Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1022/2024 ~ М-248/2024 от 13.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2024 года Самарский областной суд в составе:    

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при помощнике судьи ФИО13

с участием прокурора ФИО14

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1022/2024 по административному исковому заявлению ФИО17, ФИО19 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201, пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014, пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, со дня их принятия, указывая, что с 25.09.2020 ФИО22 является собственником объекта недвижимости – квартиры, назначение: жилое, общей площадью 48,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер . ранее собственником квартиры была ФИО23 Квартира расположена в жилом доме, является единственным жильем и не используется под какие-либо иные цели. Указанное жилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Включение жилого помещения в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просили заявленные требования удовлетворить.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Административные истцы представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что объект недвижимости включен в Перечни по заявлению Администрации г.о.Сызрань от 13.09.2019 № 23195. к заявлению был приложен акт осмотра объекта недвижимого имущества от 20.05.2019, согласно которому объект недвижимого имущества фактически используется и функционирует как офис (выдача займов). На основании проведенного осмотра, министерством принято решение от 18.09.2019 об определении вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке. Поскольку рассматриваемый объект недвижимости в соответствии с актом осмотра от 20.05.2019 фактически используется под офис, министерство правомерно включило спорный объект в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ.

Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.

Суд, выслушав свидетеля, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10.11.2014 № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2015.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от07.07.2000 N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.

В вышеуказанные перечни под номером (на 2020 год), под номером (на 2021 год), под номером приложения № 2 (на 2022 год) включен объект недвижимости с кадастровым номером , наименование: квартира, назначение: жилое, площадью 48,4 кв.м., этаж № 1, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий 02.10.2023 на праве собственности принадлежит ФИО24

На основании договора купли-продажи от 12.09.2008, указанная квартира принадлежала ФИО25, которая продала квартиру 25.09.2020 ФИО26 в соответствии с договором купли-продажи, что подтверждается материалами дела.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером имеет наименование: квартира, назначение: жилое, вид жилого помещения: квартира, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.

Согласно сообщению филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области от 26.04.2024 № 2024-исх/ОП/3153, изменения в части наименования, назначения, площади в Единый государственный реестр недвижимости не вносились.

Помещение расположено в здании с кадастровым номером , являющимся жилым домом.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под домом среднеэтажной жилой застройки.

Согласно технической документации, изготовленной Сызранским управлением ГУП СО «Центр технической инвентаризации» по состоянию на 03.04.2006, квартира <адрес> включает в себя помещения: жилая, коридор, сан.узел, кухня.

Аналогичная техническая документация представлена суду административными истцами.

Таким образом, наименование и назначение помещения, являющимся жилым, его технические характеристики, вид разрешенного использования земельного участка не подпадают под критерии ст.378.2 НК РФ.

Как следует из материалов, мероприятий по определению фактического использования спорного жилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.

Помещение включено в оспариваемые Перечни на основании заявления Администрации городского округа Сызрань Самарской области.

18.09.2019 министерством имущественных отношений Самарской области принято решение об определении вида фактического использования помещения как объекта, налоговая база которого определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ, поскольку актами осмотра объектов недвижимого имущества, расположенных на территории городского округа Сызрань, установлено, что данные объекты используются под размещение торговых объектов (магазинов), объектов бытового обслуживания (ломбардов, автосервиса, фотостудии, салонов красоты, парикмахерских), объектов общественного питания (кафе, столовой) и офисов.

Согласно акту осмотра объекта недвижимого имущества Администрации городского округа Сызрань от 20.05.2019, помещение с кадастровым номером , площадью 48,4 кв.м., фактически используется и функционирует как офис (выдача займов).

К акту осмотра приложена фототаблица внешнего вида здания.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО27, пояснила, что, работая в Администрации г.о.Сызрань, она принимала участие в осмотре фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером и составления актов осмотра в 2019 и в 2022 гг. В 2019 году в помещение они не входили, поскольку дверь была закрыта. Вывод о фактическом использовании помещения как офис (выдача займов) сделан исходя из вывески на фасаде дома «ЧестноДеньги», займы. В 2022 году по заявлению собственника квартиры об осмотре на предмет фактического использования помещения, члены Комиссии Администрации осмотрели помещение, которое является жилым, при этом оно имеет отдельный вход только со стороны улицы, в помещении расположены столы с оргтехникой, на столах лежат бумаги, есть объявление о ксерокопировании, сканировании листов с указанием стоимости.

Суд критически относится к акту осмотра от 20.05.2019, поскольку он составлен без осмотра самого помещения, вывод о фактическом использовании помещения в качестве офиса сделан только на основании вывески на внешней стене дома.

В акте должна быть надлежащим образом зафиксирована, раскрыта и подтверждена полученными в ходе обследования доказательствами имеющаяся в распоряжении уполномоченного органа информация, что позволило бы считать правомерным включение объекта недвижимости в перечень исходя из критерия его фактического использования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела, акт названным критериям не отвечает.

Суд не принимает во внимание акт осмотра объекта недвижимого имущества от 09.08.2022, поскольку он составлен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Иных доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных) объектов суду не представлено.

При таких обстоятельствах требования административных истцов в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Принимая во внимание, что срок уплаты налога на имущество за 2020-2022 годы на момент рассмотрения настоящего дела истек, однако у административных истцов сохраняется право на перерасчет налоговых платежей, суд считает, что оспариваемые административными истцами положения затрагивают их права и интересы.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административных истцов в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО18, ФИО20 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него в приложение № 2 под пунктом помещения с кадастровым номером , со дня его принятия.

Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.05.2024.

Судья:                                М.А.Панкова

3а-1022/2024 ~ М-248/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шаповалов С.Г.
Сомкова А.Д.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г. Сызрань
Ведущий специалист отдела делопроизводства и хозяйственной деятельности Администрации г.о. Сызрань - Царёв А.В.
Главный специалист отдела муниципального имущества Администрации г.о. Сызрань - Щанкина О.В.
Руководитель Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Сызрань - Кавказьев И.В.
Ведущий специалист отдела муниципального имущества Администрации г.ою Сызрань - Коврова О.А.
Главный специалист отдела торговли и услуг Администрации г.о. Сызрань - Платунова Е.Ф.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2024Судебное заседание
13.02.2024Регистрация административного искового заявления
15.02.2024Передача материалов судье
11.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее