Дело №2-169/2023
№
Мотивированное решение
изготовлено 07.06.2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2023 г. г.Пошехонье Ярославской области
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Грачева Т.Ю.,
при секретаре Ганичевой Н.В.
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области о возложении обязанности оснастить Трушковский фельдшерско-акушерский пункт медицинским оборудованием,
установил:
Прокурор Пошехонского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ», Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области о возложении обязанности оснастить Трушковский фельдшерско-акушерский пункт медицинским оборудованием.
В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан установлено, что на территории Пошехонского района медицинская помощь населению оказывается государственным учреждением здравоохранения «Пошехонская центральная районная больница».
Согласно п. 1.8 Устава для оказания медицинской помощи ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ» имеет в своем составе территориально обособленное структурное подразделение Трушковский фельдшерско-акушерский пункт по адресу д.Благодать, дом 9, Пошехонского района, Ярославской области.
Трушковский ФАП оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности.
В ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны государственного учреждения здравоохранения «Пошехонская ЦРБ» по оснащению Трушковского ФАП необходимым медицинским оборудованием.
В нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 №543н оказание доврачебной медицинской помощи в Кладовском ФАП не соответствует Стандарту, а именно: рабочее место врача (фельдшера) не оборудовано персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; отсутствует электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный; автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; одеяло с подогревом; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); пульсоксиметр портативный; спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками); набор для проведения коникотомии одноразовый; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления; шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции).
Отсутствие необходимого медицинского оборудования на фельдшерско-акушерском пункте нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, доступность и качество медицинской помощи.
Просит обязать Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать оснащение структурного подразделения ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ» Трушинский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу д. Благодать, дом 9, Пошехонского района Ярославской области, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, а именно: рабочее место фельдшера персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; электрокардиографом портативным 3-или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом; дыхательным аппаратом ручным (мешком Амбу); пульсоксиметром портативным; спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции).
Обязать государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Пошехонскую центральную районную больницу ( ИНН 7624001921, ОГРН 1027601132239) в течение шести месяцев с момента финансирования обеспечить оснащение структурного подразделения ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ - Трушинский фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, д. Благодать, дом 9, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н, а именно: рабочее место фельдшера персональным компьютером с выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; электрокардиографом портативным 3-или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом; дыхательным аппаратом ручным (мешком Амбу); пульсоксиметром портативным; спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции).
В судебном заседании зам.прокурора Пошехонского района Туршина С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ Егоров В.В исковые требования признал.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области не явился, уведомлены должным образом, уважительных причин неявки не представили.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья) предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа), а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно п. 4 ст. 10 этого же закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона об охране здоровья медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 88 названного закона государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает в себя в том числе проведение проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
Согласно ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение).
В соответствии с п.п.«б» п.4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
Соблюдение порядков оказания медицинской помощи, является требованием, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности (пп «а» п. 5 Положения).
Стандарт оснащения фельдшерско-акушерских пунктов установлен приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико- санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н.
В соответствии с п.1 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ « О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение создается для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а так же в иных сферах.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
В силу п.6 ст.9.2 Закона № 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Положения о департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52 (далее - Положение), Департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с п. 2.5 Положения, на Департамент возложено осуществление ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных медицинских организаций.
Кроме того, согласно п.п. 3.1.1.5, 3.2.1 Положения, Департамент создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности; разрабатывает проекты (участвует в разработке проектов) государственных программ Ярославской области, организует и обеспечивает их реализацию.
ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ» является некоммерческой организацией, учрежденной Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области, созданной в целях обеспечения права граждан на качественную и доступную медицинскую помощь.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Пошехонского района Ярославской области проведена проверка в отношении ГУЗ ЯО Пошехонская ЦРБ на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни граждан.
В ходе обследования Трушинского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, д.Благодать, д.29 установлено, что по состоянию на 24.04.2023 в нем отсутствует следующее медицинское оборудование: рабочее место врача (фельдшера) не оборудовано персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; отсутствует электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный; автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; одеяло с подогревом; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); пульсоксиметр портативный; спирометр (портативный с одноразовыми мундштуками); набор для проведения коникотомии одноразовый; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления; шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции).
Изложенное нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и получение необходимой медицинской помощи.
Представленными в дело доказательствами, в том числе справкой о результатах проверки от 24.04.2023г., лицензий № от ДД.ММ.ГГГГ. с указанием перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, подтверждается, что в нарушение приведенных выше требований, заявленное медицинское оборудование отсутствует на балансе Трушковского фельдшерско-акушерского пункта. Ответчик ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ» выявленные при проведении проверки нарушения, а также обязанность по их устранению не оспаривал.
Таким образом, судом установлено, что ответчиками не выполняются требования законодательства в сфере обеспечения права граждан на качественную и доступную медицинскую помощь.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Пошехонского района о возложении на ответчика ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ» и на Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области обязанности оснастить Трушинский фельдшерско-акушерский пункт медицинским оборудованием в соответствии с требованиями стандарта оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденного приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н, а именно следующим оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; электрокардиографом портативным 3-или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом; дыхательным аппаратом ручным (мешком Амбу); пульсоксиметром портативным; спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции).
Заявленный в исковом заявлении срок для устранения перечисленных нарушений - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, является достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пошехонского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ ЯО «Пошехонская ЦРБ» (ОГРН 1027601132239, ИНН 7624001921), Департаменту здравоохранения и фармации Ярославской области (ОГРН 1027600695220, ИНН 7604044726) о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерский пункт медицинским оборудованием, удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области «Пошехонскую центральную районную больницу» обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Трушковский фельдшерско-акушерский пункт ГБУЗ ЯО «Пошехонской ЦРБ» медицинским оборудованием в соответствии с требованиями Стандарта оснащения фельдшерско-акушерских пунктов, утвержденного приложением №14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н, а именно следующим оборудованием: рабочее место врача (фельдшера) персональным компьютером с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; электрокардиографом портативным 3-или 6-канальным; автоматическим дефибриллятором; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; одеялом с подогревом; дыхательным аппаратом ручным (мешком Амбу); пульсоксиметром портативным; спирометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой универсальной для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометром транспальпебральным для измерения внутриглазного давления; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Пошехонский районный суд.
Судья Т.Ю.Грачева