Дело №
решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 6 декабря 2023 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Белхароева Т.А.,
при помощнике судьи Ахильгове М.Б.,
с участием представителя истца Хасановой Н.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>7,
с участием представителя ОСФР по РИ Газдиевой Х.У., действующей на основании доверенности №Е-06-03/8671 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акиева У. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий, выразившихся в перерасчете пенсии в сторону уменьшения незаконными, возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере со дня ее снижения,
установил:
Акиев У.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в перерасчете выплаты страховой пенсии по старости без учета сведений о заработной плате в сторону уменьшения Акиеву У. В. с ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, восстановить размер страховой пенсии по старости Акиеву У.В. с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, произвести Акиева У.В. выплату задолженности по страховой пенсии по старости с даты ее уменьшения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование искового заявления указано, что он является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В ходе проведенной в декабре 2022 года проверки, размер его страховой пенсии по старости был пересчитан в сторону уменьшения без учета сведений о заработной плате за период с 01.01.1987г. по 31.12.1991г. На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты составлял 11 896.42 рублей, а на ДД.ММ.ГГГГ - 7 359.24 рублей. Свою трудовую деятельность он начал в 1974 года. Его общий стаж работы составляет более 30 лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проработал в Сунженском консервном заводе. При уходе на пенсию им была предоставлена справка о заработной плате за 60 месяцев за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2023 года его пенсию пересчитали без учета указанной справки. Считает, что ОСФР по РИ незаконно и необоснованно уменьшило выплату страховой пенсии по старости, чем нарушило его права и законные интересы как пенсионера.
Истец Акиев У.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился.
В судебном заседании представитель истца Хасанова Н.Ф., поддержала исковое заявление, просила его удовлетворить.
Представитель ОСФР по РИ Газдиева Х.У., возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, приведенным в письменных возражениях.
Соответчик ОСФР по <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе в порядке части 2.1 статьи 113 ГПК РФ и п. 3 ч. 2 ст. 117 ГПК РФ (надлежащее извещение лица, участвующего в деле, и других участников процесса при извещении представителя лица, участвующего в деле), в суд не явились, своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Заслушав позицию явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 6 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Указанные положения закона относятся в равной степени к гражданам и органам местного самоуправления, участвующим в деле в качестве сторон спора.
В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные прежде всего с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК РФ. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.
Суд, рассматривающий дело по существу, не является самостоятельным субъектом собирания доказательств.
В силу положений статей 35, 55, 56, 57, 67, 79, 131, ч. 2 ст. 195 и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по предъявленным истцом требованиям и основаниям с учётом представленных и исследованных в судебном заседании доказательств и заявленных в ходе рассмотрения дела доводов и ходатайств.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21 - 29) Федерального закона "О страховых пенсиях" №-Ф3 (далее - ФЗ №) определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.
Положениями ч. 9 ст. 21 ФЗ № предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждении Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктами 63-66 Правил предусмотрено, что выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", до приостановления или прекращения выплаты пенсии продлевает выплату этой пенсии.
Выплата пенсии приостанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определенном ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по осуществлению функций назначения, перерасчета, выплаты и прекращения пенсий переданы Экспертному центру, созданному при ОПФР по <адрес>.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом Акиев У.В. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В ходе проведенной в декабре 2022 года проверки, размер его страховой пенсии по старости был пересчитан в сторону уменьшения без учета сведений о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В январе 2023 года размер страховой пенсии по старости Акиева У.В. уменьшен и на ДД.ММ.ГГГГ составил 7 359.24 рублей. Между тем, до перерасчета размер пенсионной выплаты истца составлял 11 896.42 рублей.
Из уведомления ОСФР РФ по <адрес> по итогам рассмотрения обращения Акиева У.В. усматривается, что в ходе проведенной проверки в декабре 2022 года, пенсионная выплата пересчитана в сторону уменьшения, до выяснения обстоятельств, в связи с завышенной заработной платы, из которой был исчислен размер пенсии. На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионной выплаты составляет 7 359.24 рубля.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П).
Исходя из изложенного выплата страховой пенсии по старости, которая была назначена Акиеву У.В. в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», может быть снижена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными сведений, на основании которых назначена пенсия.
В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.
Согласно пунктам 10, 11 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30).
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.
При определении правовых последствий допущенной ОПФ РФ по РИ (ОСФР по <адрес>) при снижении Акиеву У.В. размера пенсии должны приниматься во внимание срок, в течение которого ошибка не была пенсионным органом выявлена и устранена, возраст Акиева У.В., его интересы, добросовестность его действий.
Из представленного суду пенсионного дела Акиева У.В. видно, что истцом при назначении страховой пенсии по старости были представлены необходимые документы.
Из трудовой книжки, имеющегося в пенсионном деле истца следует, что Акиев У.В. до момента выхода на пенсию осуществлял трудовую деятельность на различных должностях в периоды, отраженные в его трудовой книжке.
В ходе судебного разбирательства доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, ответчиком суду не представлены. При этом суд отмечает, что при принятии оспариваемого решения, уполномоченными должностными лицами запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), для проверки факта обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, не направлялись.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Кроме того, суд принимает во внимание значительный срок, прошедший с момента назначения истцу пенсии до момента ее снижения, возраст истца, длительность получения ею пенсии, ее материальное положение и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Между тем, ответчиками доказательств правомерности осуществленных им действий по уменьшении страховой пенсии истцу пенсии не приведено. При этом никакими официальными документами (заключение эксперта, решение суда и т.д.) указывающих на недостоверность сведений, указанных в документах, предоставленных истцом не подтверждена
Добросовестность действий истца презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что при назначении истцам пенсии недостоверные сведения были представлены именно им.
Указанное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 13 Обзора судебной практики № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявление пенсионным органом допущенной ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) при назначении гражданину пенсионного обеспечения - в отсутствие с его стороны каких-либо виновных действий - не может являться самостоятельным основанием для перерасчета пенсионным органом гражданину размера пенсии в сторону уменьшения без учета иных значимых обстоятельств (срок, прошедший с момента признания со стороны пенсионного органа права на пенсию в соответствующем размере, возможность возвращения гражданина на службу для приобретения права на пенсионное обеспечение в установленном до выявления ошибки размере и другие).
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для снижения размера страховой пенсии.
Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства, с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем полагает требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Решил:
Исковое заявление Акиева У. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании действий, выразившихся в перерасчете пенсии в сторону уменьшения незаконными, возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере со дня ее снижения, удовлетворить частично.
Признать действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, выразившиеся в перерасчете выплаты страховой пенсии по старости без учета сведений о заработной плате в сторону уменьшения Акиеву У. В. с ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> восстановить размер страховой пенсии по старости Акиеву У. В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> выплатить Акиеву У. В. задолженность по страховой пенсии по старости с даты ее уменьшения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Т.А. Белхароев