Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-46/2022 от 26.05.2022

                   №12- 46/2022

44RS0027-01-2022-000746-82

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Волгореченск Костромской области                                             29 сентября 2022 года

Судья Нерехтского районного суда Костромской области Соловьёва Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Трандафилова Г.Г. на постановление и.о. начальника отдела промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора 04 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора МУП «ТВТ» Трандафилова Г.Г.,

установил:

обжалуемым постановлением должностное лицо - директор МУП «ТВТ» Трандафилов Г.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Трандафилов Г.Г., не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой в суд, в жалобе просит постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении него отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указывает, что копию обжалуемого постановления он получил 17 мая 2022 года. На момент вынесения в отношении него постановления о привлечении к административной ответственности (4 апреля 2022 года) он не являлся директором МУП «ТВТ» 5 месяцев, трудовой договор с ним был расторгнут 21 октября 2021 года. До прекращения с ним трудового договора им совершены действия, направленные на выполнение предписания по устранению имеющихся нарушений. Кроме того, при привлечении его к административной ответственности нарушено его право на защиту, извещение о рассмотрении дела 4 апреля 2022 года ему вручено не было.

Трандафилов Г.Г. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, с участием его представителя Чигарева Е.А.

Защитник Трандафилова Г.Г. – Чигарев Е.А., участвующий в деле на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что за указанные в постановлении о привлечении Трандафилова Г.Г. к административной ответственности нарушения, также было привлечено к административной ответственности юридическое лицо МУП «ТВТ» 15 июля 2021 года. 11 июня 2021 года на основании акта проверки юридического лица в адрес МУП «ТВТ» направлено предписание № 10.2-215-2716пл-П/0048-2021 об устранении выявленных недостатков. Согласно акту внепланой проверки от 30 сентября 2021 года все выявленные недостатки устранены, нарушения не выявлены. Таким образом, на момент привлечения Трандафилова Г.Г. к административной ответственности отсутствовали основания, в силу которых юридическое лицо (МУП «ТВТ») было привлечено к административной ответственности. Возможность исправить выявленные недостатки при отсутствии вреда и общественно опасных последствий является вектором правомерного поведения, направленного на освобождение от наказания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, Рыбаков И.Ю. о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав защитника Трандафилова Г.Г. – Чигарева Е.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

МУП «ТВТ» имея лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 17.05.2018 № ВХ-17-027148, эксплуатирует опасный производственный объект III класса опасности: система теплоснабжения (д. Татарское), рег. № А17-03609-0001, расположенный по адресу: (,,,) свидетельство о регистрации А17-03609 от 05.07.2017 № АВ 345999.

На основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.05.2021 № РП-215-2716-о Управлением в период с 01.06.2021 по 11.06.2021 в отношении МУП «ТВТ» была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены следующие нарушения промышленной безопасности:

1. Не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта «Система теплоснабжения (д. Татарское), рег. № А17-03609-0001, III класс опасности, расположенного по адресу: (,,,) (далее - опасный производственный объект), в исправном и безопасном состоянии, а именно используются сигнализаторы загазованности по оксиду углерода (2 шт.) и метану (2 шт.), установленные в помещении котельной для определения уровня загазованности, не имеющие поверки, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ, Закон о промышленной безопасности); статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон № 102-ФЗ), пункта 53 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870.

2. Не выполнены мероприятия, обеспечивающие содержание опасного производственного объекта в исправном и безопасном состоянии, а именно применяются манометры и напоромеры с истекшим сроком поверки (установленные в помещении котельной), чем нарушены требования части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, статьи 9 Закона № 102-ФЗ.

3. Копии договора обязательного страхования (от 27.08.2020) не представлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования, чем нарушены требования статьи 9 Закона № 116-ФЗ, подпункта 3 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

4. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности на здание котельной опасного производственного объекта в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации (03.12.2017) установленного заключением экспертизы 26.01.2015 рег. № 17-ЗС-01004-2015, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности, пункта 5 Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, пункта 6 Федеральных норм и правил «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» от 15.12.2020 № 531 (далее – Правила № 531).

5. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности на газопроводы и ГРУ котельной МУП «ТВТ» опасного производственного объекта в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации (02.12.2019) установленного заключением экспертизы 26.01.20015 рег. № 17-ТУ-00996-2015, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 5 Федеральных норм и правил «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, пункта 6 Правил № 531.

6. При эксплуатации опасного производственного объекта не проводятся противоаварийные тренировки для обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, последние тренировки проводились в 2012 году, чем нарушены требования статьи 10 Закона о промышленной безопасности.

7. Представленный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасном производственном объекте «Система теплоснабжения ((,,,)), рег. № А17-03609-0001, III класс опасности, расположенном по адресу: (,,,), утвержденный директором МУП «ТВТ» Трандафиловым Г.Г. в 2020 году, не согласован с аварийно-спасательным формированием, чем нарушены требования статьи 10 Закона № 116-ФЗ, пунктов 1 - 3, 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437 «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте».

8. При эксплуатации опасного производственного объекта в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии у МУП «ТВТ» отсутствует договор с профессиональными аварийными службами (формированиями) на обслуживание, чем нарушены требования статьи 10 Закона о промышленной безопасности.

9. Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности опасного производственного объекта, утвержденное директором МУП «ТВТ» Трандафиловым Г.Г. в феврале 2019 года не актуализировано в соответствии с изменениями нормативного документа с 01.01.2021 - постановления Правительства Российской Федерации «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 - утратило силу), чем нарушены требования статей 9, 11 Закона о промышленной безопасности, пунктов 3, 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (далее – Правила производственного контроля).

10. Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте не содержит требование о том, что работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен: иметь высшее техническое образование, не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности, не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности, чем нарушены требования статей 9, 11 Закона о промышленной безопасности, пункта 11 Правил производственного контроля.

11. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, утвержденные директором Трандафиловым Г.Г. в 2020 году содержит ссылки на отмененный приказ Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пункта 1 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503.

12. Представленное Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте не содержит информацию о том, что в комиссии для технического расследования причин инцидентов не должно быть менее трех человек, чем нарушены требования статьи 9 Закона № 116-ФЗ, подпункта 1 части 5 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 № 503 (далее – Порядок проведения технического расследования).

По результатам проверки 11.06.2021 Управлением составлен Акт № 10.2-215- 2716пл-А/0048-2021 и выдано предписание от 11.06.2021 № 10.2-215-2716пл- П/0048 2021 об устранении выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности, содержащее 12 пунктов нарушений.

Усмотрев в действиях директора МУП «ТВТ» Трандафилова Г.Г. признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в отношении должностного лица 14 сентября 2021 составлен протокол об административном правонарушении № 10.2-215-2716пл-Пр/0079-2021.

Рассмотрев дело об административном правонарушении на основании вышеназванного протокола, должностным лицом Управления 04 апреля 2022 года вынесено постановление № 10.2-Пс/0079-215-2716пл-2021 о привлечении директора МУП «ТВТ» к административной ответственности и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности, Закон № 116-ФЗ), который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации в ликвидации последствий указанных аварий.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1 Закона о промышленной безопасности).

На основании статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (часть 1).

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в этом Законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, также обязательным требованиям, установленным в соответствии законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2 статьи 3 Закона о промышленной безопасности).

В статье 9 Закона о промышленной безопасности закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект. В частности, установлены обязанности соблюдать положения Закона о промышленной безопасности, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона о промышленной безопасности работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе обязана планировать и осуществлять мероприятия полокализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (часть 1 статьи 10 Закона о промышленной безопасности).

Согласно части 2 статьи 10 Закона о промышленной безопасности, планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 11 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 14.1 Закона о промышленной безопасности работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 17 Закона о промышленной безопасности лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (далее - Технический регламент № 870).

