обоснование исковых требований указывает, что ФИО и ФИО относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой Венгеровского района по обращению ФИО и ФИО проведена проверка исполнения федерального законодательства и выявлены нарушения их прав при предоставлении администрацией Венгеровского района жилого помещения специализированного жилого фонда. ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и истцами ФИО, ФИО заключены договоры найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по условиям которого администрация Венгеровского района, выступая наймодателем, предоставила ФИО как нанимателю жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ФИО как нанимателю жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что жилые помещения, предоставленные ФИО и ФИО не соответствуют обязательным требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям:
В нарушение п. 127 СанПиН 2.1.3684-21 и п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 отсутствует вентиляция на кухне в ванной комнате, не установлено вытяжное отверстие вентиляционных каналов.
В нарушение п. 5.17 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентяляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (далее – СП 7.13130.2013) противопожарная отступка от печи отопления до горючей конструкции жилого дома (стены) не соответствует нормативной;
В нарушение п. Б.1 СП 7.13130.2013 противопожарная разделка дымового канала печи отопления до горючей конструкции потолочного перекрытия не соответствует нормативной;
В нарушение п. 5.14 СП 7.13130.2013 противопожарная разделка дымового канала печи отопления до горючей конструкции потолочного покрытия должна быть больше толщины перекрытия (потолка) на 70 мм;
В нарушение п. 77 правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №1479 от 16.09.2020, п.п «а», п. 5.21 СП 7.13130.2013, п. 81 правил противопожарного режима в Российской Федерации №390 от 25.04.2012 предтопочный лист печи отопления размером менее 700х500 мм;
В нарушение п. 5.23 СП 7.13130.2013 пол изготовлен из горючих материалов под печью отопления, не защищен (в пределах горизонтальной проекции печи) от возгорания асбестовым картоном толщиной 10 мм.
Наличие указанных недостатков жилых помещений, предоставленных ФИО, ФИО является существенным нарушением условий договора найма жилого помещения.
Администрацией Венгеровского района по итогам рассмотрения представления прокурора указанные недостатки добровольно не устранены, договоры найма жилого помещения не расторгнуты, другие жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, истцам не предоставлены.
Устранение указанных недостатков потребует значительных временных финансовых затрат, переустройство инженерных коммуникаций в соответствии СП. 14.2 ГрК РФ является капитальным ремонтом объекта капитального строительства, проживание в жилом помещении во время производства капитального ремонта невозможно, у администрации Венгеровского района отсутствует жилое помещение, которое могло быть предоставлено для временного проживания на период ремонта, а несоответствие требований к материалам строительных конструкций стен не могут быть устранены.
В настоящее время ФИО, ФИО, являясь лицами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обеспечение благоустроенным жилым помещением, отвечающим установленным требованиям, однако, в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» до настоящего времени таким жильем не обеспечены.
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области просит обязать администрацию Венгеровского района Новосибирской области обеспечить ФИО, ФИО жилыми помещениями, отвечающими обязательными требованиями к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, альтернативным способом по выбору ответчика, а именно: путем проведения капитального ремонта жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, и приведения их в соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019 с одновременным предоставлением ФИО, ФИО других жилых помещений на период ремонта; путем приобретения и предоставления истцам других жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным постановлением Правительства Новосибирской области 384-п от 24.09.2019, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм; путем осуществления строительства нового жилого помещения, отвечающего требованиям, установленного постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и предоставления его ФИО, ФИО (т.1 л.д. 2-5, 162-165).
Прокурор Венгеровского района Новосибирской области в судебном заседании исковые требования поддержал по приведенным в иске доводам, просил установить срок для исправления выявленных недостатков до начала отопительного сезона, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы ФИО, ФИО в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика администрации Венгеровского района Новосибирской области Коледенко Е.Н. в судебном заседании пояснила, что выявленные недостатки в квартирах истцов были устранены, отремонтирована вентиляция, для отопления в квартирах установлены электрические котлы, в связи с чем в мае администрацией Венгеровского района были направлены заявки на увеличение расчетной электрической мощности энергопринимающих устройств в спорных квартирах.
