Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2024 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при помощнике судьи ФИО11
с участием прокурора Коробовой А.С.,
представителя административного истца Михеевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-968/2024 по административному исковому заявлению ФИО12 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО14 обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201, пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014, пункта № приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, пункта № приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077, пункта № приложения № 1 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 со дня их принятия, указывая, что он является собственником здания, наименование: здание производственных и офисно-бытовых помещений, назначение: нежилое, общей площадью 1923,8 в.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Указанное здание не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Включение здания в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного истца по доверенности Михеева Е.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Представил письменные возражения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что поскольку спорный объект недвиижмого имущества имеет наименование «здание производственных и офисно-бытовых помещений», предполагающее размещение как административных, так и объектов бытового обслуживания, нежилое здание сдано в аренду, министерство правомерно включило указанный объект в оспариваемые Перечни на основании п.4.1 ст.378.2 НК РФ. На текущую дату решения об определении вида фактического использования вышеуказанного объекта недвижимого имущества министерством не принималось.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, письменные отзывы не представили.
Прокурор полагал, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 01.01.2015.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, в газете «Волжская коммуна» N 171(30955) от 21.10.2020, приказ министерства имущественных отношений от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021, приказ министерства имущественных отношений от 08.11.2022 года № 2077 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022 года, приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023.
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовые акты не оспариваются по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанные перечни под пунктом № (на 2020 год), под пунктом № (на 2021 год), под пунктом № (на 2022 год приложение № 1), под пунктом № (на 2023 год приложение № 1), под пунктом № (на 2024 год приложение № 1) включен объект недвижимости с кадастровым номером №, наименование: здание производственных и офисно-бытовых помещений, назначение: нежилое, общей площадью 1923,8 кв.м., количество этажей 1, в том числе подземных 0, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п.4.1 ст.378.2 НК РФ, В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, здание имеет наименование: здание производственных и офисно-бытовых помещений, назначение: нежилое, виды разрешенного использования: данные отсутствуют.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 22.11.2005, здание включает в себя: быт.помещения, котельная, кабинеты, склад, коридор, сварочный цех, слесарный участок, электроцех, тамбур, токарный цех, загот.цех, сварочный цех, гараж, быт.помещение, мастерская, накаточный цех, калориферный цех, покрасочный участок, слесарный участок, подсобная, санузлы.
При этом, суд полагает наименование «кабинеты» не тождественно наименованию «офисы».
Земельный участок с кадастровым номером №, имеет вид разрешенного использования: для производственной деятельности, находится в аренде у административного истца.
Как следует из материалов, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней не проводилось.
В материалах реестрового дела отсутствуют договора аренды/субаренды в отношении рассматриваемого здания.
10.08.2019, 01.01.2022, 01.12.2022, 01.11.2023 между ФИО15 и ИП ФИО27 заключен договор аренды № 53, согласно которому в аренду передано спорное здание сроком на 11 месяцев.
Согласно выписке из ЕГРИП, основным видом деятельности ФИО28 является: аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, дополнительными видами: ремонт машин и оборудования, строительство, обеспечение работоспособности котельных, тепловых сетей и т.д.
22.01.2023 между ИП ФИО29 и ФИО39 заключен договор субаренды № 2, согласно которому в аренду передано помещение 54 кв.м.
01.11.2023, 01.12.2022, 01.01.2020, 01.01.2022 между ИП ФИО30 и ФИО40 заключены договоры аренды, согласно которым передано в аренду передано помещение, площадью 82 кв.м.
Основным видом деятельности ФИО41 является технические испытании, исследования, анализ и сертификация.
01.12.2022, 01.0.2022, 01.01.2020 между ИП ФИО31 и ФИО42 заключен договор субаренды, согласно которым передано в аренду помещения 312 кв.м.
Основным видом деятельности ФИО43 является торговля оптовая неспециализированная, дополнительным видом деятельности: производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров.
24.05.2022, 01.12.2022 между ИП ФИО32 и АО по производству напольных покрытий ФИО44 заключены договоры субаренды, согласно которым предано в аренду помещение площадью 540 кв.м.
Основным видом деятельности арендатора является производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве.
01.04.2021, 01.01.2022 между ИП ФИО33 и ФИО45 заключены договоры субаренды, согласно которым передано в аренду 216 кв.м.
Основным видом деятельности ФИО46 является строительство жилых и нежилых зданий.
01.01.2021, 30.12.2021 заключены договоры субаренды между ИП ФИО34 и ФИО47, согласно которым передано в аренду 108 кв.м.
Основным видом деятельности ФИО48 является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
01.08.2023 между ИП ФИО35 и ФИО49 заключен договор субаренды, согласно которому передано в аренду помещение площадью 132 кв.м.
Основным видом деятельности ФИО50 является производство головных уборов.
01.01.2020, 01.01.2022, 01.12.2022 между ИП ФИО36 и Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Академия» залечены договоры субаренды, согласно которым в аренду передано помещение площадью 46 кв.м.
Основным видом деятельности арендатора является образование профессиональное дополнительное.
01.01.2020 между ИП ФИО37 и ФИО51 заключен договор субаренды, согласно которому передано в аренду помещение площадью 450 кв.м.
Основным видом деятельности ФИО52 является производство электроэнергии, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
01.01.2020 заключен договор субаренды между ИП ФИО38 и ФИО53, согласно которому передано в аренду помещение 123 кв.м.
Основным видом деятельности арендатора является производство проих изделий из бумаги и картона.
Суд не принимает во внимание заключение специалиста ФИО54 от 29.11.2023 № А-022/11-23, поскольку оно составлено после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение, технические характеристики здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, назначение спорного здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Доказательств фактического использования здания в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания суду не представлено.
При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативных правовых актов со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание отдельных их положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО13 к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 № 2201 в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него в приложение № 1 под пунктом № здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него в приложение № 1 под пунктом № здания с кадастровым номером №, со дня его принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 03.11.2023 № 2365 в части включения в него в приложение № 1 под пунктом №, со дня его принятия.
Сообщение о решении суда подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2024.
Судья: М.А.Панкова