Дело № 5-428/46-2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
город Якутск 14 апреля 2020 года
Мировой судья судебного участка № 59 города Якутска Республики Саха (Якутия) Петрова С.Д., и.о. мирового судьи судебного участка № 46 города Якутска, изучив в ходе подготовки к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «___» Прошутинского Виктора Перфильевича, ___ года рождения, уроженца ___, проживающего по адресу: ___,
установил:
14.04.2020 в производство мирового судьи судебного участка № 46 г. Якутска РС (Я) поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении руководителя ООО «___» Прошутинского В.П.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, судом установлены обстоятельства, препятствующие его рассмотрению по существу.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ разрешают вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Данная позиция выражена и в пункте 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», в котором указано, что в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья должен установить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В пункте 2.2 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 12 июля 2006 года № 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции РФ, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях действующее законодательство предусматривает для лиц, привлекаемых к административной ответственности, ряд гарантий реализации права на защиту.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Основанием привлечения к административной ответственности по статье 15.5 КоАП РФ является нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Из протокола об административном правонарушении следует, что руководитель ООО «___» Прошутинский В.П. в нарушение требований пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ в срок не позднее 31 марта 2019 года не представил в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2018 год, фактически указанная отчетность была представлена лишь 13 декабря 2019 года, то есть с нарушением установленного законом срока.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, составляет один год.
Поскольку установленный срок представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетность за 2018 год, учитывая положения пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, не позднее 31 марта 2019 года, срок давности привлечения Прошутинского В.П. к административной ответственности начинает течь с 01 апреля 2019 года, то есть по истечении последнего дня предоставления названной отчетности, и, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, в настоящее время истек.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Прошутинского В.П. поступили в суд за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 настоящего кодекса.
Из смысла ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ следует, что судьей постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том случае, если обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, наступили в суде. Приведенные нормы в равной степени обязательны как для должностных лиц, так и для судей. Это означает, что если по делу об административном правонарушении любое из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, наступило до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится это дело, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд (Обзор Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае составления протокола и оформления других материалов неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, материал подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Принимая во внимание, что на момент истечения сроков давности привлечения Прошутинского В.П. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении находилось в производстве Межрайонной ИФНС России № по Республике Саха (Якутия), решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении должны были принимать соответствующие должностные лица указанного органа.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административный материал в отношении Прошутинского В.П. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, возвратить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для принятия решения в порядке ст. 28.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, мировой судья
определил:
протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «___» Прошутинского Виктора Перфильевича по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить в Межрайонную ИФНС России № по Республике Саха (Якутия) - для принятия решения в порядке ст. 28.9 КоАП РФ.
Мировой судья С.Д. Петрова
___