18RS0022-01-2020-001162-08
Дело № 2-832/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>, Удмуртская Республика 03 сентября 2020 года
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бубякина А.В., при секретаре Муллахметовой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Киясовский межпоселенческий дом культуры» о понуждении устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны,
у с т а н о в и л:
<адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Киясовский межпоселенческий дом культуры» (далее - МБУК «Киясовский МДК») об обязании в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное убежище) (далее - ЗСГО) с инвентарным №, расположенное по адресу: УР, <адрес>, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: установить противовзрывные устройства; установить вентиляцию с механическим побуждением, установить расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах; привести в нормативное состояние гидроизоляцию помещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки соблюдения законодательства при использовании ЗС ГО в деятельности органов местного самоуправления установлено, что на балансе Управления культуры, делам молодежи, спорту, и туризму Администрации МО «<адрес>» находится ЗС ГО (противорадиационное убежище) с инвентарным номером №, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (здание МБУК «Киясовский МДК»), общей площадью 600 кв.м., вместимостью 500 чел., класса ЗС ГО - п-4.
По результатам комиссионного обследования оценки содержания и использования ЗС ГО от ДД.ММ.ГГГГ признано не готовым к приему укрываемых.
Так, по результатам обследования установлено, что в нарушении п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее – Правила) в ЗС ГО не имеется противовзрывных устройств. Кроме того,в нарушение п.2.47, 2.9, 7.35 СНиП II-11-77 «Часть II. Нормы проектирования. Глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны» (утв. постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №), п.5.1.1, п.3.2.1, п.ДД.ММ.ГГГГ п.10.1.1 СП 88.13330.2014 «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны» (далее - СП 88.13330.2014) в помещении ЗС ГО отсутствует вентиляция с механическим побуждением, отсутствуют расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах. Помещение ЗС ГО затопляется грунтовыми водами, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии гидроизоляции помещения. После проведения указанного осмотра состояние защитного сооружения изменилось, ремонтные работы гидроизоляции помещения по приведению ЗС ГО в соответствие с установленными норматива в течение длительного времени не проведены.
С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой <адрес> в адрес начальника Управления по культуру, делам молодежи, спорту, туризму Администрации МО «<адрес>» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем, нарушения, указанные в представлении, не устранены, противорадиационное убежище с инвентарным номером №, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведено.
Ненадлежащее состояние защитного сооружения гражданской обороны, находящееся на балансе Управления по культуру, делам молодежи, спорту, туризму Администрации МО «<адрес>», нарушает права граждан, в том числе несовершеннолетних, эвакуируемых на защиту в случае начала военных действий, введения Президентом Российской Федерации военного положения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебное заседание прокурор <адрес> не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и заключение по делу. Исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика – МБУК «Киясовский МДК» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, об удовлетворении исковых требований прокурора не возражает.
Представитель третьего лица - Администрации МО «<адрес>» Глушков Д.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, не возражает против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия сторон.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон №28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу требований ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статьей 6 Федерального закона №28-ФЗ установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Согласно положениям указанного Порядка, содержание ЗС ГО в мирное время предусматривает обеспечение постоянной готовности помещении и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях ЧС мирного времени.
В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Согласно пунктам 1.3, 1.7, 1.8 указанных Правил организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 9, 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № противорадиационные укрытия отнесены к объектам гражданской обороны.
В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ст. 210 ГК РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, приведенные правовые нормы предусматривают необходимость постоянного поддержания защитных сооружений гражданской обороны в состоянии готовности к использованию согласно их назначению, и возлагают такие обязанности на собственника.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что прокуратурой района проведена проверка защитного сооружения гражданской обороны по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
На балансе Управления культуры, делам молодежи, спорту, и туризму Администрации МО «<адрес>» находится ЗС ГО (противорадиационное убежище) с инвентарным номером №, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (здание МБУК «Киясовский МДК»), общей площадью 600 кв.м., вместимостью 500 чел., класса ЗС ГО - п-4.
По результатам комиссионного обследования оценки содержания и использования ЗС ГО от ДД.ММ.ГГГГ признано не готовым к приему укрываемых.
По результатам проверки установлено, что в помещении ЗС ГО не имеется взрывных устройств, отсутствует вентиляция с механическим побуждением, отсутствуют расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах, помещение ЗС ГО затопляется грунтовыми водами.
С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой <адрес> в адрес начальника Управления образования Администрации МО «<адрес>» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем нарушения, указанные в представлении не устранены, противорадиационное убежище с инвентарным номером, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (здание МБУК «Киясовский МДК»), общей площадью 600 кв.м., вместимостью 500 чел., класса ЗС ГО - п-4, в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования об обязании ответчика МБУК «Киясовский МДК» в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны класса ЗС ГО-п-4 с инвентарным №, расположенное по адресу: УР, <адрес>, общей площадью 600 кв.м., вместимостью 500 чел в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: установить противовзрывные устройства; установить вентиляцию с механическим побуждением, установить расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах; привести в нормативное состояние гидроизоляцию помещения являются законными, обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> УР в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Киясовский межпоселенческий дом культуры» о понуждении устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны удовлетворить.
Обязать МБУК «Киясовский МДК» в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданкой обороны класса ЗС ГО-п-4 с инвентарным №, расположенное по адресу: УР, <адрес>, общей площадью 600 кв.м., вместимостью 500 чел в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно:
-установить противовзрывные устройства;
-установить вентиляцию с механическим побуждением;
установить расширительные камеры на воздухозаборах и воздуховыбросах;
-привести в нормативное состояние гидроизоляцию помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Бубякин