В соответствии с пунктом 53 Технического регламента № 870 помещения зданий и сооружений, в которых устанавливается газоиспользующее оборудование, должны проектироваться с учетом их оснащения системами контроля загазованности (по метану и оксиду углерода) с выводом сигнала на пульт управления.

Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее – Закон об обеспечении единства измерений) регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Согласно части 1 статьи 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 225 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" (далее – Закон № 225-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 11 Закона № 225-ФЗ страхователь обязан в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования направить его копию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих объектов.

Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила проведения экспертизы). Согласно пункту 5 Правил проведения экспертизы здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 утверждены Федеральные нормы и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (далее – Правила безопасности сетей).

В соответствии с пунктом 6 Правил безопасности сетей организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно- диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437 утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – Положение № 1437).

Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - планы мероприятий) и требования к содержанию таких планов. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в п. 2 ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (пункту 1,2,3 Положения № 1437).

Согласно пункту 9 Положения № 1437 планы мероприятий согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно- спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" (далее – Правила № 2168).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 2168 эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании настоящих Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем. Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте; в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля; по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности; в иных случаях – по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя (п. 5 Правил № 2168).

Согласно пункту 11 Правил № 2168 работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I - III класса опасности, должны иметь высшее техническое образование; иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет; не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности; не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.

Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утратывзрывчатых материалов промышленного назначения (далее - Порядок проведения технического расследования).

Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения устанавливает требования к проведению технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (пункт 1 Порядка проведения технического расследования).

Согласно пункту 29 Порядка проведения технического расследования, техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.

В соответствии с пунктом 30 Порядка проведения технического расследования для технического расследования причин инцидентов внутренним распорядительным актом руководителя организации, эксплуатирующей объект, создается комиссия. Комиссия должна состоять из нечетного количества членов. Количество членов комиссии не должно быть менее чем три человека. Требования вышеуказанных нормативных актов и документов на момент проверки Предприятием выполнены не были, что зафиксировано в Акте проверки от 11.06.2021 № 10.2-215-2716пл-А/0048-2021.

В частности, на момент проверки Предприятием использовались сигнализаторы загазованности по оксиду углерода (2 шт.) и метану (2 шт.) установленные в помещении котельной, для определения уровня загазованности, не имеющие поверки; применялись манометры и напоромеры с истекшим сроком поверки (установленные в помещении котельной); копии договора обязательного страхования (от 27.08.2020) не были направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов в течение пяти рабочих дней со дня заключения или изменения договора обязательного страхования; отсутствовала экспертиза промышленной безопасности на здание котельной в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации (03.12.2017) установленного заключением экспертизы 26.01.2015 рег. № 17-ЗС- 01004-2015; отсутствовала экспертиза промышленной безопасности на газопроводы и ГРУ котельной в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации (02.12.2019) установленного заключением экспертизы 26.01.2015 рег. № 17-ТУ-00996-2015; не проводились противоаварийные тренировки для обучения работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО (последние тренировки проводились в 2012 году); представленный план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасном производственном объекте не согласован с аварийно-спасательным формированием; отсутствовал договор с профессиональными аварийными службами (формированиями) на обслуживание; положение о производственном контроле не актуализировано в соответствии с изменениями нормативного документа с 01.01.2021, не содержало требований о том, что работник, ответственный за осуществление производственного контроля должен иметь высшее техническое образование, не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности, не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности; положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО в 2020 году содержало ссылки на отмененный приказ Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011, а также не содержало информацию о том, что в комиссии для технического расследования причин инцидентов не должно быть менее чем три человека.

В соответствии с пунктом 16 Правил организации и осуществления производственного контроля требования к форме предоставления сведений об организации производственного контроля устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности и безопасности производства.

