57RS0023-01-2024-004210-85
Дело № 2-3571/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2024 года г.Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Смирновой П.А.,
участием истца Короля В.В.,
представителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области Полякова М.А.,
представителя ответчика ООО «УК Зелёная роща» Астахова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-3571/2024 по иску Управления Роспотребнадзора по Орловской области, действующего в интересах Короля Владимира Вячеславовича, к ООО «УК Зелёная роща», третьи лица – ООО «Эко-Транс», ООО «Экологистик», о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л :
Процессуальный истец Управление Роспотребнадзора по Орловской области обратилось в суд с иском в интересах Короля Владимира Вячеславовича о защите прав потребителей; в ходе судебного разбирательства, 15.07.2024 года, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Экологистик» и ООО «Экотранс». В обоснование исковых требований указано следующее.
С 19.05.2017 года истец король В.В. является собственником <...>. С 01.01.2019 года ответчик ООО «УК Зелёная роща» отказывает услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Орловской области. В период с декабря 2023 года по январь 2024 года ответчиком ненадлежащим образом оказывались услуги по вывозу ТКО с территории, прилегающей к дому № 16 по ул.Зеленина – мусорные контейнеры стояли переполненными, вблизи них складировался бытовой мусор, истец Король В.В. неоднократно обращался к ответчику с претензиями относительно ненадлежащего оказания услуг, его претензии были оставлены без удовлетворения.
В связи с этим, указывая, что на правоотношения сторон распространяются положения Закона «О защите прав потребителей», процессуальный истец просил суд взыскать в пользу истца с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб., штраф, предусмотренный Законом «О защите прав потребителей», в размер 50 % от взысканной суммы.
В судебном разбирательстве принимали участие истец Король В.В., представитель Управления Поляков М.А., исковые требования поддержали; истец Король В.В. дополнительно пояснил, что фактически проживает данном доме с 2020 года, в декабре 2023 года ответчиком нарушалась периодичность вывоза ТБО, что привело с перенакоплению ТБО, захламлению мест сбора ТБО, возникновению антисанитарной ситуации, ситуация усугубилась в новогодние праздники, после его неоднократных обращений к ответчику и в прокуратуру примерно с 12.01.2024 года ситуация стала улучшаться, на настоящее время периодичность вывоза ТКО ответчиком восстановлена.
В судебном разбирательстве принимал участие представитель ответчика Астахов В.А., возражал относительно удовлетворения иска; не оспаривая наличие выявленных нарушений, полагал, что соблюдение периодичности вывоза ТКО и поддержание надлежащего состояния места контейнерных площадок и мест складирования ТКО является обязанностью третьих лиц, по договору с ответчиком оказывающих услуги по вывозу ТКО.
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 данного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее по тексту Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 2 указанных Правил под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу п. 10 Правил № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) оплата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подп. «а», «г» п. 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;Пунктом 148 (24) Правил № 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148 (28), 148(34) Правил № 354).
Согласно п. 148 (45) Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время года (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и допустимые отклонения качества этой коммунальной услуги – не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Истец Король Владимир Вячеславович является собственником <...>, фактически проживает по данному адресу с 2020 года.
06.12.2023 года, 27.12.2023 года, 30.12.2023 года, 03.01.2024 года, 08.01.2024 года и 10.01.2024 года истец обращался к ответчику с претензиями относительно нарушения периодичности вывоза ТБО, перенакопления ТБО, захламления мест сбора ТБО, ко всем обращениям были приложены фотографии (представлены в материалы дела); ему были даны ответы о том, что 06.12.2023 года спецтехника по указанному адресу работала; на обращение от 27.12.2023 года был дан ответ о том, что в течение недели вывоз мусора будет осуществлён; в ответ на обращение от 30.12.2023 года был дан ответ об устранении нарушений; в ответ на обращения от 03.01.2024 года и от 08.01.2024 года были даны ответы об устранении нарушений – вывозе ТБО с перенакоплением.
Согласно Акту санитарно-эпидемиологического обследования от 11.01.2024 года контейнеры, расположенные у мусопроприёмных камер подъездов <...>, переполнены, приложены фотографии.
Также в декабре 2023 года, январе 2024 года истец обращался в прокуратуру <...> с заявлениями о ненадлежащем оказании ООО «УК Зелёная роща» услуг по вывозу ТКО; по результатам проведённой проверки указанные факты были установлены, ДД.ММ.ГГ в адрес ООО «УК «Зелёная роща» было вынесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО.
Установив изложенные обстоятельства, суд признаёт доказанным, что в период с декабря 2023 года по январь 2024 года ответчиком были допущены нарушения периодичности вывоза ТКО, что привело к перенакоплению мусора, засорению мест расположения мест сбора ТКО на территории, прилегающей в МКД №*** по <...>.
Учитывая установленный судом факт нарушения бездействием регионального оператора в указанной сфере права истца на благоприятную окружающую среду, создание угроза безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, судом в пользу истца с ответчика взыскивается компенсация морального вреда, которую суд признаёт разумной в заявленной сумме 15 000 руб.
Также на основании ст.13 Закона «О защите прав потребителей», который распространяется на правоотношения сторон, учитывая обстоятельства настоящего дела, в пользу истца взыскивается штраф в сумме 7 500 руб. При этом оснований для применения ст.333 Гражданского Кодекса РФ суд не усматривает, учитывая характер выявленного нарушения, его длительность, неоднократные обращения истца к ответчику во внесудебном порядке с претензиями об устранении нарушений.
Также на основании ст.103 Гражданского процессуального Кодекса РФ в пользу истца с ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Орёл» взыскивается государственная пошлина в сумме 600 руб.
руководствуясь ст. 153,155 ЖК РФ, ст. 39,173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Орловской области, действующего в интересах Короля Владимира Вячеславовича, к ООО «УК Зелёная роща», третьи лица – ООО «Эко-Транс», ООО «Экологистик», о защите прав потребителя – удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УК Зелёная роща» (ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527, КПП 575301001) в пользу короля Владимира Вячеславовича, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <...> ССР, паспорт №*** выдан 12.05.2022 года УМВД России по Орловской области, компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб., штраф в сумме 7 500 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УК Зелёная роща» (ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527, КПП 575301001) в доход муниципального образования «город Орёл» государственную пошлину в сумме 600 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Т.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2024 года.