Представители третьих лиц ООО «Венгеровскагропромхимия» Еремеев А.П., Аборина М.Е., Павлов В.С. в судебном заседании с иском прокурора не согласились, просили в его удовлетворении отказать.
Представитель Министерства строительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв на иск, в котором выражают свое несогласие, в связи с тем, что в 2019-2021 годах между министерством труда и социального развития и администрацией Венгеровского района Новосибирской области были заключены соглашения об осуществлении отдельных государственных полномочий Новосибирской области, на основании которых министерство труда и социального развития Новосибирской области предоставляло администрации Венгеровского района субвенции на приобретение жилых помещений для данной категории граждан. С учетом того, что субвенции предоставлялись не на строительство вышеуказанных жилых помещений, а на приобретение, данный вопрос не относится к компетенции министерства строительства Новосибирской области (т. 1 л.д.64-66).
Представитель Министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому в 2018 году между министерством и администрацией Венгеровского района Новосибирской области было заключено соглашение об осуществлении отдельных государственных полномочий Новосибирской области от 12.01.2018 №56, на основании которого министерство представляло администрации субвенции на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан. В рамках указанного соглашения на предоставление из федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области субвенции ответчиком были заключены контракты на приобретение жилых помещений, расположенных по адресу: Новосибирская область, Венгеровский район, с. Венгерово, ул. Набережная, д. 99е, кв. 1-4, на общую сумму 5295100 рублей, для обеспечения 4 лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В случае удовлетворения требований процессуального истца, источником финансирования способа обеспечения ФИО, ФИО жилыми помещениями не должен являться федеральный и областной бюджет Новосибирской области, так как субъект Российской Федерации свои обязательства по финансированию обеспечения указанных лиц жилым помещение выполнил (т. 1 л.д.56-58).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019 утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области», п. 5 Порядка предусмотрено, что приобретаемые жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенным в приложении к настоящему Порядку.
Приложением к Порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области утверждены Требования к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми предусмотрено, что к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наружные ограждающие конструкции жилого дома, в котором расположено жилое помещение должно быть следующего типа: панельные (монолитные, металлокаркасные или каркасного типа с заполнением из газоблоков, шлакоблоков); кирпичные; деревянные (при приобретении жилого помещения в одноэтажном жилом доме); бетонные, железобетонные, керамзитобетонные, керамические, газобетонные блоки, обеспечивающие выполнение теплотехнических требований СП 50.13330.2012 при величине тепловой инерции не менее 4 (п. 1).
Согласно п. 5 указанных Требований инженерно-техническое оснащение жилого помещения должно включать наличие: водоотведения; холодной воды; электроснабжения; централизованного отопления или индивидуального газового или электрического котла на отопление; централизованного горячего водоснабжения или индивидуального газового или электрического котла на горячее водоснабжение; приборов учета холодного, горячего водоснабжения (при наличии водоснабжения), электроэнергии. В жилом помещении должны быть установлены: межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна со смесителем или душевая кабина со смесителем или душевая зона со смесителем, умывальник со смесителем (допускается установка одного смесителя для ванны и умывальника в случае их близкого расположения), раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, оконные блоки со стеклопакетами, электрическая или газовая плита. Дверные и оконные системы должны быть исправны и не разбиты, без видимых дефектов и повреждений. Все створки должны открываться, а швы по периметру должны быть заполнены герметиком или уплотнителем. Все запорные устройства должны быть в рабочем состоянии и в наличии, а крепления надежно зафиксированы. На стеклах не должно быть трещин, стеклопакеты должны прочно фиксироваться в рамах. Стены, полы, потолки в квартире, а также сантехника, расположенная в квартире, электропроводка, межкомнатные двери, двери в ванной комнате и туалете, унитаз, ванна или душевая кабина, умывальник со смесителем, раковина и смеситель на кухне, розетки, радиаторы отопления, выключатели, патроны, остекленные оконные рамы, обои, плинтусы, трубы и электрическая или газовая плита не должны требовать ремонта и быть в исправном состоянии. Все имеющиеся места переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должны быть согласованы и оформлены в установленном порядке. В поселениях без централизованных инженерных сетей в жилых помещениях, расположенных в одно- и двухэтажных зданиях, допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно разд. II ч. 11 «Требований, которым должно отвечать жилое помещение», жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.
