П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<ДАТА1> <АДРЕС>,291, каб.507
Мировой судья по 4 судебному участку <АДРЕС> района г. <АДРЕС> <ФИО1>,
С участием защитника <ФИО2>,
рассмотрев дело <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица:
ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», ИНН<НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
<ДАТА2> в 18.00 часов Общество с ограниченной ответственностью «Южное управление жилищно-коммунальными системами», выполнило корректировку размера платы за потребленную тепловую энергию за 2015 год на нужды отопления по многоквартирному дому <АДРЕС> по <АДРЕС> с нарушением подпункта «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА3> <НОМЕР>, тем самым осуществило предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник <ФИО2> вину в совершении административного правонарушения признала частично, пояснив, что при проведении проверки Службой был неверно произведен расчет корректировки в части отнесения расхода всей тепловой энергии в летние месяцы только на нужды ГВС. Вместе с тем, дом <АДРЕС> по <АДРЕС> оснащен полотенцесушителями, которые в соответствии с ГОСТом 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» являются отопительными приборами, а следовательно часть тепловой энергии в летние месяцы расходуется также и на нужды отопления. Кроме этого, расчет размера платы за ГВС производится в соответствии с пунктом 26 Приложения 2 Постановления Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР>, который предусматривает, что объем тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, рассчитывается как произведение объема потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. Такой норматив установлен как 0,055 и применяется Службой при расчете объема тепловой энергии, затраченной на подогрев воды в течение всего календарного года, кроме летних месяцев. Вместе с тем, отнесение расходов тепловой энергии в летние месяцы только на нужды ГВС влечет за собой неправильный расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и нарушает права потребителей. Согласно расчету, произведенному ООО «ЮУ ЖКС», сумма корректировки за 2015 год по <АДРЕС> составляет -964,37 рублей (по расчету Службы -397,11). В этой части управляющая компания произвела корректировку платы по услуге отопление, что подтверждается платежным документом по квартире <НОМЕР> <АДРЕС>.
Законный представитель ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами», с участием защитника <ФИО2>, так как он извещен надлежащим образом, им не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, имеющихся в деле доказательств достаточно для рассмотрения его по существу.
Мировой судья, выслушав защитника <ФИО2>, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, приходит к выводу, что вина ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ полностью доказана исследованными материалами дела.
ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» зарегистрировано в качестве юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования <ДАТА5>
ООО «Южное управление ЖКС» имеет лицензию, подтверждающую право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от <ДАТА6> <НОМЕР>.
Согласно протоколу об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА7>, на основании распоряжения <НОМЕР> ср-п от <ДАТА8> в отношении ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в период с <ДАТА9> по <ДАТА2> назначена внеплановая документарная проверка с целью проверки информации, содержащейся в обращении гражданки, проживающей по адресу: <АДРЕС>, поступившее в Службу от <ДАТА10> о нарушении прав потребителя при начислении платы за коммунальные услуги.
О проведении проверки ООО «ЮУЖКС» было извещено копией распоряжения от <ДАТА8> <НОМЕР>-срп, запросом от <ДАТА8> <НОМЕР> срп, врученные <ДАТА11>, что подтверждается почтовым уведомлением.
В силу требований части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом б) пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА12> <НОМЕР> «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее - Постановление <НОМЕР>), к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с подпунктом 3.1.6 пункта 3 Договора, управляющая организация ООО «ЮУЖКС» обязана своевременно производить начисление платы и сбор платежей за управление многоквартирным домом, содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги с учетом льгот и субсидий, установленных действующим законодательством РФ, самостоятельно либо по агентским договорам.
Начисление платы по отоплению производится в соответствии с постановлением Правительства <АДРЕС> области от <ДАТА13> <НОМЕР> «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА14> <НОМЕР>(далее - Правила <НОМЕР>).
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Положением <НОМЕР>, ЖК РФ, Правилами <НОМЕР>, допущенных ООО «ЮУЖКС».
В ходе проведения проверки установлено, что МКД <НОМЕР> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Начисление платы по отоплению производится в соответствии с Правилами <НОМЕР>, согласно которым при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку платы.
Для определения суммы корректировки за тепловую энергию в соответствии с показаниями ОДПУ Службой выполнен расчет.
В соответствии с данными ОДПУ, подтвержденными справками о теплопотреблении, товарными накладными, предъявленными ресурсоснабжающей организацией, за 2015 год на жилые помещения МКД <НОМЕР> был предъявлен объем тепловой энергии на нужды отопления 279,5 Гкал на сумму 293735,76 руб.
Сумма годового начисления платы по коммунальной услуге отопление, выставленная потребителям МКД <НОМЕР> за 2015 год, составила 307730,08 руб.
Корректировка платы по коммунальной услуге «отопление» за 2015 год МКД <НОМЕР> должна была составить 13994,32 руб. в сторону уменьшения платы (307730,08 руб.-293735,76 руб.). Сумма перерасчета на каждый квадратный метр общей площади помещений составляет 9,17 руб. Таким образом, к примеру, для квартиры <НОМЕР> корректировка должна составлять 397,11 руб. в сторону уменьшения платы.
При анализе платежных документов, предоставленных ООО «ЮУЖКС» по квартире <НОМЕР> в МКД <НОМЕР> установлено, что корректировка размера платы за отопление выполнена в размере 946,99 руб. в сторону увеличения платы, что на 1344,10 руб. больше, чем по расчет Службы.
Таким образом, ООО «Южное Управление ЖКС» нарушило подпункт «б» пункта 21 и пункт 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА15> <НОМЕР>.
