Решение по делу № 5-146/2020 от 23.03.2020

Дело № 5-146/75/2020 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 14 мая 2020 г. г. Тула Мировой судья судебного участка № 75 Центрального судебного района г. Тулы Драчен О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка № 75 Центрального судебного района г. Тулы, находящегося по адресу: г. Тула, ул. 9 Мая, д. 1, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Перова Александра Викторовича, <ДАТА2>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

у с т а н о в и л :

Перов А.В. обвиняется в том, что являясь должностным лицом, не выполнил в установленный срок законное предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, при следующих обстоятельствах. На основании приказа министерства труда и социальной защиты Тульской области от 25 января 2019 г.<НОМЕР> в период с 11 февраля 2019 г. по 15 февраля 2019 г. должностным лицом департамента труда и занятости населения министерства труда и социальной защиты Тульской области проведена плановая документарная проверка исполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации и Тульской области в области права на труд инвалидов (в части приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и представления информации, необходимой для осуществления деятельности органов занятости населения Тульской области) в отношении ОАО «Тулэнергоремонт». В ходе проведения проверки выявлено нарушение ст. 7 Закона Тульской области от 11 января 2006 г. № 679-ЗТО «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов», выраженное в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов (нетрудоустройство инвалидов на все выделенные в счет выполнения квоты рабочие места). По факту выявленного нарушения руководителю ОАО «Тулэнергоремонт» Перову А.В. выдано предписание от 29 января 2019 г. № 1 об устранении выявленных нарушений законодательства со сроком исполнения не позднее 15 февраля 2020 г. В установленные срок предписания не исполнено. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Перов А.В. на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащем образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Из материалов дела следует, что согласно акту проверки № 9 от 15 февраля 2019 г. в ОАО «Тулэнергоремонт» выделено для приема инвалидов 3 рабочих места - трудоустроено только 2 инвалида, 1 рабочее место является вакантным. В связи с чем, как следует из протокола об административном правонарушении, генеральному директору ОАО «Тулэнергоремонт» Перову А.В. министерством труда и социальной защиты Тульской области выдано предписание № 3 от 15 февраля 2019 г., согласно которому в срок до 15 февраля 2020 г. предписывалось выполнить установленную организацией квоту для приема на работу инвалидов, обеспечив трудоустройство инвалидов на все выделенные или созданные в пределах установленной квоты рабочие места. Однако указанная обязанность по трудоустройству на все выделенные места инвалидов в установленный предписанием № 3 от 15 февраля 2019 г. срок, руководителем ОАО «Тулэнергоремонт» выполнена не была. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и т.д.). В силу пп. 1, 3, 6 п. 1 ст. 7.1-1 названного Закона РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление надзора и контроля за: приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрацией инвалидов в качестве безработных. Согласно ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Статьей 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В силу ч. 1 ст. 25 названного Закона РФ работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе, на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается законодательством субъекта РФ в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». В силу ст. 7 Закона Тульской области от 13 июля 2017 г. № 58-ЗТО «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов» выполнением квоты считается создание или выделение работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденные локальным нормативным актом, содержащим сведения о данных рабочих местах. Обязанность по квотированию считается выполненной с момента приема работодателем инвалидов на все выделенные или созданные в пределах установленной квоты рабочие места. Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. Согласно ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032- работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Так, судом установлено, что согласно информации, предоставленной ОАО «Тулэнергоремонт» в центр занятости населения г. Тулы за февраль 2020 года, в организации было создано 3 рабочих места для инвалидов, трудоустроено 2 инвалида. Сведений, указывающих на наличие случаев отказа лицам указанной категории в трудоустройстве в ОАО «Тулэнергоремонт», материалы дела не содержат. При этом, как следует из письма министерства труда и социальной защиты Тульской области от 14 мая 2020 г., в период с 15 февраля 2019 г. по 15 февраля 2020 г. обращений от инвалидов, которым было отказано в трудоустройстве в ОАО «Тулэнергоремонт» на квотируемые рабочие места не поступало. В указанный период в ОАО «Тулэнергоремонт» на квотируемую вакансию «системный администратор» выдано 1 направление, трудоустройство по которому не состоялось по причине отказа инвалида от трудоустройства. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «Тулэнергоремонт» выполнялась, возложенная законом о квотировании рабочих мест, обязанность по выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом, законом о квотировании рабочих мест на работодателя не возложена обязанность по поиску и подбору кадров на квотируемые рабочие места для инвалидов и их заполнение вне отсутствия соответствующих обращений инвалидов для трудоустройства и направления их соответствующей службой занятости. Исходя из признаков ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, субъективная сторона указанного правонарушения, характеризуется умышленной формой вины, направленной на неисполнение выданного предписания. Незаполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства или отказа самого инвалида от трудоустройства свидетельствует об отсутствии вины должностного лица организации руководителя ОАО «Тулэнергоремонт», и не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент совершения правонарушения в действиях генерального директора ОАО «Тулэнергоремонт» Перова А.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья п о с т а н о в и л: дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Перова Александра Викторовича прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Центральный районный суд г. Тулы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья О.В.Драчен