Гр.дело №
УИД: 05RS0№-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 14 марта 2023г.
Избербашский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.,
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
с участием представителя истца - ст. помощника прокурора <адрес> Алишейхова К.М.,
представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» Рабаданова Р.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Алибекова А.И., поданного в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления.
установил:
заместитель прокурора <адрес> Алибеков А.И., действуя в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с указанным иском.
В обоснование своего иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения Администрацией ГО «<адрес>» требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Проведенной прокуратурой города проверкой в деятельности Администрации ГО «<адрес>» выявлены нарушения требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об охране обустройства мест (площадок» накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидимологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений», выразившиеся в отсутствии обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, которые не имеют водонепроницаемых покрытий с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Выявленные нарушения представляют угрозу загрязнения земель, что в свою очередь может привести к неблагоприятной санитарно-эпидемологической обстановке на территории ГО «<адрес>».
В ходе проведения проверки установлено, что Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема размещения контейнерных площадок на территории ГО «<адрес>», согласно которому на административной территории размещено 166 контейнерных площадок.
Отделом земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>», на протяжении длительного времени работа по постановке земельных участков под контейнерными площадками на кадастровый учёт завершена лишь по 56 площадкам.
Также выявлено, что контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов не соответствуют установленным требованиям к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов.
К примеру, контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов расположенные на пересечении улиц Леваневского – Гамидова, Богатыря-Жданова, Буйнакского 30, Калинина 13 и 4, рядом с домом 48 по <адрес> не соответствуют нормам СанПин, поскольку не имеет бетонного или асфальтного покрытия, не ограждены по периметру, в следствии чего почва, как объект охраны, подвергается деградации, антропогенному загрязнению, оказывает негативное воздействие на окружающую среду – воздействует на физико-химическое состояние почвы, загрязняя её инфекционными и инвазионными агентами, способными заражать человека, диких и домашних животных.
Ранее проведенной проверкой по указанным нарушениям в адрес главы ГО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, из ответа которого следует, что нарушения устранены, при этом проведенной дополнительной проверкой выявлено, что представление рассмотрено формально, контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов, земельные участки под контейнерные площадки на кадастровый учёт не поставлены.
Бездействие по выполнению вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарно-эпидемологическое благополучие, как одно из основных условий реализации гарантий на охрану здоровья, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных водных источников, что в свою очередь, может привести к возникновению и распространению инфекционных и других заболеваний, то есть создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>» выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО «<адрес>» в соответствии установленным требованиям к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов; обязать Администрацию ГО «<адрес>»: 1.В течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО «<адрес>» в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемологического благополучия населения, а именно оборудовать места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. 2. Поставить на кадастровый учёт земельные участки под местами (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформированные в соответствии со схемой, утвержденной Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель истца - ст.помощник прокурора <адрес> Алишейхов К.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным обстоятельствам.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» - Рабаданов Р.Ж. исковые требования не признал. При этом пояснил суду, что на сегодняшний день, на основании ответа на запрос от Администрации, из 166 контейнерных площадок поставлены на учет только 56. Сам нормативно-правовой акт, касающийся вопроса утверждения схемы контейнерных площадок утвержден ДД.ММ.ГГГГ постановлением №. Здесь в п.2 указано, что необходимо было установить контейнерные площадки и оборудовать саму землю. В связи с тем, что с 2019-2021 года бюджет <адрес> не был принят, в силу отсутствия финансовых возможностей данный вопрос был упущен. Вопросом должен был заняться Отдел земельных и имущественных отношений. Они действительно должны были их поставить на учёт, а в дальнейшем привести в нормативный порядок, загородить и оборудовать данные площадки. Частично, да, работа не была выполнена Администрацией, мы это признаем. Хотел бы добавить, что администрация совместно с ЖКХ, занимается санитарной очисткой, вывозом отходов <адрес>, а также организация «Чистый город+» занимается их вывозом. В настоящее время в городе размещены 166 площадок, на которых размещены 531 контейнеров. Эти контейнеры тоже разного типа, есть модульные, есть металлические, их тоже нужно привести в соответствие с законом. Хотел бы подчеркнуть, что в соответствии с ФЗ «об отходах производства и потребления» сами собственники твердых коммунальных отходов должны заключать договора об оказании услуг при обращении с твердыми коммунальными услугами. В целях устранения данных нарушений администрация <адрес> регулярно проводит работы по устройству площадок по сбору твёрдых коммунальных отходов как за счет средств местного бюджета, так и за счет внебюджетных средств. Только в 2021-2022 году и в данный момент поставлено на учёт 56 участков. В дальнейшем эта работа будет продолжена.
Заинтересованное лицо - ТО Управление Роспотребнадзора по РД в <адрес>, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание своего представителя не направило, с ходатайством о рассмотрении дела без участия его представителя либо отложении рассмотрения дела, не обращалось.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 24 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Аналогичная норма прописана и в пункте 28 статьи 7 Устава городского округа «<адрес>».
Согласно части 1.1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
К полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 1 и 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно пункту 1 которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, при этом пункт 3 данной статьи предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 6 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3).
Согласно пункту 2 названных Правил под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
С ДД.ММ.ГГГГ введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В пункте 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 закреплено, что на территориях городских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно постановлению Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ должен был сформировать земельные участки под 160 контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов с последующей постановкой земельных участков на кадастровый учёт.
Однако согласно Письму Отдела земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью начальника ФИО6 на кадастровый учёт поставлено 56 объектов, предназначенных для размещения контейнерных площадок, что свидетельствует о нарушении законодательства и постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации ГО «<адрес>».
Согласно приложенным к исковому заявлению фотоснимкам от ДД.ММ.ГГГГ, контейнерные площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов не имеют бетонного или асфальтного покрытия, не ограждены по периметру, в следствии чего почва, как объект охраны, подвергается деградации, антропогенному загрязнению, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с тем, что ответчиком на момент рассмотрения указанного дела нарушения федерального законодательства не были устранены полностью, и ответчиком обратное не было доказано, суд считает необходимым исковые требования заместителя прокурора удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> Алибекова А.И., поданного в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ГО «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО «<адрес>» в соответствие установленным требованиям к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов;
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО «<адрес>» в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемологического благополучия населения, а именно оборудовать места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Обязать Администрацию ГО «<адрес>» поставить на кадастровый учёт земельные участки под местами (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сформированные в соответствии со схемой, утвержденной Постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Судья М.М. Ахмедханов