Дело № 2- 2481/15
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Мелихова Н.А., при секретаре Остапчук Н.В.
рассмотрев «02» ноября 2015 г., дело по иску Старцева <ФИО1> к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП, судебных расходов,
установил:
Истец обратился к мировому судье с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП, судебных расходов, указав,что вред был причинен ненадлежащим обслуживанием дороги, автомобиль попал в ДТП.
В настоящее судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть в соё отсутствие, ранее истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
Определением суда к участию в дело в качестве третьих лиц на стороне ответчиком были привлечены МКП «Дорожное хозяйство» и ООО «Капитальный ремонт и управление жилищным фондом».
Представители МКП «Дорожное хозяйство» и ООО «Капитальный ремонт и управление жилищным фондом» с исковыми требованиями не согласились, показали, что участок дороги на котором произошло ДТП не обслуживают.
Представитель Администрации МО ГО « Сыктывкар» с исковым заявлением не согласился, показала, что участок дворовой территории, на котором произошло ДТП, передан ООО «Капитальный ремонт и управление жилищным фондом» для обслуживания жилого дома 11 по ул.Магистральной г.Сыктывкара.
Мировой судья определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в силу ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, административный материал по факту ДТП, мировой судья приходит к следующему.
Мировым судьей установлено, что в собственности истца находится транспортное средство <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный номер <НОМЕР>.
Из материалов дела следует, что 25 июня 2015 года в 18 часов 30 минут двигаясь по автомобильной дороге с торца дома №11 по ул.Магистральной на автомобиле <ОБЕЗЛИЧЕНО>, государственный регистрационный номер <НОМЕР> попал в яму, в результате наезда на яму произошел удар в поддон двигателя, после чего проехал метров 200 остановился.
Осмотрев автомобиль, истец увидел, что все моторное масло вытекло, то есть был пробит поддон двигателя.
Истцом на место ДТП был вызван экипаж ГИБДД. Согласно Определению об отказе в возбуждении дела об административном правонарушениив отношении Старцева М.М., нарушений им Правил дорожного движения не установлено.
Актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 25 июня 2015 г. инспектором ДПС выявлено наличие выбоины глубиной 12, 5 см., длинной -2,4 метра, шириной -1, 1 метр. (л.д.15)
В результате рассматриваемого ДТП Истец понес расходы, связанные с эвакуацией транспортного средства с места ДТП в размере 1600 руб., также им был приобретен поддон двигателя стоимостью 11500 руб., работы по замене поддона двигателя составили 3 000 руб., всего 16100 руб.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, а также на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.
Понятие автомобильных дорог дано в ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В преамбуле Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения." ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Представитель МКП «Дорожное хозяйство» суду показал, что постановлением АМО ГО «Сыктывкар» № 12/4182 от 29.12.2011г. ул. Магистральная г.Сыктывкара передана в оперативное управлением МКП «Дорожное хозяйство» для его содержания и обслуживания. Как следует материалов гражданского дела и административного дела дорожно- транспортное происшествие произошло в дворовой территории дома № 11 по ул. Магистральной г.Сыктывкара, то есть на участке, который МКП «Дорожное хозяйство» в оперативное управление не передан.
Представитель ООО «Капитальный ремонт и управление жилищным фондом» суду показал, что общество является управляющей организацией по управлению многоквартирным домом № 11 по ул. Магистральной г. Сыктывкара на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений от 31.03.2015 года. Дорога с торца многоквартирного дома № 11 по ул, Магистральной не является общим имуществом дома и не является предметом обслуживания управляющей организацией. Пользование спорной дорогой осуществляется не только жильцами дома № 11 по ул. Магистральной для подъезда к своим помещениям, но предназначен для пользования населением иных жилых домов, административных зданий, в том числе детским садиком. В соответствии со сведениями публичной карты Росреестра РФ место ДТП находится вне границ земельного участка, выделенного под обслуживание многоквартирного дома № 11 по ул. Магистральной. Данный вывод также подтверждается схемой с нанесенными красными линиями, представленной Администрацией МО ГО «Сыктывкар».
Актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 25 июня 2015 г. инспектором ДПС выявлено наличие выбоины глубиной 12, 5 см., длинной -2,4 метра, шириной -1, 1 метр. (л.д.15), то есть размер выбоины превышает размеры установленные ГОСТ.
В то же время, как следует из материалов дела, дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие попадания колес поврежденного автомобиля в яму и последующего удара двигателем об асфальт.
Представители МКП «Дорожное хозяйство», ООО «Капитальный ремонт и управление жилищным фондом», Администрации МО ГО « Сыктывкар» ходатайств суду о назначении судебной автотехнической или товароведческой экспертиз не заявляли.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 ГПК РФ).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленного сторонами Договора управления многоквартирным домом от 02.04.2015 г. (л.д.49-63) следует, что в силу п.2.1. целью настоящего Договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в Многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг Собственникам и пользователям помещений и иным гражданам, проживающим в Многоквартирном доме.