Согласно разд. II ч. 12 «Требований, которым должно отвечать жилое помещение», жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно разд. II ч. 13 «Требований, которым должно отвечать жилое помещение», инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Венгеровского района, регулируются Законом Новосибирской области от 10.12.2013 №411-ОЗ Закон Новосибирской области от 10.12.2013 N 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.09.2018 между администрацией Венгеровского района Новосибирской области (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Венгеровскагропромхимия» (продавец) были заключены контракты №Ф.№ и №Ф.№, предметом которых являлось приобретение жилых помещений (квартир) для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По условиям заключенных государственных контрактов продавец принял на себя обязательства передать заказчику (покупателю) в собственность (продать), жилые помещения (квартиры), находящиеся по адресу: <адрес>, общей площадью квартиры по 35,9 кв.м, состоящие из одной комнаты, расположены на 1 этаже в одноэтажном жилом доме, введенном в эксплуатацию в 2018 году.
Согласно п. 1.3 Контракта продавец гарантирует, что жилое помещение на момент заключения не продано, не заложено, не обременено правами третьих лиц, в споре и под арестом (запретом) не состоит, пригодно для проживания, не требует ремонта, не имеет задолженности по коммунальным и иным платежам.
Пунктом 5.1 Контракта установлен гарантийный срок на Объект не менее 5 лет с момента подписания акта приема-передачи Объекта (т.1 л.д. 86-96, 97-99, т. 2 л.д. 1-11,12-13).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Венгеровского района Новосибирской области (Наймодатель) и ФИО (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. По условиям договора Наймодатель передал Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности – Венгеровского района Новосибирской области, жилую квартиру общей площадью 35,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, для временного проживания с правом оформления регистрации по месту жительства. Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с Нанимателем однократно на новый 5-летний срок (т. 1 л.д.7-8).
Также ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Венгеровского района Новосибирской области (Наймодатель) и ФИО (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №. По условиям договора Наймодатель передал Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности – Венгеровского района Новосибирской области, жилую квартиру общей площадью 35,9 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, для временного проживания с правом оформления регистрации по месту жительства. Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с Нанимателем однократно на новый 5-летний срок (т. 1 л.д.167-168).
Характеристики предоставляемых жилых помещений, его технического состояния, а также санитарно - технического и иного оборудования, находящегося в нем, указаны в техническом паспорте жилого помещения. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям с. Венгерово Венгеровского района Новосибирской области.
Прокурор указывает, что переданные истцам квартиры непригодны для постоянного проживания в связи с наличием недостатков качества, которые были допущены при строительстве и проявились в процессе проживания, что подтверждается справкой Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Венгеровскому району Новосибирской области о том, что ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка жилого дома по адресу: <адрес>, по результатам которой были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: противопожарная отступка от печи отопления до горючей конструкции жилого дома (стены) не соответствует нормативной, противопожарная разделка дымового канала печи отопления до горючей конструкции потолочного перекрытия не соответствует нормативной, противопожарная разделка дымового канала печи отопления до горючей конструкции потолочного перекрытия должна быть больше толщины перекрытия (потолка) на 70 мм, предтопочный лист печи отопления размером менее 700х500 мм, пол из горючих материалов под печью отопления, не защищен (в пределах горизонтальной проекции печи) от возгорания асбестовым картоном толщиной 10 мм., что является нарушением Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых ПП РФ №1479 от 16.09.2020 п. 77 (на момент строительства жилого дома действовали правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные ПП РФ № 390 от 25.04.2012, СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование, Требований пожарной безопасности. Федеральный закон от 22.07.2008 №123 (ред. от 14.07.2022) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (т. 1 л.д.11-13).
Из актов санитарно-эпидемиологического обследования от ДД.ММ.ГГГГ № и № установлено, что в <адрес>, вентиляции на кухне и в ванной комнате нет, не установлено вытяжное отверстие, вентиляционных каналов нет, что не отвечает требованиям п. 127 СанПиН 2.13684-21 «Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (т.1 л.д. 16-17).
