Гр.дело №2-3343/2023
УИД: 04RS0021-01-2023-003196-80
Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре судебного заседания Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3343/2023 по иску Стариковой Анжелы Евгеньевны к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Балданова Ц.Д., действующая на основании нотариальной доверенности, обратилась в суд с названным иском, в котором просит обязать ответчика предоставить Стариковой А.Е. вне очереди жилое помещение в черте городского округа «город Улан-Удэ» по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Требования мотивированы тем, что Старикова А.Е. является инвалидом второй группы бессрочно, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «малоимущие», принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно», имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и право на пользование дополнительной жилой площадью за счет муниципального жилищного фонда в границах г. Улан-Удэ, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Определением суда в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Правительство Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Балданова Ц.Д. исковые требования поддержала, указала на наличие у Стариковой А.Е. права на предоставление жилья вне очереди с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
В судебное заседание представители ответчика Администрации г. Улан-Удэ, Правительства Республики Бурятия, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство финансов Республики Бурятия своих представителей в судебное заседание не направили, надлежаще извещены.
В письменном отзыве на исковое заявление представителем третьего лица Министерства финансов РБ Жалсанова Е.С. указывается, что действующим законодательством не предусмотрен порядок финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года. Право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации за счет муниципального жилищного фонда.
В отзыве на исковое заявление представителем третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Дугарова Н.Н. также указывает, что распределение жилых помещений по договорам социального найма, учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления.
Выслушав объяснения представителя истца, полагая возможным принятие решения в отсутствие неявившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу следует, что согласно справке ... ... Старикова А.Е. (Базарова А.О.) является инвалидом второй группы бессрочно, инвалидность с детства.
По справке ВК ГБУЗ «РПНД» ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Старикова А.Е. состоит на диспансерном учете по поводу хронического заболевания (...), является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию бессрочно, состоит на учете у психиатра с 2008 года.
По сведениям ГБУЗ «РПНД» от ДД.ММ.ГГГГ Старикова А.Е. состоит на учете в ГБУЗ «РПНД» с 2008 года с диагнозом « ).
Таким образом, истец страдает заболеванием (код заболевания ...), входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире согласно Приказу Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н«Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Судом также установлено, что заболевание Стариковой А.Е. (код заболевания ...) входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, установленного Приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 года № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Согласно извещению ... от 23 августа 2023 года, извещению ... от 28 августа 2023 года, Уведомлению ... от 28 августа 2023 года, направленных Администрацией Советского района г. Улан-Удэ в адрес Стариковой А.Е. распоряжениями Администрации района от 23 августа 2023 года ..., от 28 августа 2023 года ... истец принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда по категориям: «малоимущие» (номер очереди не указан) с составом семьи 1 человек, «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно» (номер очереди не указан) с составом семьи 1 человек.
Согласно паспортным данным, выписке из лицевого счета от 8 августа 2023 года Старикова А.Е. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: ..., собственником которого является Базаров О.В., что следует из выписки из ЕГРН от 12 ноября 2021 года. По названному адресу также зарегистрированы и проживают совместно с истцом 3 человек.
То обстоятельство, что Старикова А.Е. является лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, делающего невозможным совместное с ним проживание, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, стороной ответчика не оспаривается.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 3 названной статьи Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца шестого статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Заболевание, которым страдает истец, подпадает под указанный перечень (пункт 4).
Из указанных норм в совокупности следует, что лицо, признанное нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, и при этом имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения, может претендовать на предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
Исходя из положений ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., полномочия по обеспечению жильем инвалидов, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Этой же статьей предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В абз. 2 ст. 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10 ноября 2010 года № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В Республике Бурятия не принимались специальные
нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем
инвалидов, вставших на очередь после 1 января 2005 года, и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам
жилья, следует исходить из норм действующего жилищного законодательства.
Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве указания на конкретный орган государственной власти или местного самоуправления, который должен обеспечивать жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на очередь после 1 января 2005 г. суд полагает, что в настоящем случае указанная обязанность должна быть возложена на Администрацию г. Улан-Удэ.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
По делу следует, что Старикова А.Е. состоит на учете также по категории «малоимущие».
Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение в доме государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из положений ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам.
Принимая во внимание вышеизложенное, Старикова А.Е., являясь инвалидом II группы бессрочно, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в обеспечении жильем, имеет такое право во внеочередном порядке, за счет муниципального жилищного фонда.
Согласно справке ГАУЗ «РПНД» Старикова А.Е.. подпадает под действие Приказа Минздрава РФ от 30 ноября 2012 года № 991н о праве на дополнительную жилую площадь.
С учетом изложенного ответчик при предоставлении по договору социального найма жилого помещения по норме предоставления обязан обеспечить реализацию права Стариковой А.Е. на дополнительную площадь, превышающую норму предоставления не более чем в два раза.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░ (░░░ ...) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ...) ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░-░░░» ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░