Согласно п.2.2. Договора Управляющая организация по заданию Собственников в соответствии с условиями настоящего Договора да достижения его цели, обязуется: оказывать услуги по управлению Многоквартирным домом; организовывать выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества в Многоквартирном доме собственными силами и (или) силами привлекаемых на договорной основе организаций; организовывать выполнение собственными силами и (или) силами привлекаемых на договорной основе организаций восстановительных работ на элементах общего имущества, имеющих нарушения нормативных требований к их техническому состоянию, прежде работы по плановому текущему ремонту, а также по техническому обследовании данных элементов (как вида работ по капитальному ремонту) с целью предварительного установления необходимости объёмов капитального ремонта; предоставлять коммунальные услуги Собственникам и пользователям помещений в Многоквартирном доме, при условии заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров поставки коммунальных ресурсов в соответствии с условиями настоящего договора и с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, обеспечивающими права и законные интересы Собственников и Управляющей организации; осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления Многоквартирным домом.
В силу п. 2.3. Договора перечень услуг по управлению Многоквартирным домом, необходимых для выполнения обязательств Управляющей организации по настоящему Договору, приводится в Приложении 2 к данному договору.
Согласно п. 2.4.Управляющая организация предоставляет услуги и выполняет работы по содержанию общего имущества в Многоквартирном доме в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленным правительством РФ. Перечень и периодичность указанных работ и услуг приводится в Приложении 3 к настоящему договору. Указанные в Приложении 3 работы и услуги, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общей имущества в Многоквартирном доме, выполняются Управляющей организацией самостоятельно или с привлечением на договорной основе других лиц, в том числе, обязательном порядке - в случае необходимости может быть привлечена специализированная организация, имеющая соответствующий допуск или лицензию. При этом работы и услуг входящие в состав Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержат общего имущества в многоквартирном доме не подлежат исключению Сторонами из данного перечня ввиду и обязательности, определяемой требованиями законодательства РФ.
Из приложения № 1 к договору (л.д.55) следует, что ООО «Капитальный ремонт и управление жилищным фондом» передан также для обслуживания земельный участок общей площадью 4927 кв.метров.
Из материалов дела следует, что ДТП произошло на дворовой территории, которая охватывается указанным земельным участком.
Вместе с тем, при анализе самого текста договор аи приложений к нему, а именно № 3 (л.д.57-61) мировой судья не установил, виды работ в отношении покрытия проезжей части дворовой территории: ремонт, в том числе и ямочный, уборка проезжей части и др.
Данные виды работ также не закреплены постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г. на основании, которого составлено приложение № к Договору управления многоквартирным домом от 02.04.2015 г.
Пунктами 1, 6, 11 статьи 13 Федерального Закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: утверждение нормативно-финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ст. 10 федерального закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движении, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пунктом 5 частью 1 статьей 26 «Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (принят Советом МО городского округа «Сыктывкар» 18.01.2006 г.) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности на них отнесено к вопросам местного значения, вносящиеся к ведению городского округа.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации, именно на орган местного самоуправления возложена обязанность по ремонту, содержанию автомобильных дорог местного значения, указанные обязанности орган местного самоуправления иному лицу не передал.
Рассматривая дорожно-транспортное происшествие, которое произошло 25.06. 2015 г., мировой судья не усматривает в действиях водителя Старцева М.М. грубой неосторожности. Следовательно, между его действиями и наступившими последствиями отсутствует причинная связь.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что Администрация МОГО «Сыктывкар» не обеспечила содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений во дворе д.11 по ул.Магистральной г.Сыктывкара.
С учетом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, и принимая во внимание акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, мировой судья приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований Старцева М.М. к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»», которая обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования осуществляет ненадлежащим образом. Это создает угрозу безопасности дорожного движения.
В результате рассматриваемого ДТП Истец понес расходы, связанные с эвакуацией транспортного средства с места ДТП в размере 1600 руб., также им был приобретен поддон двигателя стоимостью 11500 руб., работы по замене поддона двигателя составили 3 000 руб., всего 16100 руб.
Представитель Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» размер ущерба не оспаривал, ходатайств о назначении экспертиз не заявлял, контрасчет размера ущерба не предоставил.
С ответчика Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу истца, являющегося собственником поврежденного транспортного средства, подлежит взысканию материальный ущерб, причиненный дорожно - транспортным происшествием в размере 16100 руб., в том числе, расходы, связанные с эвакуацией транспортного средства с места ДТП в размере 1600 руб., стоимость поддона двигателя в размере 11500 руб., работы по замене поддона двигателя в размере 3 000 руб.
В силу ст. 98, 103 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию и расходы по уплате государственной пошлины в размере 644 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Старцева <ФИО1> к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пользу Старцева <ФИО1> ущерб по факту ДТП от 25 июня 2015 года в размере 14 500 руб., сумму в размере 1600 руб. уплаченную за услуги эвакуатора, возврат государственной пошлины в размере 644 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сыктывкарский городской суд через мирового судью в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 ноября 2015 г.
Мировой судья Н.А.Мелихова