Согласно актам санитарно-эпидемиологического обследования в жилых квартирах № и № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, №, предоставленным по запросу суда № от ДД.ММ.ГГГГ, жилые квартиры расположены в четырёхквартирном жилом доме на территории, прилегающей к жилому дому, выявлено складирование твёрдых бытовых отходов на прилегающей территории, отсутствуют контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, что не соответствует п. 3 Раздела II СанПиН 2.1.3687. Отведение канализационных вод предусмотрено в выгребную яму, выгребная яма расположена от жилого дома на расстоянии менее 10 метров, что не соответствует п. 19 Раздела II СанПиН 2.1.3684. В ванной комнате предусмотрена вытяжная вентиляция. В кухне вытяжная вентиляция отсутствует, что не соответствует п. 128 Раздела II СанПиН 2.1.3684 (т. 1 л.д. 149-150, т. 2 л.д.64-65).
В целях устранения выявленных нарушений закона, в предоставленных социально не защищенной категории граждан жилых помещениях, прокуратурой Венгеровского района в адрес администрации Венгеровского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений законодательства (т.1 л.д.23-24).
Администрация Венгеровского района Новосибирской области в ответ на представление сообщила, что установленные в ходе проверки многоквартирного жилого дома в <адрес> нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 и Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устраняются продавцом квартир – ООО «Венгеровскагропромхимия» в рамках гарантийных обязательств (т. 1 л.д.25).
Согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между АО «РЭС» и ООО «Венгеровскагропромхимия» было выполнено технологическое присоединение энергопринимающих устройств 4-х квартирного жилого дома по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), согласно техническим условиям для присоединения (приложение № к договору) максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 32 кВт.
В дело представителем администрации Венгеровского района Новосибирской области представлены акты выполненных работ. Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Венгеровскагропромхимия» произвело работы по установке электрокотлов отопления ЭВПМ-4,5 по адресу: <адрес>. Электрокотлы присоединены к электрическим сетям квартиры и готовы к использованию по назначению, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Венгеровскагропромхимия» произвело работы по установке вентиляции по адресу: <адрес>. Выполнена установка вентиляционных утепленных каналов в ванных комнатах, проходом через чердачное пространство, кровлю. Установлено вытяжное отверстие на кухне (т. 1 л.д.153, т. 2 л.д.68, т. 2 л.д.32).
Согласно актам об устранении замечаний от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения гарантийных обязательств в жилых помещениях, расположенных по <адрес>, 2, в кухнях квартир выполнен монтаж вытяжной вентиляции, отопление квартир осуществляется электрическими отдельно установленными котлами мощностью 4,5 кВт, что так же подтверждается фотоснимками (т.2 л.д.110, 113, 114-119).
После дополнительного обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» в Татарском районе ДД.ММ.ГГГГ из актов санитарно-эпидемиологического обследования №, 342 от ДД.ММ.ГГГГ жилых квартир № и № по <адрес>, установлено, что вытяжная вентиляция в ванной комнате и кухне соответствует п. 128 Раздела II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д.184-185,186-187).
Из ответа на судебный запрос ООО «Проект Сервис» № от ДД.ММ.ГГГГ расчетная мощность с учетом установленных электрокотлов в жилом доме по адресу Набережная, <адрес>, составляет 16 кВт на одну квартиру, полная мощность 4х16 кВт = 64 кВт. Что не соответствует мощности, выданной согласно техническим условиям АО РЭС 32 кВт (т. 2 л.д.133,134-139).
Согласно заключению по результатам испытаний электроустановки технического отчёта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энергосервис» испытательная электротехническая лаборатория, электроустановка в жилом доме по <адрес>, соответствует требованиям безопасности разделов ПУЭ Изд. 6,7, в объеме технических требований, утвержденных Главгосэнергонадзором России и ГОСТ Р50571.16-2019, кроме указанного в дефектной ведомости (т. 2 л.д.147-164, 165-182).
Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ выявленные недостатки, указанные в дефектных ведомостях по спорным квартирам, устранены в полном объеме (т.2 л.д.257, 258)
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ был произведен осмотр четырех квартирного дома по <адрес> на предмет устранения выявленных замечаний в рамках исполнения гарантийных обязательств, было установлено: 1. Дверцы топок комбинированных отопительных котлов заварены; 2. Электрические котлы установлены и подключены; 3. Системы отопления – электрокотлы находятся в рабочем состоянии; 4. Нарушения правил пожарной безопасности устранены; 5. Для каждой квартиры выполнено устройство дополнительных крылец высотой 15 см.
