Дело № 5-151/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пос. Зырянка «19» ноября 2020 года
Мировой судья судебного участка № 9 Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) Дмитриев Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности руководителя Муниципального казенного учреждения «Верхнеколымская транспортная компания» муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» Прокопьева Геннадия Григорьевича, <ДАТА2>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
25 марта 2020 года старший государственный налоговый инспектор МРИ ФНС № 8 по РС(Я) Романова B.C. составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении и.о. руководителя Муниципального казенного учреждения «Верхнеколымская транспортная компания» муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» (Далее МКУ «ВТК») Прокопьева Г.Г.
В судебном заседании Прокопьев Г.Г. с протоколом не согласился, пояснил, что он не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола, о составленном протоколе ему стало известно, когда его вызвали в суд. По почтовой связи протокол не получал. По существу протокола пояснил, что в МКУ «ВТК» не предусмотрен штат бухгалтера, за своевременным предоставлением бухгалтерской отчетности в налоговый орган занимается непосредственно МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных организаций» MP «Верхнеколымский улус (район)», поскольку именно данное учреждение занимается деятельностью по оказанию услуг в области бухгалтерского учета в МКУ «ВТК». Просил прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ наступает за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Из протокола об административном правонарушении от 25 марта 2020 года составленного старшим государственным налоговым инспектором МРИ ФНС № 8 по РС(Я) Романовой B.C. следует, что МКУ «Верхнеколымская транспортная компания» MP «Верхнеколымский улус (район)», расположенное по адресу: РС(Я), Верхнеколымский район, пос. Зырянка, ул. Ленина, д. 17/3, предоставило налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 09 месяцев 2019 года с нарушением срока, установленного Налоговым кодексом РФ - не позднее 28.10.2019г. Согласно квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, налоговым органом получена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 09 месяцев 2019 года 14.11.2019, в связи с чем, должностным лицом и.о. руководителя МКУ «ВТК» Прокопьевым Г.Г. не обеспечена возложенная на него обязанность по предоставлению в установленном порядке, в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) в соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 23 НК РФ.
Тем самым, Прокопьев Г.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях на стадии производства по делам об административных правонарушениях определен главой 29 КоАП РФ и предусматривает, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
По результатам оценки этих и иных обстоятельств выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Вышеприведенные правовые положения призваны обеспечить защиту лица от необоснованного привлечения к административной ответственности.
Исходя из ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что составляя протокол об административном правонарушении старший государственный налоговый инспектор МРИ ФНС № 8 по РС(Я) исходила из того, что и.о. руководителя МКУ «ВТК» Прокопьев Г.Г. является надлежащим субъектом административного правонарушения, в связи с чем, в действиях должностного лица усмотрела признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
С данными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", из которых следует, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено указанной частью.
Из содержания данной нормы следует, что при наличии в штате организации должности главного бухгалтера именно он несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными доказательствами, что в МКУ «ВТК» штат бухгалтера не предусмотрен. Согласно трудовому договору № 14 от 13 мая 2019 года заключенному между Администрацией MP «Верхнеколымский улус (район)» и Прокопьевым Г.Г. в обязанности руководителя МКУ «ВТК» не входит ведение бухгалтерского учета и предоставления отчетности в налоговый орган. В ведением бухгалтерского учета и предоставлением отчетности в налоговый орган за МКУ «ВТК» уполномочена заниматься МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных организаций» MP «Верхнеколымский улус (район)».
Из указанного следует вывод, что руководитель МКУ «ВТК» не является по делу надлежащим субъектом административной ответственности по вменяемому правонарушению.
Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Из содержания протокола об административном правонарушении от 25.03.2020г. следует, что он был составлен в отношении и.о. руководителя МКУ «ВТК» Прокопьева Г.Г. в его отсутствие.
В данном случае протокол об административном правонарушении составлен без участия Прокопьева Г.Г., а материалы дела не позволяют сделать безусловный вывод о его надлежащем извещении о данном процессуальном действии.
Таким образом, с учетом положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, вышеизложенное не позволяет сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ст. 28.2 КоАП РФ при составлении в отношении названного лица протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
Несоблюдение данных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При установленных обстоятельствах дела, считаю, что производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях и.о. руководителя МКУ «ВТК» Прокопьева Г.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Кроме того, на момент рассмотрения протокола срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица по данному делу истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 15.6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░