ООО «ЮУЖКС» в нарушение подпункта б) пункта 3 Постановления <НОМЕР> не исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом.
Протокол об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА7> составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного рассмотрения дела, в протоколе отражения.
Объективно вина ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» в совершении административного правонарушения также подтверждается:
- распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки <НОМЕР> срп от <ДАТА8>г., вынесенным руководителя Службы государственного жилищного надзора <АДРЕС> области <ФИО3>, согласно которой назначена внеплановая документарная проверка в период с <ДАТА17> по <ДАТА18> в отношении ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» с целью проверки информации, содержащейся в обращении жительницы, проживающей по адресу: <АДРЕС>, о нарушении прав потребителя при начислении платы за коммунальные услуги. Распоряжение вручено ООО «ЮУЖКС» <ДАТА>
- актом проверки <НОМЕР> от <ДАТА18>г., по результатам которой установлено, что
ООО «ЮУЖКС» выполнило корректировку размера платы за потребленную тепловую энергию за 2015 год на нужды отопления по МКД <НОМЕР> с нарушением действующего законодательства;
- предписанием <НОМЕР> от <ДАТА18>г., выданным советником отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги Службы государственного жилищного надзора <АДРЕС> области <ФИО4>, согласно которому ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» предписано в срок до <ДАТА21> устранить нарушения - привести начисление платы за коммунальную услугу по отоплению по МКД <НОМЕР> в соответствии с действующим законодательством.
Существенных нарушений требований Федерального закона от <ДАТА22> N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» мировым судьей не установлено.
Таким образом, письменные доказательства, имеющиеся в деле, получены с соблюдением требований закона и признаются судом относимыми и допустимыми.
В соответствии с п.7 ч.1 статьи Жилищного кодекса РФ лицензионными требованиями являются среди иных, требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА12> <НОМЕР> лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утвержден Постановлением Правительства РФ от <ДАТА23> <НОМЕР>.
Согласно пп.«ж» п.4 вышеназванного Порядка управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, соблюдение управляющей организацией стандарта по начислению обязательных платежей, связанных с оплатой коммунальных услуг, является одним из лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу «отопление», а также порядок ее корректировки определяется Постановлением Правительства РФ <НОМЕР> о т <ДАТА15> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»(далее - Правила…).
В соответствии с п.п.«б» п.21 вышеуказанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно п.22 Правил… при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения <НОМЕР> к Правилам… размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле <НОМЕР>, которая складывается из следующих показателей: размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Таким образом, для определения размера корректировки платы за отопление необходимо определить размер платы за тепловую энергию, исходя из показаний общедомовых приборов учета. При этом, вышеуказанные Правила не содержат каких-либо отдельных положений для определения размера платы за тепловую энергию в летний период, когда услуга «отопление» не предоставляется. При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу, что при определении размера платы за тепловую энергию в целях корректировки платы по отоплению должны приниматься во внимание показания общедомового прибора учета, независимо от времени года и отопительного периода.
Как следует из акта проверки <НОМЕР> от <ДАТА18>г. многоквартирный дом <НОМЕР> по <АДРЕС> оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Из расчета корректировки, произведенного Службой государственного жилищного надзора <АДРЕС> области, содержащегося в акте проверки <НОМЕР> от <ДАТА18>, следует, что фактические показания общедомового прибора учета тепловой энергии, затраченной на нужды отопления, в период июнь-август 2015г. равны нулю.
Вместе с тем, как следует из расчета ООО «ЮУЖКС» выполненного по справкам о теплопотреблении за 2015 год, расход тепловой энергии по дому <НОМЕР> <АДРЕС> составлял: в июне - 14,84 Гкал, в июле - 19,86 Гкал, в августе - 14,62 Гкал.
Таким образом, расчет корректировки платы за отопление в 2015г., выполненный Службой государственного жилищного надзора <АДРЕС> области в части занижения объема тепловой энергии на нужды отопления в летние месяцы до нуля является неверным, поскольку противоречит показаниям общедомового прибора учета, значения которого превышают нулевой объем тепловой энергии.
Вместе с тем, данные нарушения не опровергают вину ООО «Южное управление ЖКС» в совершении административного правонарушения, поскольку на момент проведения проверки, корректировка платы по услуге отопление за 2015г. юридическим лицом была выполнена в нарушение пп. «б» п.21 Постановления Правительства РФ <НОМЕР> от <ДАТА15> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», что также подтверждается расчетом корректировки, выполненным ООО «Южное управление ЖКС» после проведения проверки и представленным в судебном заседании.
Таким образом, мировым судьей установлено нарушение со стороны ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, а именно начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов коммунальных услуг в нарушение требований законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, мировой судья находит вину ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» установленной и доказанной в полном объеме, а его действия квалифицирует по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность мировой судья, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, учитывает добровольное устранение нарушений лицензионных требований.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, мировым судьей не установлено.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что выявленные нарушения ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» устранены добровольно, что подтверждается представленным платежным документом по <АДРЕС> по <АДРЕС> <АДРЕС> за июль 2016г. путем перерасчета платы по услуге отопление, мировой судья считает возможным признать данные обстоятельства исключительными и назначить ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» наказание в виде административного штрафа, снизив его размер ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 ст.19.5 КоАП РФ, до 125 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.29.9 и 29.10 КоАП РФ, мировой судья,
П О С Т А Н О В И Л:
ООО «Южное управление жилищно-коммунальными системами» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и назначить наказание с учетом ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 125000 (ста двадцати пяти тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
<ОБЕЗЛИЧЕНО>
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
В соответствии со ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Мировой судья: <ФИО1>