Согласно заключению специалистов Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета от ДД.ММ.ГГГГ по результатам строительно-технической экспертизы по возведенным домам с использованием СИП-панелей в качестве ограждающих конструкций в <адрес>-е: СИП-панели, выполненные из дерева с конструктивными элементами с использованием композиционных составляющих (плоские элементы с синтетическим связующим) на момент осмотра смонтированы по каркасной схеме в проектное положение и по своим характеристикам соответствуют требованиям действующей нормативно-технической документации, обладают потребительской ценностью, так как используются по своему прямому функциональному назначению, обеспечивая комфортную среду проживания людей и не угрожая здоровью и их жизнедеятельности. Соответствие требованиям показателей, приведенных в таблицах ГОСТ 31937-2011 Здания сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, ГОСТ 32567-2013 «Плиты древесные с ориентированной стружкой. Технические условия», ГОСТ Р 56309-2014 «Плиты древесные строительные с ориентированной стружкой. (OSB)» Технические условия обеспечивают эффективную эксплуатацию изделий в течении всего срока службы. В соответствии с п.5.6 СП 452.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций. Правила проектирования»: «допускается проектировать ЗЖД с несущими и ограждающими деревянными конструкциями с использованием: сборных элементов заводского изготовления (плоскостных элементов, панелей на деревянном каркасе с обшивками из досок, ЦСП, ОСП, фанеры, дощато-гвоздевых плит либо панелей из ДПК, объемно- пространственных элементов)». В соответствии с п.4.2 «Классификация жилых деревянных зданий» СП452.1325800.2019 данные здания являются комбинированными с несущими конструкциями из дерева и других материалов. С учетом изложенного данный жилой дом следует считать «жилым деревянным зданием». По результатам анализа полученных результатов при исследовании спорных объектов эксперты приходят к выводу о соответствии возведенных ограждающих конструкций жилых домов с применением СИП-панелей Постановлению Правительства НСО №384-п от 24 сентября 2019 года (том 2 л.д.208-256).
Свидетель ФИО суду показал, что в начале осени 2023 года он делал полностью ремонт в <адрес>-е, меняли два окна, на веранде стекла, рамы были сломаны. Света в квартире не было, отключен был за неуплату. Раньше в 2019 году также делали ремонт в 4 квартире, прошла зима, разморозили батареи, в квартире батареи не было. Сделали вентиляцию в прошлом году весной в санузле, а недавно в кухне сделали. В квартирах котлы печные стояли.
Свидетель ФИО суду показал, что у него стаж работы по специальности по сетевой электроорганизации с 1993 по 2013гг., сейчас является индивидуальным предпринимателем, выполняет работы по энергетике, монтаж электропроводки, документация. Он знаком со схемой подключения к электросетям <адрес> Е по <адрес>. Для функционирования квартир в этом доме мощность подключения по техническим условиям 32 кВт по 8 кВт на квартиру. При большей нагрузке счетчик отключится, в этих домах стоят интеллектуальные счетчики, которые ведут постоянную передачу, было ли превышение мощности по этим объектам. Он участвовал в подключении электрокотлов, рассказывал жильцам, как ими пользоваться, это было зимой в январе, проверяли их на полную мощность. Считает, что расчетной мощности 8 кВт достаточно при одновременном использовании всех приборов много на квартиру, установленный в настоящее время электрокотел с мощностью 4,5 кВт не превышает разрешенную мощность. Считает, что ООО «Проект Сервис» халатно отнеслись к своей работе, они должны были провести расчет всей установленной мощности по факту, а не взять рекомендации от 2016 года, что идет для сетевой организации, считает, что ООО «Проект Сервис» расчетная мощность на 6 кВт завышена. Если жильцы будут использовать по максимуму одновременно все электроприборы, то отключится прибор учета, сетевая организация разрешит так пользоваться, но выпишет предписание об увеличении мощности трансформатора, замены автомата выключения на подстанции, сечения. РЭС рассчитывает приборы в технических условиях в однолинейной схеме, при этом учитываются: розетки, осветительная часть, приборы не фиксируются, так как включаются в обычную розетку. Примерно 5,5 кВт на приборы, остальное освещение, для освещения квартиры нужно примерно 120 ватт. Считает, что достаточно расчетной мощности на квартиры, нет необходимости в увеличении до 16 кВт. Когда он работал в этих квартирах, жильцы как минимум двух квартир сказали, что очень хорошие квартиры, он разъяснял им, как нужно пользоваться электрокотлами, он заклеивал выключатель на один тен и рекомендовал не включать не потому, что не выдержит проводка, а заклеил один тен, т.к. закипит вода, чтобы не перегревать систему отопления.
