16RS0036-01-2020-000438-33
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Альметьевск
04 марта 2020 года дело № 2-850/2020
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ш.Н. Шарифуллина,при секретаре А.А. Гайфуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина об обязании демонтировать плотину (гидротехническое сооружение),
У С Т А Н О В И Л:
Татарский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с указанным иском к ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, указав, что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ПАО «Татнефть» при выведении из эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины) вблизи п.<адрес>.
В ходе проверки установлено, что вблизи п.<адрес> на р.*** расположены водозаборные сооружения, собственником которых является ПАО «Татнефть». Эксплуатацию данного гидротехнического сооружения осуществляло ООО «УПТЖ для ППД». В 2008 году вышеуказанные водозаборные сооружения выведены из эксплуатации. Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения. Однако, в нарушение вышеуказанных требований гидротехническое сооружение не демонтировано и не реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, что приводит к подтоплению прилегающей территории. По результатам проверки в адрес руководителя ПАО «Татнефть» внесено представление, рассмотрев которое разработан план мероприятий по демонтажу указанного объекту.
В 2020 году проведена проверка исполнения плана мероприятий по демонтажу указанного объекта и установлено, что нарушения не устранены.
Просит обязать ПАО «Татнефть» демонтировать плотину (ГТС), расположенную на реке *** возле п.<адрес> в шестимесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец поддержал заявление.
Представитель ответчика иск в части демонтажа плотины (ГТС) признал, а в части шестимесячного срока для демонтажа не согласен, считает, что за этот срок они не успеют демонтировать плотину. Просит установить срок демонтажа до 10 августа 2021г.
Представитель 3-лица: Министерства экологии и природных ресурсов РТ извещен.
Представитель 3-лица: Приволжского Управления Ростехнадзора извещен.
Выслушав объяснение представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Статья 9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" предусматривает, что на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возлагает обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" требованиями к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений являются: государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля, за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Из материалов дела следует, что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Юго-Восточного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ПАО «Татнефть» при выведении из эксплуатации гидротехнического сооружения (плотины) вблизи п.<адрес>.
В ходе проверки установлено, что вблизи п.<адрес> на р.*** расположены водозаборные сооружения, собственником которых является ПАО «Татнефть».
Эксплуатацию данного гидротехнического сооружения осуществляло ООО «УПТЖ для ППД».
В 2008 году вышеуказанные водозаборные сооружения выведены из эксплуатации.
Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения. Однако, в нарушение вышеуказанных требований гидротехническое сооружение не демонтировано и не реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, что приводит к подтоплению прилегающей территории.
По результатам проверки в адрес руководителя ПАО «Татнефть» внесено представление, рассмотрев которое разработан план мероприятий по демонтажу указанного объекту.
В 2020 году проведена проверка исполнения плана мероприятий по демонтажу указанного объекта и установлено, что нарушения не устранены.
В силу ч.4.1 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Поскольку ответчик признает исковые требования в части демонтажа плотины и просит срок демонтажа продлит до 10 августа 2021года, суд с учётом всех обстоятельств дела находит, иск природоохранного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению установив срок демонтажа плотины (ГТС) до 10 августа 2021года.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в соответствии со ст.333.19 НК РФ составляет 300руб.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Татарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина об обязании демонтировать плотину (гидротехническое сооружение)удовлетворить
Обязать ПАО «Татнефть» демонтировать плотину (ГТС) расположенную на реке *** возле п. <адрес> до 10августа 2021года.
Взыскать с ПАО «Татнефть в доход бюджета Альметьевского муниципального района госпошлину в размере 300(трёхсот )руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Альметьевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Полный текст решения изготовлен 05.03.2020г.