Дело № 5-462/2021 28 июля 2021 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Мировой судья судебного участка № 2 Ломоносовского судебного района г. Архангельска А.А. Рычихина, рассмотрев в помещении судебного участка по адресу: г. Архангельск, ул. Свободы, д.29, каб.405, протокол об административном правонарушении и материалы, поступившие из Государственной жилищной инспекции Архангельской области (г. Архангельск, ул. Комсомольская, д.38, корп.1) в отношении товарищества собственников жилья «Советских Космонавтов, 52, корпус 1» юридический адрес: г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д.52, корпус 1, кв. 24, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>,
УСТАНОВИЛ:
11 июня 2021 года государственным жилищным инспектором составлен протокол по факту того, что ТСЖ «Советских Космонавтов, 52, корпус 1» , юридический адрес г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 52, корпус 1,кв. 24, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения внеплановой проверки жилого дома №52 по пр. Советских Космонавтов в г. Архангельске к месту проведения проверки 27 мая 2021 года в 10:00 не явился, представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью не направил, что повлекло невозможность проведения внеплановой выездной проверки, назначенной распоряжением от 24 мая 2021 года 09-01/14 Государственной жилищной инспекцией Архангельской области, т.е. совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель ТСЖ «Советских Космонавтов, 52 корпус 1» <ФИО1> пояснил, что изначально было сообщение о проведении проверки 26 мая 2021 года в 10:00. 26 мая 2021 года в 10:00 инспектор ГЖИ <ФИО2> на проведение проверки не явилась. 26 мая 2021 года в 16:42 инспектор позвонила председателю ТСЖ «Советских Космонавтов, д. 52, корпус 1» и предложила провести проверку прямо сейчас или 27 мая 2021 года в 10:00. Ей было предложено назначить проведение проверки в иной день после 30 мая 2021 года, так как 27 мая 2021 года явиться для проведения проверки не сможет ни председатель ТСЖ (находится на работе), ни представитель (командировка). Также указал, что уведомление о проведении проверки на официальный адрес ТСЖ не было направлено. Представил сведения Почта России о том, что уведомление на составление протокола было опущено в выделенный почтовый ящик ТСЖ «СК 52, 1» для показаний приборов учета, расположенный по адресу г. Архангельск, пр. СоветскихКосмонавтов, д. 52, корпус 1, подъезд 1.
Государственный жилищный инспектор <ФИО2> в судебном заседании не отрицала, что перепутала дату проведения проверки. 26 мая 2021 года в 10:00 к месту проведения проверки не явилась, каких-либо документов по данному факту не составляла. 26 мая 2021 года, когда поняла, что перепутала время, позвонила председателю ТСЖ и предложила незамедлительно провести проверку либо 27 мая 2021 года в 10:00. Указала, что председатель предлагал иное время проведения проверки, но так как ответ на обращение надо было дать до 30 мая 2021 года, оно не было принято. Уведомление о проведении проверки отправила на электронныйадрес представителя ТСЖ <ФИО3> Указала, что в силу части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются, в числе прочего, поступления в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 указанного Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Мировой судья, выслушав явившихся лиц, обозрев в судебном заседании сайт ГИС ЖКК и сайт проверок генеральной прокураты, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее 294-ФЗ) предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В соответствии с п.2 ст. 15 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В силу ст.25 294—ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Согласно материалам дела первоначально проведение проверки было назначено на 26 мая 2021года в 10:00, однако государственный жилищный инспектор не явился в указанное время, каких-либо документов не составил.
В судебном заседании жилищный инспектор пояснил, что перепутал дату, но в срок до 28 мая 2021 года необходимо было провести проверку, так как 28 мая 2021 года истекал срок ответа на обращение гражданина. При этом срок проверки в распоряжении указан с 25 мая 2021 года по 22 июня 2021 года.
26 мая 2021 года в вечернее время жилищный инспектор телефонограммой уведомил председателя ТСЖ о проведении проверки 27 мая 2021 года в 10:00, на электронную почту представителя направил уведомление. На адрес официальной электронной почты ТСЖ уведомление не направлялось. Как пояснил представитель ТСЖ, жилищному инспектору было предложено согласовать проведение проверки в иное время после 30 мая 2021 года, так председатель находится на работе 27 мая 2021 года и прибыть к месту проведения проверки не сможет, а представитель уезжает в командировку с 27 мая по 28 мая 2021года.
В реестре проверок размещена информация о том, что телефонограммой от 26 мая 2021 года председатель ТСЖ уведомлен о проведении проверки, сведения размещены 26 мая 2021 года в 16:41. При этом о том, что председатель уже ранее 22 мая 2021 года телефонограммой извещался о проведении проверки на 26 мая 2021 года в 10:00, сведенийне содержится.
При этом на сайте ГИС ЖКХ имеется прикрепленный файл, в котором указано о проведении проверки 26 мая 2021 года в 10:00, иных уведомлений не содержится.
На основании ч. 1 ст. 20 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);
При этом, в нарушение требований ст. 16 вышеуказанного Закона в материалах дела не представлен составленный по установленной форме акт по результатам проверки проведенной 26 мая 2021 года.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из материалов дела следует, что извещение на составление протокола поступило 01 июня 2021 года в ОПС Архангельск 163046 и передано почтальону в доставку. Согласно поясненям сотрудников ОПС Архангельск 163046, извещение на заказное письмо 80096460420928 было опущено в выделенный почтовый ящик ТСЖ «СК 52, 1» для показаний приборов учета, расположенный по адресу г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 52, корпус 1, 1 подъезд. Заказное письмо возвращено по истечению срока хранения 09.06.2021 года. Также извещение насоставление протокола было направлено на адрес электронной почты представителя ТСЖ <ФИО3>
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Однако в материалах дела отсутствуют сведения, что ТСЖ «Советских Космонавтов, 52, корпус 1» просило направлять информацию на электронный адрес представителя.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Изложенное с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.
Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательством по делу об административном правонарушении, в частности, является протокол об административном правонарушении. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Следовательно, протокол по делу об административном правонарушении от 11 июня 2021 года является недопустимым доказательством, и не может быть использован судом при вынесении постановления.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, исследовав материалы дела, мировой судья приходит к выводу о прекращении производства по делу на основании п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях ТСЖ «Советских Космонавтов, 52, корпус 1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
На основании ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении в отношении товарищества собственников жилья «Советских космонавтов, 52, корпус 1» по ч. 2 ст.19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Мировой судья А.А. Рычихина