Суд, оценивая показания указанных свидетелей, находит их достоверными в части выполнения ими ремонтных работ в спорных квартирах, однако, относится критически к показаниям свидетеля ФИО в части того, что расчетной мощности 8 кВт достаточно на одну квартиру, так как это его субъективное мнение, которое опровергается заключениями ООО «Проект Сервис», согласно которым расчетная мощность с учетом установленных электрокотлов в жилом доме по адресу Набережная, <адрес>, составляет 16 кВт на одну квартиру.
Данные заключения ООО «Проект Сервис» суд считает относимыми и допустимыми доказательствами, так как они были предоставлены по запросу суда, сторонами и иными достоверными доказательствами не опровергнуты.
Согласно порядку обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, приобретаемые жилые помещения для детей сирот должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также требованиям к жилым помещениям, предоставляемым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определенным в приложении к настоящему порядку. В данном порядке изложены требования предъявляемые к жилым помещениям, приобретаемым для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поскольку обязанность по приобретению жилья возложена законодательством на органы местного самоуправления по месту жительства данной категории граждан, контроль за соответствие приобретаемых жилых помещений, установленным законом требования, также возложена на них.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, исследованные доказательства, в том числе акты санитарно-эпидемиологического обследования, технический отчет профилактических испытаний электроустановки, заключения ООО «Проект Сервис», приведенные нормы права, суд полагает установленным нарушение прав ФИО и ФИО Приобретенные по муниципальному контракту жилые помещения по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям пожарной безопасности, а соответственно и требованиям к жилым помещениям для детей сирот, утвержденным Постановлением правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, поскольку расчетная мощность с учетом установленных электрокотлов в жилом доме по адресу Набережная, <адрес>, составляет 16 кВт на одну квартиру, полная мощность 4х16 кВт = 64 кВт на жилой дом, что не соответствует мощности, выданной согласно техническим условиям АО РЭС на 32 кВт на жилой дом.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию Венгеровского района Новосибирской области обязанность по проведению ремонта отопительной системы в спорных квартирах в соответствии с требованиями к жилым помещениям для детей сирот, утвержденным Постановлением правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, с соблюдением требований пожарной безопасности путем приведения в соответствие расчетной электрической мощностью энергопринимающих устройств по жилому дому.
При этом не имеется оснований для удовлетворения части исковых требований прокурора: по предоставлению ФИО, ФИО других жилых помещений на период ремонта проведению капитального ремонта системы отопления (в части приведения в соответствие электрической мощности жилого дома) в жилых помещений; приобретения и предоставления истцам других жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным постановлением Правительства Новосибирской области 384-п от 24.09.2019, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм; осуществления строительства нового жилого помещения, отвечающего требованиям, установленного постановлением Правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм и предоставления его ФИО, ФИО, так как ремонт системы отопления (в части приведения в соответствие расчетной электрической мощностью энергопринимающих устройств разрешенной мощности по жилому дому) не является капитальным ремонтом жилого помещения, а также ввиду добровольного исполнения части заявленных исковых требований ответчиком по ремонту жилых помещений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Венгеровского района Новосибирской области в интересах ФИО, ФИО к администрации Венгеровского района Новосибирской области удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Венгеровского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести в жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, капитальный ремонт отопительной системы с соблюдением требований к жилым помещениям для детей сирот, утвержденным Постановлением правительства Новосибирской области №384-п от 24.09.2019, с соблюдением требований пожарной безопасности путем приведения в соответствие расчетной электрической мощностью энергопринимающих устройств разрешенной мощности по жилому дому.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Новосибирский областной суд через Венгеровский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.П. Зеленкова