Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-728/2019 от 12.09.2019

Дело № 12-728/2019 (м/с с/у № 1 Анисимова А.Ф.)

РЕШЕНИЕ

08 октября 2019 года      г. Мурманск

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Хуторцева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, жалобу должностного лица ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области Козлова В.М. и его защитника Краутер В.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 14 августа 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Октябрьского судебного района г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – ГОКУ по управлению автомобильными дорогами <адрес> (далее – «Мурманскавтодор») Козлова В.М. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Козлов В.М. и его защитник Краутер В.Н. обратились в суд с жалобой, в обоснование которой указали, что Козлов В.М,, как должностное лицо на составление протокола по месту жительства не извещался, протокол составлен в отсутствии Козлова В.М., его копия Козлову В.М, не направлялась.

В ходе рассмотрения дела не установлена вина Козлова В.М., неисполнение каких именно обязанностей повлекло за собой нарушение требований и стандартов в области безопасности дорожного движения, перечисленных в протоколе.

Защитник просит постановление отменить, возвратить дело на навое рассмотрение.

Должностное лицо Козлов В.М. просит постановление отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств.

Должностное лицо Козлов В.М. и его защитник, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявлено.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что нарушений в части уведомления должностного лица о составлении протокола не допущено, уведомление о явке на составление протокола зарегистрировано в приемной начальника Учреждения, которым по данным ЕГРЮЛ является Козлов В.М. что позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо Козлов В.М. уведомлен надлежащим образом. Просит постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие должностного лица – Козлова В.М., его защитника.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и железнодорожным путям).

Административная ответственность устанавливается за два вида административных правонарушений, различающихся по характеру объективной стороны:

- несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений;

- непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица.

С субъективной стороны указанное административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В статье 2 Федерального закона № 196-ФЗ для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:

дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 1).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

В статье 3 Федерального закона № 257-ФЗ для целей настоящего Федерального закона приведены используемые основные понятия:

1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление;

11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

При этом статьей 3 Закона № 196-ФЗ определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также ч.1 ст.41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утверждённым Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения), на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, возложена обязанность:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.»

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

П. 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

П. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Из материалов дела следует, что в рамках надзора сотрудниками ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки в содержании дороги общего пользования регионального значения «Автоподъезд к <адрес>» негативно влияющих на безопасное бесперебойное движение транспортных средств и пешеходов, а именно в нарушение п. 5.2.4, 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на участке данной дороги образование неровностей в дорожном покрытии в виде недопустимых выбоин и отсутствие горизонтальной дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки в противоположном направлении.

Выявленные нарушения зафиксированы актами с применением фотофиксации.Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной – 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017)

Пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Поскольку требования ГОСТа направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны применению в силу прямого указания законодателя в п. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Распоряжением Мурманской области от 04.10.2011 № 364-РП «О создании государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области», в соответствии с которым ГОКУ «Мурманскавтодор» предназначено для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования Мурманской области, включенными в перечень вышеуказанным Постановлением.

Целью создания учреждения является обеспечение развития и сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области и улучшения их технического состояния.

Задачами деятельности учреждения являются организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области за счет и в пределах, предназначенных для этих целей бюджетных средств, обеспечение в пределах своей компетенции безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области за счет и в пределах, предназначенных для этих целей бюджетных средств.

Для достижения целей и реализации предмета деятельности Учреждение осуществляет организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и иных, связанных с этой деятельностью, работ и услуг.

Руководство текущей деятельностью учреждения осуществляет начальник на принципах единоначалия, издает приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности учреждения (п.4.2, 4.3, 4.3.1, 4.4 Устава)

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Козлов В.М. назначен на должность <данные изъяты> ГОКУ по управлению автомобильными дорогами <адрес>.

По факту установления выявленных нарушений врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной 12.07.2019 в отношении должностного лица – <данные изъяты> ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области Козлова В.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.

01.08.2019 протокол и административный материал представлены мировому судье судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г.Мурманска для рассмотрения.

14.08.2019 мировым судьей судебного участка №1 Октябрьского судебного района г.Мурманска вынесено оспариваемое постановление.

Фактические обстоятельства вмененного административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных и исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают: протоколом административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, актами о выявленных недостатках, фотоматериалами, Уставом ГОКУ по управлению автомобильными дорогами <адрес>, копией приказа о назначении на должность.

Таким образом, эксплуатационное состояние участков дорог, поименованных в актах не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, что является нарушением пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ПДД РФ) и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, выразившуюся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Козлова В.М. к административной ответственности).

Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 12.07.2019 в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – <данные изъяты> «Мурманскавтодор» Козлова В.М.

При этом согласно материалам дела уведомление о месте и времени составления протокола представлено по месту нахождения юридического лица. Данное уведомление получено не должностным лицом Козловым В.М., а иным лицом.

Сведений о том, что данное уведомление вручено должностному лицу Козлову В.М. в материалах дела не имеется.

Таким образом, должностное лицо административного органа на момент составления протокола в отношении начальника «Мурманскавтодор» Козлова В.М. не обладал данными о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Между тем следует учесть, что в рамках настоящего дела Козлов В.М. привлечен к административной ответственности как должностное лицо.

В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Сведения об извещении Козлова В.М. по месту регистрации материалы дела не содержат.

Меры направленные на соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство и требований ст. 28.2, 25.1 КоАП РФ в части извещения лица, в отношении которого ведется производство по не выполнены.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении не были соблюдены предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права лица, привлекаемого к административной ответственности, участвовать в рассмотрении дела.

В соответствии с требованиями статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья наряду с иными вопросами должен выяснить правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

Вместе с тем, мировым судьей данные требования выполнены не были, тогда как должностным лицом административного органа допущены процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку мировым судьей не проверено соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, без надлежащего извещения должностного лица о времени и месте составления административного протокола, что подтверждается имеющими материалами.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Следовательно, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен.

Козлову В.М. не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав, предусмотренных ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на защиту.

В силу ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ за нарушения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ст.12.8, 12.24, 12.26, ч.3 ст.12.27, ч.2 ст.12.30 КоАП РФ), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Возможность устранения допущенных по данному делу нарушений закона утрачена, поскольку на момент рассмотрения жалобы истек предусмотренный ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по данной категории дел.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 КоАП РФ, по истечении срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, в связи, с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района города Мурманска от 14 августа 2019года о привлечении должностного лица – начальника «Мурманскавтодор» Козлова В.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.5, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобы должностного лица ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области Козлова В.М. и его защитника Краутер В.Н. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района г.Мурманска от 14 августа 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района города Мурманска от 14 августа 2019 года о привлечении должностного лица ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области <данные изъяты> Козлова В.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области <данные изъяты> Козлова В.М. прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья                                 И.В. Хуторцева

12-728/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Козлов Виктор Михайлович
Другие
Краутер В.Н.
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Хуторцева Ирина Валерьевна
Статьи

ст. 12.34 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
okt--mrm.sudrf.ru
12.09.2019Материалы переданы в производство судье
08.10.2019Судебное заседание
08.10.2019Вступило в законную силу
22.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее