Дело № 2-411/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2017 года село Дебесы Удмуртской Республики Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сабрековой Е.А.,
при секретаре Трефиловой И.С.,
с участием прокурора - помощника прокурора Дебесского района УР Муханова М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дебесского района Удмуртской Республики о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дебесского района Удмуртской Республики обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование иска указал, что прокуратурой Дебесского района Удмуртской Республики в ходе мониторинга Интернет- ресурсов выявлена Интернет- страница с URL-адресом- <данные изъяты>, содержащая материалы, противоречащие действующему законодательству о противодействии коррупции.
На странице в открытом доступе размещена информация о способах дачи взятки, что является распространением запрещенной информации. На указанной странице размещена информация, оказывающая негативное влияние на правосознание граждан, формирующая искаженное представление об органах государственной и муниципальной власти на территории РФ. Кроме того, размещенная на сайте информация не только побуждает граждан и должностных лиц совершать преступления, но и воспитывает противоправное поведение. В опубликованной информации гражданам фактически излагаются способы осуществления незаконных действий по передачи взятки, за которые может быть предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее- ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно- наказуемых деяний.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149).
Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ № 149 - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149 - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149 - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149).
Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в РФ запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права РФ и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституций РФ жизнь в правом государстве.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на такой странице в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
В соответствии со ст. 1, ст. 3 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», дача и получение взятки является одним из проявлений коррупции.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); - по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в РФ основывается на следующих основных принципах: 1. Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2.законность; 3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5. Комплексное использование политических, организационных, информационно - пропагандистских, социально- экономических, правовых, специальных и иных мер; 6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7. Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Профилактика коррупции осуществляется путем применения мер по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и развитию институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.
Статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за дачу и получение взятки, посредничества во взяточничестве и мелкое взяточничество.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации по способам дачи взятки.
Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из п. 5 ст. 15 Закона об информации.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Основаниями для включения сведений в реестр, являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно сведений, полученных с официального сайта Федеральной службы Роскомнадзор, названная Интернет- страница отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Прокурор просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную на странице в сети Интернет с URL-адресом- <данные изъяты>.
В судебном заседании прокурор требования поддержал, в обоснование ссылался на доводы, изложенные в заявлении.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Представили заявление, в котором просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также указали, что возражений по заявлению не имеют.
Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об информации) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В силу пункта 1 статьи 2 Закона об информации информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 13 ст. 2 Закона об информации).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона об информации передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу ст. 9 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Проведенной прокуратурой Дебесского района Удмуртской Республики проверкой установлено, что на странице сайта URL-адресом- <данные изъяты> размещена информация о способах дачи взятки.
Как следует из материалов дела и подтверждается скриншотом Интернет-страницы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте с адресом: <данные изъяты>,содержится форум с наименованием « Курс молодого взяткодателя», или Как правильно давать взятку.
Согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция это, в числе прочего – дача взятки и получение взятки. Противодействие коррупции – это, в числе прочего, деятельность федеральных органов государственной власти, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу ст. 3 названного закона основным принципом противодействия коррупции, в числе прочего, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за противоправные деяния: получение и дачу взятки, посредничества во взяточничестве и мелкое взяточничество.
При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, оказывают негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление об органах государственной и муниципальной власти на территории РФ, побуждает граждан и должностных лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, также воспитывает противоправное поведение. Гражданам излагаются способы осуществления незаконных действий по передачи взятки, за которые может быть предусмотрена уголовная ответственность.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.
При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Часть 4 ст. 1 ГПК РФ указывает на то, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав. Таким образом, установленный судом юридический факт должен повлечь определенные правовые последствия.
Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
По делам о признании информации, размещенной на интернет - ресурсе, запрещенной информацией к распространению на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, размещенной на интернет - ресурсе, запрещенной информацией к распространению на территории Российской Федерации.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 г. N 2202-1 и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
С учетом изложенного, заявление прокурора Дебесского района УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресу <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Дебесского района Удмуртской Республики о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице в сети Интернет с URL- адресом: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Роскомнадзора по УР для внесения сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и принятия мер к ограничению доступа к Интернет- ресурсу с URL- адресом: <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Кезский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.А. Сабрекова