Пункт 4 данного Положения предусматривает, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с Положением о Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 28.06.2016 N 265 " Об утверждении Положения о Центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях Московской, Тверской, Смоленской, Калининградской, Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областей.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.31 КоАП РФ Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе частями 1 и 2 статьи 9.1 Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени названного органа вправе государственные инспекторы (пункт 3 части 2 статьи 23.31 Кодекса).

Таким образом, Управлением в пределах своей компетенции и полномочий своих должностных лиц составлен протокол об административном правонарушении, а 4 апреля 2022 года рассмотрено дело и вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания.

В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде административного штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

Субъектом правонарушения может быть должностное лицо, не исполнившее предусмотренные Законом о промышленной безопасности обязанности, направленные на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества в области промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, в частности, являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства (статья 26.2 КоАП РФ). Перечень доказательств не является исчерпывающим.

Суд считает, что факт совершения должностным лицом вмененного правонарушения по всем вышеуказанным эпизодам подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в частности, актом проверки от 11.06.2021 № 10.2-215-2716пл-А/0048-2021, протоколом об административном правонарушении от 14.09.2021 № 10.2-215-2716пл-Пр/0079-2021.

Указанный факт Управлением доказан и подтвержден материалами дела, и фактически заявителем не оспаривается.

Обстоятельства наличия вышеуказанных нарушений, указывающих на наличие события правонарушения, обстоятельства того, что Трандафилов Г.Г. в силу своих должностных обязанностей является субъектом вмененного административного правонарушения (чье ненадлежащее выполнение должностных обязанностей привело к обозначенным нарушениям), являлись предметом рассмотрения должностным лицом.

Доказательств, подтверждающих своевременное принятие должностным лицом всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства в материалы дела не представлено. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Таким образом, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директора МУП «ТВТ» Трандафилова Г.Г., события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, которые могли бы являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено. Постановление о привлечении к административной ответственности принято должностным лицом полномочного органа административной юрисдикции, при этом предоставление гарантий защиты прав (ст. ст. 24.2, 25.1, 25.3, 28.2 Кодекса) должностному лицу Трандафилову Г.Г. при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением было обеспечено.

Вопреки доводам жалобы Трандафилов Г.Г. был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения протокола об административном правонарушении (04 апреля 2022 года), по месту проживания. При этом суд учитывает, что нормы КоАП РФ не содержат требований об извещении должностных лиц по месту работы. Кроме того, Трандафилов Г.Г. вправе был ходатайствовать о направлении ему корреспонденции по иному адресу, в том числе по месту исполнения им служебных обязанностей, однако этого не сделал.

Также вопреки доводам жалобы прекращение трудовых отношений с директором МУП «ТВТ» Трандафиловым Г.Г., не исключает возможности вынесения в отношении него постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ) и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей установлено, что согласно акту внеплановой проверки от 30 сентября 2021 года № 10.2-215-0047вн-А/0023-2021 все нарушения, выявленные в ходе плановой выездной проверки, проведенной с 01 по 11 июня 2021 года, устранены, нарушения не выявлены.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая вышеизложенное, исходя из общих принципов права, согласно которым наказание за административное правонарушение должно быть соразмерно конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, отсутствие причинения административным правонарушением реального вреда либо иных негативных последствий, судья полагает возможным квалифицировать данное правонарушение как малозначительное и освободить директора МУП «ТВТ» Трандафилова Г.Г. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 04 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░. 2.9 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                              ░.░. ░░░░░░░░░

12-46/2022

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
Трандафилов Георгий Георгиевич
Суд
Нерехтский районный суд Костромской области
Судья
Соловьева Надежда Борисовна
Дело на сайте суда
nerehtsky--kst.sudrf.ru
26.05.2022Материалы переданы в производство судье
30.05.2022Истребованы материалы
08.08.2022Поступили истребованные материалы
15.09.2022Судебное заседание
29.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.11.2022Вступило в законную силу
10.11.2022Дело оформлено
10.11.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее