Дело №21-473/2022
РЕШЕНИЕ
23.03.2022г. г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу кладовщика ООО «Крым-Экогидротех» Индик Марины Викторовны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 16.12.2021 года по делу №12-406/2022,
УСТАНОВИЛ
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Г.А. от 28.09.2021 года №10-82-344-П-3 (далее Постановление от 28.09.2021 года №10-82-344-П-3) кладовщик ООО «Крым-Экогидротех» Индик Марина Викторовна (далее Индик М.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Индик М.В. обжаловала его в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 16.12.2021 года по делу №12-406/2022 Постановление от 28.09.2021 года №10-82-344-П-3 оставлено без изменения, жалоба Индик М.В. оставлена без удовлетворения.
Индик М.В. подала жалобу, в которой просит решение Керченского городского суда Республики Крым от 16.12.2021 года по делу №12-406/2022 изменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании, которое состоялось 23.03.2022 года представитель Индик М.В. Прибыльский А.Н. настаивал на удовлетворении жалобы, представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора возражала против удовлетворения жалобы, предоставив документы, подтверждающие обоснованность привлечения Индик М.В. к административной ответственности.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Индик М.В., Южного межрегионального управления Росприроднадзора, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1КоАПРФ).
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Ч. 2 ст. 11 Закона №89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 13.4 Закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
П. 216-223 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проверив сведения, изложенные в материалах административного дела, предоставленного контролирующим органом, в том числе в акте проверки №10-82-65-П от 23.08.2021 года, судья Керченского городского суда Республики Крым в ходе рассмотрения дела от № 12-406/2021 согласилась с выводами, изложенными в Постановлении от 28.09.2021 года №10-82-344-П-3, о наличии в действиях Индик М.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1. ст.8.2 КоАПРФ.
Однако, такие выводы судьи Керченского городского суда Республики Крым не основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАПРФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ч. 1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Ст. 2.4 КоАПРФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом согласно примечанию к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Материалы дела свидетельствуют о том, что с 10.08.2021 года по 23.08.2021года на основании решения руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) олдованова Р.А. от 04.08.2021 года №10-ВП-П-59 проведена плановая выездная проверка ООО «Крым-Экогидротех» по соблюдению лицензионных требований, в ходе которой проведено комплексное обследование зданий, сооружений и иных объектов по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе осмотра территории ООО «Крым-Экогидротех» возле мастерских выявлен контейнер (урна) для накопления отходов, в котором зафиксировано совместно размещение бумаги, полиэтилена, растительных отходов, медицинской маски и перчаток загрязненных, что подтверждается протоколом осмотра с приложением фото-таблицы.
Также на территории производственной площадки ООО «Крым- Экогидротех» установлено место накопления отходов с целью их дальнейшей обработки, обезвреживания или утилизации, в пределах которого отходы складируются насыпью и навалом на площадке с твердым покрытием, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
По результатам проверки составлен Акт плановой проверки от 23.08.2021 года №10-82-65-П, в котором зафиксированы указанные выше обстоятельства.
После изучения сведений, изложенных в акте проверки №10-82-65-П от 23.08.2021 года, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Г.А. 26.08.2021 года в отношении Индик М.В. составлен протокол № 10-82-344-11, а 28.09.2021 года -
постановления №10-82-344-П-3, которым кладовщик ООО «Крым-Экогидротех» Индик М.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, основанием для привлечение к административной ответственности послужило неисполнение требований ст. 13.4 Закона №89-ФЗ, а именно неисполнение ею полномочий должностного лица, ответственного за осуществление контроля за накоплением отходов.
Пунктом 1.5 приказа по ООО «Крым Экогидротех» от 16.06. 2021 года №60 «О назначении ответственных за природоохранную деятельность» установлено, что ответственными за организацию работы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на производственной площадке ООО «Крым-Экогидротех» назначены главный инженер Кузьменко В.А. и кладовщик Индик М.В.
Приказом ООО «Крым-Экогидротех» от 07.12. 2020 года №132-к на кладовщика Индик М.В. возложены обязанности заведующей складом, о чем имеется дополнительное соглашение от 06.06. 2019 года к трудовому договору от 10.02.2017 года с дополнительным соглашением от 01.09. 2017 года №1.
Должностная инструкция заведующего складом утверждена приказом директора ООО «Крым-Экогидротех» №103/К от 01.09.2016 года, и возлагает на него обязанности по приему и размещению отходов на складских территориях предприятия(п.2.8), контролю сортировки и переработке поступающих отходов (п. 2.12).
Материалы дела не содержат доказательств того, что Индик М.В., замещая должность заведующего складом ООО «Крым-Экогидротех» в силу своих должностных обязанностей осуществляет организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции, связанные с накопление отходов путем их раздельного складирования, в том числе отвечает за контроль их раздельное накопления только в местах (на площадках), соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
При таких обстоятельствах невозможно сделать однозначный вывод о том, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением Индик М.В. своих служебных обязанностей стало возможным накопления ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» отходов, складированных насыпью и навалом на площадке с твердым покрытием с нарушением требований ст.13.4 Закона №89-ФЗ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу изложенного и с учетом приведенных положений ст.1.5 КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях кладовщика ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» Индик М.В. имеется состав вмененного ей административного правонарушения, в связи с чем Постановление от 28.09.2021 года №10-82-344-П-3 и решение Керченского городского суда Республики Крым от 16.12.2021 года по делу №12-406/2022 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Худяковой Г.А. от 28.09.2021 года №10-82-344-П-3 и решение Керченского городского суда Республики Крым от 16.12.2021 года по делу №12-406/2022 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении кладовщик ООО «Крым-Экогидротех» Индик Марина Викторовна прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>